Молдова. Рестарт
В Республике Молдова распалась правящая коалиция — Альянс за европейскую интеграцию.
В Республике Молдова распалась правящая коалиция — Альянс за европейскую интеграцию. Пока политические силы разбираются, кто виноват и что делать дальше, под большим знаком вопроса оказались масштабные евроинтеграционные планы Кишинева. Как, впрочем, и достижения, уже позволившие республике завоевать титул неформального лидера «Восточного партнерства».
Политическая борьба между ключевыми членами Альянса за европейскую интеграцию — Либерально-демократической партией премьера Влада Филата и Демократической партией Мариана Лупу длится не первый год. Детонатором же публичной политической войны стал недавний несчастный случай на охоте в так называемом «королевском лесу» в конце декабря прошлого года, когда погиб один из охотников — предприниматель Сорин Пачу. Злосчастную охоту снабдили приставкой VIP, поскольку участвовали в ней не простые смертные, а генпрокурор Валерий Зубко, судьи разного разряда, бизнесмены и глава агентства по лесному хозяйству «Молдсилва». Суть сюжета сводится к тому, что эти самые VIP-охотники попытались скрыть произошедшее, не сообщив о случившемся не только масс-медиа, но и премьер-министру. Хотя местные правоохранительные органы практически сразу же возбудили уголовное дело в отношении главного подозреваемого — Георге Крецу.
На внеочередном заседании парламента генпрокурор был уволен единогласным голосованием. Была создана и парламентская комиссия, которая должна была расследовать несчастный случай, но и этого оказалось недостаточно, чтобы угомонить не первый год бушующие в коалиции страсти. Премьер-министр Влад Филат, воспользовавшись тем, что генпрокурор представлял Демократическую партию, потребовал отставки самого одиозного персонажа этой политической силы — первого вице-спикера Влада Плахотнюка, который, по словам Филата, «получил должность первого заместителя главы парламента благодаря оффшорным компаниям, украденным деньгам и преступлениям, за которые до сих пор не ответил». Плахотнюк — не просто вице-спикер парламента. Плахотнюк — соперник Филата и на политическом поприще, и, в первую очередь, на бизнесовом. Но об этом несколько позже.
Должность первого вице-спикера аннулировали на прошлой неделе голосами политсилы Филата и оппозиционной Коммунистической партии, и в тот же день (15 февраля) сам Плахотнюк подал в отставку с должности замглавы парламента, призвав Филата сделать то же самое. За два дня до отставки Плахотнюка премьер заявил о том, что его партия выходит из коалиционного соглашения о создании Альянса за европейскую интеграцию, поскольку в нынешних условиях он не может выполнять полномочия премьера, а само соглашение ведет к «олигархизации» и разрушению страны. Филат призвал к пересмотру документа, дав понять, что очередной Альянс за европейскую интеграцию возможен, но без Плахотнюка.
В Кишиневе уверены, что конфликт в Альянсе — это личный конфликт между Филатом и Плахотнюком, которые, по словам лидера Либеральной партии, раньше были друзьями, а в данный момент, согласно рейтингу журнала «Форбс», являются одними из самых богатых людей в Молдове. Неудивительно, что два человека, владеющих огромным бизнесом в маленькой республике, не способны договориться.
Возможно, и договорились бы, если бы Филат избрал несколько иную тактику. Однако он постоянно и повсеместно позиционировал себя и свою партию, как самых честных, а все проблемы с реформами в системе юстиции и в борьбе с коррупцией списывал на Плахотнюка (что, возможно, и правда, но вряд ли дальновидно для партнера по коалиции). Естественно, что Плахотнюк, как и многие во властных кругах, с таким подходом категорически не согласились. Национальный центр антикоррупции, который в экспертном сообществе связывают с Демократической партией и Плахотнюком, в прошлую пятницу провел рейд в Налоговую службу и офис правительства, выявив там серьезные нарушения. Ну и, наконец, кульминационным моментом борьбы стали «слитые» на этой неделе в медиа телефонные разговоры главы Налоговой службы, где отчетливо слышно, как Влад Филат дает указания блокировать счета одного крупного бизнесмена, присоединившегося к Демократической партии. Без внимания в этих записях не остались министр внутренних дел и другие политические фигуры партии Филата (например, глава МВД обещал шефу Налоговой службы какую-то очередную жертву бить головой об асфальт).
В целом, пока тянется эта коалиционная канитель, были арестованы за превышение полномочий глава Налоговой службы и еще несколько бизнесменов, а также возбуждены уголовные дела против министров финансов и здравоохранения — из партии Филата и министра культуры, представляющего политическую силу Лупу—Плахотнюка.
Самое интересное в этой истории то, что все молдавские политики, несмотря на их политический окрас, днем и ночью призывают к борьбе с коррупцией, а когда это борьба реально начинается, все дружно говорят о политических преследованиях. То есть, демонстрируют типично постсоветское, а не европейское поведение. И это при том, что в Молдове, в отличие от Украины, не все так безнадежно с правосудием.
Сегодня ясно, как белый день: новый Альянс будет трудно воссоздать. Нынче более вероятно то, что Молдова медленно, но уверенно шагает к досрочным выборам. Второй вариант — создание миноритарного правительства во главе с Владом Филатом, что неофициально могут поддержать находящиеся в оппозиции коммунисты.
Пока в парламенте проходят слушания о том, как телефонные разговоры появились в прессе, Республика Молдова рискует серьезно снизить свой евроинтеграционный темп.
Как обычно бывает в посткоммунистических странах, реформы на пути евроинтеграции упираются в недостаточный уровень преобразований в правоохранительной сфере — прокуратуре, министерстве внутренних дел etc. Несмотря на подобные проблемы, молдавская дипломатия успешно пытается делать хорошую внешнеполитическую мину при плохой внутриполитической игре.
Но, как известно, даже при наличии самой лучшей дипломатии нужны конкретные реформы. А в данный момент результатов явно меньше, чем, к примеру, год назад. Нынешние реформы — не того масштаба и не того уровня, как этого хотели бы видеть в ЕС.
Евросоюз, в свою очередь, тоже не радует Молдову. Главной новостью прошлой недели стало объявление о том, что РМ не сможет подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре этого года. Хотя раньше это событие анонсировал не один европейский политик, включая главу ЕК Баррозу. В то время как в Брюсселе заверяют, что подписание невозможно по техническим причинам (не успеют перевести на языки ЕС и сделать юридическую экспертизу), в Кишиневе ставят множество знаков вопросов по поводу истинной причины срыва исторического момента.
Переговоры по Соглашению об ассоциации между Кишиневом и Брюсселем будут завершены, скорее всего, в марте: именно тогда состоится последний раунд переговоров. Молдавские дипломаты после их завершения хотели бы сразу приступить к парафированию, чтобы успеть подписать Соглашение в Вильнюсе, руководствуясь ранее обозначенными самим ЕС временными рамками. Но сейчас Еврокомиссия уже сдает назад, заявляя, что перевод этого документа на все официальные языки ЕС и юридическая экспертиза занимают в общей сложности 8 месяцев.
В Кишиневе новость о невозможности подписать Соглашение в Вильнюсе произвела эффект разорвавшейся бомбы. Более того, некоторые чиновники в частных разговорах говорят о том, что позиция ЕС резко изменилась после саммита ЕС—Россия.
Не менее серьезный повод для разочарования Молдовы содержится и в выводах совета ЕС по Восточному партнерству от 18 февраля 2013 г. Из них вытекает, что ЕС явно намерен поместить Молдову в один пакет с Грузией и Арменией, чтобы на саммите в Вильнюсе только парафировать (а не подписать!) Соглашение об ассоциации этих трех стран с ЕС. То есть, у Евросоюза в очередной раз во главу угла был поставлен региональный подход, синхронизирующий интеграционные процессы разных стран независимо от достигнутых ими результатов. Это настоящая пощечина для Молдовы с ее усилиями на пути к ЕС. Для полного «евроинтеграционного счастья» Кишиневу не хватает только того, чтобы ЕС «синхронизировал» Молдову с Азербайджаном и Беларусью, и тогда все мечты о Евросоюзе у молдавского правительства точно развеются.
Ведь в то время как ЕС убеждает всех, что он будет действовать исключительно по принципу «больше за большее», мы с каждым днем убеждаемся, что работает другой принцип — «давайте подождем отстающих товарищей». В Молдове не понимают: если переговоры заканчиваются в марте, то зачем ждать до ноября, чтобы парафировать Соглашение? Почему это нельзя сделать в марте или апреле? Кстати, важно подчеркнуть, что это непонимание возникло до развала Альянса, так что внутриполитическая ситуация в РМ тут не при чем.
Но кое-кто в ЕС все же спешит на помощь. Во вторник европейский дипломатический десант в составе министров иностранных дел Польши, Швеции и Великобритании высадился в Кишиневе. Их поддержка, конечно, очень важна, только это не меняет сути вопроса: как лидер Восточного партнерства может быть поставлен в одну шеренгу с реально отстающими коллегами?
В заключение стоит сказать, что подписание Соглашения об ассоциации (включая зону свободной торговли) в Вильнюсе было одной из главных опор для поддержки целостного Альянса. Теперь понятно, что недальновидность ЕС может очень дорого обойтись Молдове и ее стабильности. Скорее всего, в Молдове через пару месяцев состоятся досрочные выборы. И если задержку ЕС с переводом Соглашения можно понять, то отмену парафирования до Вильнюса проглотить крайне сложно. Ведь для того, чтобы в Молдове поддерживался курс на евроинтеграцию, необходимы конкретные результаты. Но может так случиться, что на досрочных выборах народ проголосует совсем не за проевропейские силы, руководствуясь тем, что у Молдовы нет ни Соглашения об ассоциации, ни зоны свободной торговли, ни безвизового режима с ЕС. И в этом ошибка не только Молдовы.