Раз мэр Порошенко
Баллотирование Порошенко подставляет и власть, и оппозицию
Выборы столичного мэра претендуют стать наиболее ярким событием знойного лета. Период, когда в Киеве вместе с тысячами отдыхающих пропадают автомобильные пробки, а основные политические игроки переезжают в Крым и на побережье Италии, стратеги Банковой избрали как наиболее подходящий для маленькой войны.
-- Проблема даты
Конец июня - середина июля – именно то время, когда маленькая война имеет хоть какие-то шансы стать победоносной. Из города уезжают студенты, плюс «недобитки» того самого среднего класса, что способен свести на нет любые позитивные для власти социологические прогнозы, зато остаются «бабушки» и прочий люмпен, что потенциально дает возможность выиграть столицу провластному кандидату.
Сам глава глава Киевгорадминистрации Александр Попов тоже полагал, что выборы не за горами: «Если я правильно понимаю соответствующие положения Основного и избирательного закона, очередные выборы городского головы столицы должны состояться не позднее июля текущего 2012 года», — говорил он в мае прошлого года. Поддерживал Александра Павловича и глава ЦИК Владимир Шаповал:
«То, что эти выборы (мэра Киева – «Главком») должны пройти в текущем году, очевидно. Есть определенный порядок их назначения, регулируемый законом. Вакансия мэра, то есть городского головы, на данный момент есть, и она должна быть заполнена», - подчеркнул он.
Но все эти рассуждения были актуальны до выборов в парламент. А вот после них власти пришлось сделать несколько неутешительных выводов:
1. Киев – оппозиционный. 12,6% - за список Партии Регионов (кстати, за партийный результат на этих выборах отвечал новоназначенный министр культуры Леонид Новохатько) и ни одного мажоритарщика – вот результат «покращень» в столице.
2. Киевляне не обязательно голосуют «за». Но они обязательно проголосуют «против».
3. Концентрация активистов, СМИ и политиков-тяжеловесов обеспечивают защиту выбора.
И главное даже не то, что выбей на любом, самом приличном, человеке тавро Партии Регионов, он в Киеве проиграет. А вот любой, включая «обезьяну» (по словам регионала Петра Мельника) с поддержкой оппозиции, - выиграет. Суть в том, что выборы мэра Киева – это Сталинград – битва, способная изменить расклад 2015-го года. Потому что если оппозиция Киев сдаст, то Виктор Янукович смело может готовиться ко второй инаугурации. Соответственно, и наоборот: победа реального оппозиционера в Киеве возвращает «донецких оккупантов» - а именно так воспринимается нынешний режим в столице – в ситуацию 2004-го года, воплощая в реальность самый большой страх бело-голубых.
-- Фактор Ахметова
Описанная в общих чертах ситуация в столице наталкивает Президента и близкий круг его общения на несколько вопросов, ключевые из которых - «А проводить ли выборы вообще?» и «Кто возьмет на себя ответственность за столицу?». Причем, ответ на первый будет найден лишь после решения второго.
Собеседники «Главкома» на вопрос «кто?» называют лишь фамилию Рината Ахметова, компания которого, как все помнят, в прошлом году «чисто случайно» снесла историческое здание на Андреевском спуске. Под обломками этого здания оказался и несостоявшаяся победа Попова, которая могла случиться на выборах мэра. Но именно из-за случая ответственные за эти выборы (на тот момент - команда главы АП Сергея Левочкина) решили не рисковать. И выборы мэра в прошлом году так и не были назначены.
Сегодня ситуация другая – и уже Ринат Леонидович самостоятельно претендует на то, чтобы дела в столице взять в свои руки. Последний из пиар-проектов – публичное заявление его компании о проведении общественных слушаний на Андреевском. И теперь он уже выступает не в роли разрушителя киевских ценностей, а в роли демократа-благодетеля, претендующего на диалог с киевлянами. Нужно также напомнить, что за этой публичной составляющей, находится и вполне конкретные интересы Ахметова. Ведь именно он владеет одним из ключевых («Киевэнерго») и одним из символичных (например, ЦУМ) предприятий, что может превратить его не в одного из номинальных, а в реального «распорядителя» города.
Исходя из этого желания Ахметова «заполучить столицу», существуют самые разные варианты – вплоть до того, что место главы столичной администрации может занять новый человек, который и станет кандидатом в мэры. Но куда более правдоподобной выглядит версия, что Александр Попов останется на своем месте, а участником и победителем кампании станет некий самовыдвиженец, на самом деле властью поддерживаемый.
Есть и более «простой» для Президента вариант, о котором мы уже говорили выше – не проводить эти выборы вообще. Например, парламент не примет постановление, столичные выборы назначающее. Это станет еще одним тестом для парламентской оппозиции: ведь что они смогут сделать? Три дня блокировать трибуну? Собраться на внеочередную сессию и в очередной раз заклеймить друг перед другом режим? Вывести на улицы 200 бабушек, требующих назначить выборы?
В любом случае, решение о дате (не)проведения выборов мэра будет политическим, а не юридическим. Иначе эти самые выборы должны были бы состояться после сложений полномочий Леонидом Черновецким, на что, к слову, напоминали некоторые УДАРовцы. Однако новейшая история Конституционного суда убеждает нас в том, что этот орган способен легетимизировать практически любой выгодный власти вздор. И пока нет оснований полагать, что у оппозиции есть стратегия, как заполучить если не выгодную себе, так хотя бы более-менее законную дату.
Также не ясно, проводить ли мэрские выборы в привязке к выборам Киевсовета, которые, если продолжать с упорством безумца верить букве закона, должны быть назначены на конец весны? С одной стороны, логично было бы совместить акты народного волеизъявления, и здесь в помощь аргументации приходит излюбленная волынка ЦИКа об экономии средств (дескать, оптом всегда дешевле). С другой, если развести выборы на мэрские и в Киевсовет - повышаются шансы проиграть не сразу все, а что-то одно. Мол, рассуждают советники власти, если наш Киесовет, да еще при наличии своего главы администрации, то пусть этот оппозиционный мэр нервно курит в коридоре: он не сможет контролировать ни бюджет, ни администрацию. Если этот мэр, не «огнедышащий» свободовец, например, - отрицают другие. Потому что мэрской площадки достаточно для пиара, а кто сказал, что сейчас оппозиции нужно больше?
-- Проблема закона
Ситуацию усложняет не только неопределенность даты выборов, но и отсутствие правил, по которым эти выборы проводить.
Допустим, базовым для торгов станет закон, применимый на последних выборах мэра. Это означает, что состоявшимися будут выборы при любой явке и любом количестве кандидатов. В прошлый раз это помогло Леониду Черновецкому стать мэром, получив голоса 431 261 избирателей – менее 20% киевлян, имеющих право голоса. Свыше 80% не голосовали за Черновецкого, они голосовали за Александра Турчинова и Виталия Кличко, сразившихся в неравной борьбе за второе место. Тогда, после второго по счету проигрыша в мэрской кампании, Виталия Кличко посетила здравая мысль о необходимости принятия закона о выборах мэра в два тура. За пару недель до окончания выборов в парламент Кличко пообещал избирателям даже внести такой законопроект на рассмотрение парламента. При этом нужно понимать, что никаких шансов на его принятие у оппозиции нет, потому что теперь Виталий Владимирович хочет единого кандидата от оппозиционных сил . Другими словами, оппозиционеры отдают себе отчет в том, что выборы мэра пройдут тогда и так, как захочет власть.
С выборами Киевсовета все тоже непросто. Опыт – сын трудных столичных ошибок подсказывает регионалам, что принять закон, идентичный тому, что использовался на минувших парламентских выборах, равносильно публичному суициду.
Во-первых, потому, что смешивание пропорциональной и мажоритарной систем никаким волшебным образом не способны преобразиться в провластное большинство Киевсовета.
Во-вторых, потому, что власть (читай – Партия Регионов и коммунисты) по данному закону не смогут контролировать избирательные комиссии, о чем подробно уже писал «Главком». То есть, правило «не важно, как голосуют, главное, как подсчитывают», не сработает в пользу власти.
И здесь на помощь технологам приходят всевозможные ноу-хау. Например, секретарь Киевсовета Галина Герега, не мудрствуя лукаво, предложила провести выборы исключительно по мажоритарной системе. Логика понятна: 120 округов, тысяч по 20 избирателей в каждом. На участки придут половина избирателей, значит, при условии отсутствия барьера явки, для уверенной победы нужно 7 000 голосов. Умножаем на 100, пусть даже 200 долларов, чего мелочиться – по 500 долларов за голос – получаем стоимость гарантированного места в совете столицы. Этот вариант проведения выборов, к слову, состоянием на сегодня является рабочим в стратегиях власти.
Есть более изощренная стратегия: законодательно закрепить, что выборы признаются действительными, только если в них примут участие более 50% избирателей. Тогда «игра в мэра» может затянуться на пару лет, и выборы будут раз в несколько месяцев. Торжество демократии, так сказать.
Что остается оппозиции в законодательном поле? Как минимум – не допустить чистой мажоритарки для Киевсовета и остаться на прежних условиях в выборах мэра. Как максимум – впрочем, о максимуме теперь говорить не приходится.
-- Проблема кандидата
Ни у власти, ни у оппозиции на сегодняшний день не существует кандидата, который может гарантировано выиграть выборы столичного градоначальника. Плюс у обеих сторон – так много возможностей для маневра.
Итак, рассмотрим потенциальных героев.
{1-}
Александр Попов, возглавляющий ныне горадминистрацию, наилучшим образом иллюстрирует первую часть избирательной кампании регионалов. Попов – это «стабильнисть». По сравнению с Леонидом Черновецким это даже «покращення», но кто же видит объективную реальность? Как бы там ни было, Попова Киев не воспринимает. Для киевлян он слишком провинциален, слишком скучен, слишком сер и слишком правилен. Все эти ощущения сугубо иррациональны, но кто сказал, что Киев, проголосовавший дважды за Черновецкого и сделавший фаворитом парламентских выборов «Свободу», - рационален?
Кроме того, пик рейтинга Александра Павловича, припал на прошлогоднюю весну, когда выборы мэра казались неизбежными. Тогда было принято решение не рисковать: а вдруг бы победил Кличко, зачем ему такой подарок накануне парламентской кампании? Постановление о назначении выборов засунули под сукно, а о Попове забыли. Он отчасти оказался предоставлен сам себе. Теперь его рейтинг стабилен, как и его обладатель. Однако сегодня этого недостаточно, чтобы получить победу.
Не менее плачевная ситуация и в стане оппозиции. С одной стороны, каждый из лидеров трех оппозиционных парламентских фракций мог бы претендовать на роль мэра. При условии поддержки остальных двух. Что делает невозможным баллотирование любого из них.
{2-}
Например, Арсений Яценюк. Для него победа на мэрских выборах означала бы де-факто победу в борьбе за статус кандидата в президенты. Источники «Главкома» утверждают, что именно на баллотировании Арсения Петровича настаивает Юрий Луценко. Узник Менской колонии небезосновательно полагает, что Арсению нужна победа, яркая и безоговорочная для того, чтобы не просто выйти из тени Александра Турчинова, но получить статус, так бездарно обменянный на гламурные фото в камуфляже накануне президентской кампании в 2010-м.
Но зачем такая победа Олегу Тягныбоку, уже записанному Чечетовым в фавориты-2015 ? Или Виталию Кличко?
{3-}
Относительно участия Виталия Кличко в мэрской кампании, в его окружении борются два течения. Одни считают: Кличко, пусть с третьего раза, но обязан стать мэром. Это закрепит его статус, даст избирателям столь важное для них ощущение победителя, позволит сохраниться для более серьезных политических проектов. Другие же небезосновательно полагают, что вероятный проигрыш может поставить крест на дальнейшей политической карьере бывшего боксера.
{4-}
С Олегом Тягныбоком все проще. Весьма маловероятно, что он сам решит бороться за пост мэра столицы. Но вот поддержку у «Свободы» будет просить любой оппозиционер. Причем, крайне важно, чтобы «свободовцы» в этой кампании просто не мешали. А вот публично выступать за соратника из УДАРа либо «Батькивщины» не нужно: коллеги по оппозиции уже в открытую воротят нос от националистически-шовинистических «тягныбоковцев», при этом, многие втайне разделяют их взгляды.
В ряду оппозиционеров калибром поменьше кандидатов на пост мэра хоть отбавляй. Все они тем или иным способом пытаются заручиться поддержкой лидеров. Причем, в ход идут любые методы, но излюбленным остается шантаж.
Например, как иначе расценивать выдвижение от Европейской партии «мощной» кандидатуры Николая Катеринчука, как не попытку заполучить если не статус кандидата, то хотя бы пару-тройку мест в избирательном списке в Киевсовет?
Или другой пример – Николая Томенко, потихоньку ведущего подрывную деятельность? То Николай Владимирович раздает в метро «отчет перед избирателями», то заказывает социологию, красноречиво подтверждающую наличие у него рейтинга поддержки, соизмеримого с ростом Кличко. Правда, если с Катеринчуком вообще серьезно пока никто не разговаривает, то против Томенко откровенно выступает Турчинов, давно затаивший обидку за излишнюю самостоятельность экс-вице-спикера.
Отдельным номером программы по выдвижению себя кандидатом стоит Александра Кужель. Александра Владимировна, в последнее время позиционирующая себя как медиум между Юлией Тимошенко и миром, никогда не скрывала своих амбиций публично. Непублично, в диалогах с фракционным руководством, Кужель намекает на то, что именно она получила благословение и поддержку Юлии Владимировны. Поскольку проверить, действительно ли это так, можно лишь посредством Сергея Власенко и дочери Юлии Владимировны Евгении, которая не является политическим глашатаем, Кужель действует по принципу «куй железо, пока горячо», пытаясь хотя бы кулуарно доказать собственную безальтернативность.
Не стоит, впрочем, зацикливаться на списке тех, кто хочет. Лучше подумать о тех, кто может.
У оппозиции сегодня есть возможность – ради общей победы, но не каждого – выиграть выборы мэра. Для этого нужен человек с безупречной репутацией и имиджем настоящего борца с режимом. Поддержка мистера N со стороны «Батькивщины», «Свободы», и «УДАРа» такого кандидата принесет общий результат и даст новый временной промежуток для старта-2015.
По нашей информации, такой вариант с лидерами оппозиции обсуждался. И аргументы в той или иной степени были услышаны и Александром Турчиновым, и Арсением Яценюком, и Олегом Тягныбоком, и Виталием Кличко. Но аргументы были нивелированы презентованными перспективами Петра Порошенко.
-- Прецедент Порошенко
О желании Петра Алексеевича стать мэром Киева (может, уместнее все же говорить о попытке?) говорят давно. Сам Порошенко в комментарии «Главкому» заявил: «Я не буду это комментировать. Выборы еще даже не назначены». Но отсутствие публичного старта не помешало Петру Алексеевичу развернуть штаб, функционирующий в ежедневном режиме. Как не помешало провести ряд консультаций с людьми по обе стороны политических баррикад. Некоторым визави Петром Алексеевичем были обещаны столь лакомые аргументы, что дело приняло очень серьезный оборот.
{5-}
Итак, Петр Порошенко – наиболее вероятный кандидат в мэры. В силу специфики столицы и фактора Ахметова наш герой вряд ли станет выдвиженцем правящей партии. Но, учитывая ряд причин, речь о которых пойдет ниже, Петр Алексеевич не может быть и кандидатом от оппозиции. Наиболее приемлемым является самовыдвижение, поддержанное общественными организациями и их лидерами.
Наши источники утверждают, что кампания будет построена на имидже «третьей силы», хозяйственника, self made парня, построившего фабрики, телеканалы и способного построить страну. Но это вовсе не означает, что Петр Алексеевич будет избегать политических тем. Напротив, перед глазами перманентно страдающих на амнезию избирателей может предстать не экс-министр правительства Николая Азарова, а очень даже проевропейский оппозиционер, позволяющий себе многое, включая шмаркание в нагрудный шефа по Кабмину. Нельзя только допускать критики лично Президента. Потому что таких шуток Виктор Федорович не прощает. Доказано Юлией Тимошенко.
Устраивает ли регионалов Порошенко? Скорее да, чем нет. Он вполне договороспособный, а, учитывая наличие не только счетов в оффшорах, но и производственных мощностей внутри страны, диалог с Петром Алексеевичем всегда можно начать с позиции следователя. Порошенко не радикален, что очень актуально, если режим сменится. При этом легко предположить, что Петр Порошенко ищет площадку мэра для другого старта – президентского. Но является ли это проблемой сегодня для власти? Скорее нет, чем да. Пока – если выборы 2015 будут всенародными – нет лучшей стратегии, чем «кандидатов много, и разных». Как выдвинуть единого, если все хороши? Потому власть наоборот заинтересована в стимуляции выдвижения кандидатов от оппозиции. Тогда легче вывести во второй тур нужного.
Какие риски от выдвижения Порошенко у оппозиции?
Первый и главный – невозможность открытой поддержки. В биографии Петра Алексеевича новейшего периода немало темных пятен – от работы в «антинародном» правительстве до выборов в одном из мажоритарных округов Винницкой области, где победу одержал его ставленник Александр Домбровский. Не далее, как 1 ноября минувшего года партия «Батькивщина» официально попросила Петра Алекссевича прекратить фальсификации результатов волеизъявления. А для некоторых сегодняшних нардепов указанные особы и сегодня нерукоподаваемые. Напрашивается вывод: Порошенко – не настоящий оппозиционер, а скорее функционер, выживающий при любой власти. И поддержи его оппозиция официально, возникнет неизбежный и очень актуальный для общества вопрос: а настоящая ли оппозиция?
В то же время оппозиция может поддержать Петра Порошенко иначе. Скажем, выставить сразу троих кандидатов от каждой из оппозиционных сил. Дабы те погибли в неравной борьбе друг с другом (список кандидатур читай выше). Безусловно, оппозиция при этом понесет имиджевые потери, ведь формально выиграет не ее выдвиженец. Но вопрос нивелирования этих потерь виртуально технологический, а возможная благодарность Петра Алексеевича очень даже материальна.
Но как бы ни был точен расчет, нельзя забывать и о маленькой детали – настроении избирателей. И в какую бы красочную обертку не был запакован образ Петра Алексеевича, народ не обязательно этот рошенчик купит.
Да, киевляне вряд ли готовы к революциям, но «Потрібні зміни!» - все еще актуальный слоган. Готов ли Порошенко реализовывать подобные запросы? Либо предпочтет осторожничать, выбрав роль хозяйственника? На кого будет опираться в Киевсовете, если большинства без участия регионалов и «самовыдвиженцев» не получится? Станет ли публично разделять требования оппозиции, например, о свободе для Тимошенко?
Ввяжись Порошенко в мэрскую кампанию, учитывая сложившуюся ситуацию, он имеет неплохие шансы выиграть пост. Но не вступить в войну, возможно, главную в его жизни.