Игра в досрочные выборы. У Партии регионов плохо с арифметикой
Партия власти может проиграть выборы даже с мажоритаркой
В заблокированной Верховной Раде продолжают играть в забавную словесную игру: кто кого больше запугает внеочередными парламентскими выборами. Регионалы угрожают роспуском парламента и внеочередными выборами по 100% мажоритарной системе. Оппозиционеры в ответ говорят о развертывании своих избирательных штабов, мол, испугали ежа голым задом.
Не будем сейчас спорить, насколько реален сценарий с внеочередной парламентской гонкой. Одни утверждают, что все это блеф, другие указывают на серьезность намерений. В любом случае, если парламент до 5 марта не будет разблокирован, то Янукович получит право его распустить. А дальше идут «нюансы».
-- Как и где брать деньги на выборы
Первый вопрос, который возникнет сразу же после публикации Указа Виктора Януковича о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, - где взять деньги на избирательную кампанию. Согласно 106 статьи Конституции, Президент своим указом именно прекращает полномочия Верховной Рады как органа, хотя народные депутаты продолжают исполнять свои обязанности. Теоретически, после выхода указа никаких законов и поправок к ним парламент принимать больше не будет. Отсюда выходит, что править бюджет и выделять миллиард гривен на выборы будет просто некому.
2 апреля 2007 года Президент Виктор Ющенко издал Указ о прекращении полномочий Верховной Рады. Выход из правовой денежной коллизии он нашел простой – поручил Кабмину профинансировать выборы. На что тогдашний министр финансов Азаров показал Президенту большую фигу. После затяжного противостояния и компромисса все-таки решили идти на новые выборы, акты «распущенного парламента» переголосовали ввиду их не легитимности. Тут поправками в закон выделили деньги в бюджете, а потом пошли на выборы по новому Указу Президента. При чем по специфической процедуре – 150 депутатов сдали мандаты, а Ющенко снова получил право распустить Раду. Сейчас эту схему в силу специфики избирательной системы и партийного законодательства провернуть крайне сложно.
Посему с деньгами на выборы остаются два варианта – или выделять их из резервного фонда бюджета, что называл незаконным Азаров 6 лет назад, или как-то протаскивать решение через парламент. В пользу другого варианта свидетельствует и необходимость менять избирательную систему, которая пока что называется регионалами главным фактором успешных для них перевыборов.
Но и тут не все так просто. Распущенный парламент, снова таки теоретически, не имеет полномочий принимать законы и поправки к ним. Хотя при большом желании в Конституции можно усмотреть разночтения. Если Рада уже после роспуска соберется и примет новый избирательный закон и поправки к бюджету, то это решение будет с сомнительной легитимностью. Но это вряд ли помешает Конституционному суду стать на сторону власти и принять нужное решение.
Еще один вариант – выдержать 30 дней неработающей Рады, чтобы Президент получил право ее распускать. После этого собраться в каком-то «Украинском доме», как было в 2000-м году, и принять нужные законы. А потом Янукович уже издаст указ о роспуске. Здравый смысл подсказывает, что если Рада таки начала работу, то Президент теряет право ее распускать. Но, как умеют играть с такими материями в КС по просьбе Банковой, мы уже знаем.
-- Мажоритарка, открытые списки и другие страшилки регионалов
Второй вопрос – избирательная система. Как уже упоминали, процедура изменения закона в случае роспуска достаточно сложная и сомнительная. Но при огромном желании вопрос можно «решить». Если, конечно, у достаточного количества нардепов будет такое желание.
По нашим данным, значительная часть нардепов-регионалов резко против перевыборов и за все это голосовать не собирается. Мажоритарщики намедни выбросили по 2-3 миллиона долларов на компанию в округе, зачем им все это снова? Но если вопрос станет ребром, выборы не удастся саботировать на корню и они будут неизбежны, со строптивыми могут найти общий язык.
Само собой разумеется, что «независимые» мажоритарщики также не горят желанием снова идти на выборы. Тем более, что они уже «попалили» свое сотрудничество с Партией регионов. Как говорить с ними – отдельная сложная тема.
Коммунистам поддерживать перевыборы, тем более с чистой мажоритаркой – дело абсолютно самоубийственное. Ни один коммунист на прошлых выборах округ не выиграл – на востоке и юге страны их Партия регионов умножила на ноль. Очевидно, что без их голосов ничего из мажоритарной затеи не выйдет.
Конечно, регионалы могут пообещать коммунистам, что им отдадут какое-то количество округов на востоке страны, чтобы те стопроцентно выиграли. И для этого никого не выставят против них. Как это было с несколькими литвиновцами на прошлой гонке. Но, во-первых, не факт, что Партия регионов при таком раскладе «вечером стулья, а утром деньги, то бишь округа» попросту не кинет Петра Симоненко.
Во-вторых, опыт «литвиновца» Валерия Баранова это подтвердил, местный региональный царек может пойти на округе как самовыдвиженец и выиграть. К кому апеллировать? Непонятно. Тем более, что сравнивать финансовый ресурс коммунистов и регионалов на местах не приходится. А округов, даже если их будет 450, как водится, на всех уважаемых регионалов не хватит.
В-третьих, - электорат коммунистов разбросан, рассчитывать на уверенную победу в отсутствии регионалов могут лишь в нескольких регионах, в том числе на Донбассе. Как регионалы отдадут им там половину округов – понять очень сложно.
На прошлых выборах Партия регионов формально выиграла 113 округов из 225. Математически, если умножить эту цифру надвое, то ПР самостоятельно получает минимум 226 мест в новой Раде. Но подобная арифметика вряд ли сработает. По подсчетам «Главкома», 5 округов из этого числа в «сине-белом» электоральном поле выиграла бы оппозиция. Если бы «Удар», «Батькивщина» и «Свобода» согласовали там кандидатов. Это: Херсонская, Днепропетровская и Запорожская области.
Еще около десяти округов Партия регионов должна была бы потерять, если бы оппозиция согласовала кандидатов в так называемом «оранжевом поясе». Это, прежде всего, Киевщина, Кировоградщина, Ривненщина и прочие. Получается, если на новых выборах с чистой мажоритаркой оппозиция таки выставит единых кандидатов, то у регионалов можно откусить 30 округов. При таких раскладах «чистых» регионалов становится всего 196.
В парламенте в состав фракции ПР вошли 24 «самовыдвиженца». И с ними также будут проблемы. Ведь, согласовав кандидатов в «оранжевом поясе», можно было не пустить в Раду около 10 «самовыдвиженцев», которые в итоге перебежали во фракцию Партии регионов. «Главком» уже делал такие подсчеты ранее. Так что к цифре 196 добавим лишь 28 самовыдвиженцев, которые могут попасть к регионалам с «оранжевого пояса». Вместе выходит около 224 народных депутатов. Конечно, эта цифра достаточно условна, но она показывает, что в случае единства в оппозиционных рядах и согласовании кандидатов на всех округах, даже мажоритарный финт Партии регионов не даст желаемого партийного большинства.
И здесь на секундочку вспоминаем о коммунистах, которым регионалы щедрой рукой могли бы дать 30-40 чистых округов на своей вотчине. Получится, что до большинства власть не дотянут даже вместе с подопечными Симоненко. Ведь цифра 224 – это вместе с ними! Так зачем тогда огород городить? Это ж скольких докупать придется…
Конечно, в этой истории надо учитывать фактор фальсификаций. Манипулировать результатом в округах с вдвое меньшим количеством избирателей будет проще, это им точно набросит пару десятков бонусных победителей. Но, если пойти на более масштабные фальсификации в сравнении с прошедшими выборами, то о Европе можно будет забыть. К тому же, все 100% членов их фракции в роли мажоритарщиков начнут качать свои права так, как это сейчас делает всего лишь часть.
История с пропорциональной избирательной системой с открытыми списками, о которой говорят регионалы, вообще выглядит смешно. Да, коммунистам она выгодна, так как является, прежде всего, выборами именно по спискам. Но зачем все это самой Партии регионов? Прошлые выборы уже показали, что оппозиция суммарно выигрывает у власти по спискам с огромным перевесом в 10%.
-- Интересы оппозиции
На прошлых выборах в так называемом «оранжевом поясе» всего было 119 округов. При чистой мажоритарке их станет около 238. Еще 18 округов реально было бы откусить в «сине-белом» поясе. Вместе - это уже 256. Конечно же, цифра фантастическая, но она показывает, что при согласованных действиях «Батькивщины», «Удара» и «Свободы» даже чистая мажоритарка – это еще не конец света. При ней можно бороться, чтобы не отдать тотальное большинство в Раде Партии регионов.
Но, если власти удастся под любимы соусами разъединить эту троицу, то фиаско оппозиции неизбежно. Уже сегодня можно услышать голоса, мол, «Свобода» за последние месяцы хорошенько набрала в рейтингах и на внеочередных выборах улучшит результат. Потому они, вопреки желаниям «Батькивщины», могут поддержать мажоритарку. Чтобы увеличить свою фракцию. Но - это миф. При пропорционалке такое могло бы и прокатить, но с мажоритаркой – нет.
На прошедших выборах «Свободовцы» смогли занять первое место лишь в одной области страны – Львовской. Даже в Тернопольской и Ивано-Франковской отстали от «Батькивщины». А их кандидат в 87 округе Иванофранковщины сумел проиграть самовыдвиженцу, хотя кандидата от «Батькивщины» там не было.
За пределами трех Галицких областей «Свобода» показала неплохой результат. Но его ни в коем случае недостаточно, чтобы их мажоритарные кандидаты сумели выиграть в Хмельницкой, Полтавской, Ривненской, Волынской областях, если бы там не убрали с гонки других оппозиционеров. В этих регионах голоса «Свободы» попросту сгорят.
В «Ударе» аналогичная ситуация. На прошедших выборах лишь один Руслан Сольвар на Киевщине смог победить без снятия кандидата от Объединенной оппозиции. Партия нигде не заняла первого места, и своей электоральной «вотчины» у Кличко нет. Если даже блокирование Рады им набросит дополнительные проценты, то на мажоритарке им это вряд ли даст бонусы. Как ни крути, только совместный поход на выборы позволит всем трем оппозиционным партиям избежать катастрофы при смене избирательной системы. Вопрос только в том, сумеют ли это понять Тягнибок, Кличко и Яценюк, преисполненные президентских амбиций.