Исторический момент Украины - и как он может быть упущен
Смогут ли изощренная дипломатия и тонкое лоббирование Киева привести ЕС к подписанию Соглашения об ассоциации?
Смогут ли изощренная дипломатия и тонкое лоббирование Киева привести ЕС к подписанию Соглашения об ассоциации?
Нынешнее украинское правительство, судя по всему, питает иллюзии о том, что Украина сможет присоединиться к европейскому интеграционному проекту, не соблюдая его основных принципов. Но льстивые речи, смена темы или самовосхваление не освободят Киев от выполнения по крайней мере некоторых из предварительных условий, выставленных ЕС для подписания Соглашения об ассоциации. В течение последующих месяцев Украина не должна отвлекаться на пиар-кампании или политтехнологические маневры, а сосредоточиться на проведении реальных реформ во внутренней политике и законодательстве в соответствии с приоритетами, установленными Брюсселем.
После пяти лет напряженных переговоров Украина и Европейский Союз парафировали летом 2012 года текст подробного Соглашения об ассоциации, которое включает установление тесного политического сотрудничества, а также создание глубокой и всесторонней зоны свободной торговли. Сегодня Киев находится лишь в нескольких шагах от подписания договора, запланированного на ноябрь 2013 года на саммите Восточного партнерства ЕС в Вильнюсе. Соглашение, если оно будет подписано, станет не только крупнейшим международным пактом, когда-либо заключенным Украиной. Этот исключительно подробный договор – 906-страничный текст английского варианта сейчас находится в свободном доступе на веб-сайтах интернет-изданий «KyivPost» и «KyivWeekly» – станет одновременно самым масштабным контрактом, подписанным за всю историю ЕС с государством, не входящим в состав Союза. В случае приведения в действие его статей, Соглашение в значительной степени интегрирует украинскую экономику в европейский рынок, а также политически свяжет Киев с Брюсселем. Это нечто большее, чем обычный межгосударственный договор: Соглашение об Ассоциации Украина-ЕС содержит детальный план полномасштабной перестройки — т.н. «европеизации» – украинских экономики, государственного устройства и общества в целом. Будучи однажды реализованным, оно предоставит качественно иной фундамент для отношений Украины с ЕС.
-- От Ассоциации к членству
Более того, в новой реальности, которую создаст постепенное претворение в жизнь установок Соглашения, Брюсселю будет трудно продолжать отказывать Украине в перспективе членства в ЕС. Сегодня Союз намеренно избегает дискуссий о возможности вступления Украины в ЕС в будущем и повторяет, что для Украины «дверь не открыта, но и не закрыта». Но как только общие положения Соглашения будут приведены в действие, Брюссель будет вынужден пересмотреть своё отношение к Украине. На этом этапе, украинская экономика уже будет неотъемлемой частью рынка Евросоюза, а ее законодательство в значительной мере адаптировано к стандартам ЕС. Когда большинство статьей Соглашения вступят в силу, Брюссель не сможет и впредь откладывать переговоры о присоединении. В параграфе 49 Договора о Европейском Союзе указано, что «любое европейское государство, которое придерживается принципов [ЕС], может подать заявление на членство в Союзе». В тот момент, когда Украина продемонстрирует свое признание принципов ЕС, Киев сможет начать процесс вступления в Евросоюз. В результате этого, самая территориально крупная европейская страна, наконец, станет полноправным членном Союза.
Таким образом, Соглашение об ассоциации представляет собой серьёзный шанс для украинцев, в конечном счёте, стать нацией, полностью интегрированной в послевоенный европейский проект. Наряду с далеко идущими политическими, геополитическими и социально-экономическими последствиями, Соглашение имеет тем самым и историческое значение. Подписанный договор об ассоциации стал бы главным инструментом Украины для стабилизации ее международной позиции, определяя ее как европейскую нацию и часть западного мира. Разумеется, пошаговое воплощение положений Соглашения не станет панацеей от всех многочисленных проблем Украины. Но подписанное Соглашение станет опорным пунктом для проведения глубоких реформ в Украине, планом безотлагательных действий и компасом для ее будущего развития. Оно сможет дать Украине то, чего ей, возможно, сегодня более всего недостает — четкое направление, общепринятую цель и благоприятную перспективу её будущего развития.
-- Новый застой в отношениях Украина-ЕС
Хотя Киев и подошел вплотную к началу реализации этого процесса, Соглашение может быть никогда не подписано. Как известно — три года назад начался резкий поворот в украинском политическом развитии. С момента своей инаугурации 25 февраля 2010г., нынешний украинский Президент Виктор Янукович ведет страну назад в серую зону внутреннего полуавторитаризма и международного неприсоединения. Конечно, и до прихода к власти Януковича в 2010-ом, становление украинского правового государства происходило зигзагообразно. Тем не менее, нынешняя регрессия как во внешней, так и во внутренней политике значительно превосходит отклонения от демократического курса предыдущих президентов страны. Она привела к чреватому серьезными последствиями подрыву многих политических достижений Украины со времени обретения ею независимости в 1991г. и возобновления её демократического курса во время «оранжевой революции» 2004г.
Ввиду этой новой ситуации, Брюссель был вынужден приостановить процесс подписания уже парафированного Соглашения об ассоциации. Это произошло несмотря на то, что все значимые политические лагеря и страны ЕС заинтересованы в подписании нового масштабного пакта с Украиной. Не только Украина получила бы значительные выгоды от подписания Соглашения. Евросоюз также бы выиграл от заключения договора, так как он представляет благоприятную возможность устойчиво стабилизировать ситуацию за пределами его сегодняшних восточных границ и постепенно превратить Украину в часть западного политического и экономического пространства.
Несмотря на такую радужную перспективу, чтобы сохранить лицо европейского сообщества демократических государств, Союз был вынужден выдвинуть ряд условий, которые Украине необходимо выполнить до подписания Соглашения. Эти предпосылки включают, в первую очередь, изменения в украинском законодательстве (напр. в законах о выборах или госзаказе), а также прекращение злоупотреблений судебной системой с целью преследования лидеров политической оппозиции. В течение нескольких месяцев десятки представителей органов ЕС, а также стран-членов Союза еженедельно апеллируют к Януковичу и его правительству с призывом соблюдать хотя бы самые элементарные правила игры и базисные демократические стандарты для того, чтобы Брюссель смог легитимно подписать Соглашение с Киевом.
Несмотря на эти усилия, практически ничего существенного не изменилось с тех пор, как стало понятно, что отсрочка подписания Соглашения уже не связана с объявленными ранее техническими доработками. В конце 2012г. стало очевидным, что откладывание Брюсселем заключения Соглашения основывается на негативной оценке нового политического и государственного порядка, введенного Януковичем. До его прихода к власти в 2010г. Украина могла быть классифицирована как «дефектная» (недостаточная) демократия, т.е. страна с плюралистическим государственным устройством, содержащим, тем не менее, существенные недостатки. На фоне этого незавершенного, но всё же демократического развития украинского государства в 2007г. Брюссель начал переговоры с Киевом о крупнейшем договоре, а в 2008г. впервые прозвучало название «Соглашение об ассоциации» для нового пакта, призванного заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное между ЕС и Украиной в 1994г.
Однако, на данный момент, Украина — это уже не «дефектная» демократия, а скорее полу- или даже псевдодемократия, т.е. частично авторитарный режим. Правда, ЕС в некоторых случаях вступал и вступает во, в широком смысле, партнерские отношения с полуавтократиями. Но Брюссель, конечно же, не пойдёт не тесную ассоциацию и не будет подписывать крупнейшее соглашение всей истории Союза со страной, которая не придерживается даже основных правил послевоенной европейской политики.
Реакция Киева на ужесточившуюся позицию ЕС — парадоксальна. Вместо того, чтобы прислушаться к повторным, многочисленным и однозвучным воззваниям из Брюсселя и многих других европейских столиц и вносить соответствующие изменения в политическое и правовое устройство страны, украинское руководство вошло в состояние самообмана и эскапизма. Некоторые высшие должностные лица Киева распространяют иллюзию о том, что украинцы смогут присоединиться к европейскому проекту без соблюдения основных демократических правил в своей стране. Разного рода льстивые обращения, неуклюжие попытки сменить тему и вызывающие смущение преувеличения собственных достижений становятся все более популярными стратегиями украинских официальных лиц, с целью избежать выполнения предварительных условий, выставленных ЕС в качестве предпосылки для подписания Соглашения об ассоциации.
В некоторых случаях украинское руководство реагирует даже с долей неуважения или сарказма на вопросы о том, как Украина собирается выполнять условия для заключения Соглашения с ЕС. Например, в популярном политическом ток-шоу «Свобода слова», транслировавшемся украинским каналом ICTV 28 января 2013г., новый украинский министр иностранных дел Леонид Кожара ответил на вопрос о политических проблемах с подписанием Соглашения об ассоциации тем, что признал их существование. Однако, далее Кожара добавил, что он надеется, что до саммитаECв Вильнюсе европейские страны решат эти проблемы между собой – тем самым переопределив политические препятствия заключения Соглашения как находящиеся внутри ЕС, а не в отношениях Киева с Брюсселем. Что кроется за таким запутыванием сути проблемы? Стоит ли такие заявления расценивать как сигнал нежелания украинского руководства действительно подписать Соглашение, а также его намерения впоследствии переложить ответственность за незаключение договора на Евросоюз?
-- Киевское непонимание европейского проекта
Менее мрачным объяснением политики Киева могло бы быть то, что за растущей противоречивостью позиций украинского руководства стоят некие иллюзии в отношении характера европейской политики. Возможно, кое-кто в Киеве надеется, что можно получить подпись под Соглашением, сыграв на определённом несходстве мнений среди европейских политиков о релевантности соглашения с Украиной для Европы и срочности его подписания. И действительно, на сегодняшний день наблюдается некоторое различие во мнениях 27 стран-членов ЕС по украинскому вопросу. С одной стороны, для ряда восточноевропейских стран геополитическое значение Соглашения является исключительно важным. С другой стороны, есть те страны, которые настаивают на том, чтобы ЕС последовательно отстаивал свои основополагающие ценности. Как бы там ни было – даже в том случае, если сегодняшнее украинское руководство найдет поддержку у определенных политиков Евросоюза, для подписания Соглашения необходим консенсус всех 27 стран-членов. Некоторые страны, например, те, которые заинтересованы в договоре с Украиной как инструменте повышения собственной безопасности, действительно могут решить, что им нужна быстрая подпись под Соглашением, независимо от положения дел в самой Украине.
Но есть другие страны, которые больше озабочены репутацией Евросоюза как сообщества правовых государств, а также заинтересованы в сохранении убедительности и последовательности политики продвижения демократии во всём мире, проводимой ЕС. Для этих стран Соглашение об ассоциации с полуавтократией, руководство которой преследует лидеров политической оппозиции, использует суды для усиления собственной власти и т.п., будет измена принципам, на которых однажды было построено европейское сообщество. Подписание Соглашения с такой страной, как сегодняшняя Украина, подорвет фундамент ЕС как содружества правовых государств, стремящихся распространить послевоенные европейские ценности в других частях мира. Многие страны ЕС, если не их большинство, не пойдут на такую фундаментальную уступку и наложат вето на заключение Соглашения с Украиной.
На фоне этих реалий Украине придется приложить значительные усилия для того, чтобы в ноябре 2013 года не упустить открывающуюся перед ней возможность присоединения к европейскому проекту. Нет никаких гарантий, что в случае всё более вероятного провала на вильнюсском саммите Украина еще когда-либо получит подобный шанс. Если украинцы считают подписание Соглашения историческим моментом для своей страны, они должны будут заставить свое правительство выйти из изоляционной раковины и покончить с распространением политических иллюзий. Власти страны нужно будет заставить не отвлекать больше себя и общество разными пиар-кампаниями, политическими технологиями или дипломатическими трюками. Вместо этого украинские гражданское, экономическое, интеллектуальное и политическое общества должны сделать все для того, чтобы в течение следующих месяцев были успешно внедрены конкретные изменения в украинском политикуме и законодательстве в соответствии с требованиям Совета ЕС в своих Заключениях от 10 декабря 2012г.
Нельзя, к тому же, забывать, что ответственные лица ЕС — это, прежде всего, политические лидеры стран-членов Союза. С тем негативным имиджем, который имеет на сегодняшний день украинская политическая система, эти политики не смогут оправдать перед избирателями своих стран решение о вхождении в тесную ассоциацию с Киевом. До тех пор, пока европейская общественность не будет уверена в том, что в Украине происходят заметные изменения к лучшему, ЕС будет не в состоянии подписать Соглашение – даже при всем желании некоторых из геополитически озабоченных лидеров его восточноевропейских стран-членов.
-- Фактор Тимошенко
Для того, чтобы не упустить исторический шанс, составной частью кампании по улучшению имиджа Украины должно стать освобождение Юлии Тимошенко. Обыкновенный raison d’Ėtat (государственный интерес) требует освободить Тимошенко – как по внутренне-, так и по внешнеполитическим соображениям. Заключение Тимошенко — это был изначально рискованный внутриполитический покер украинского руководства. Её арест усиливает поляризацию и без того разделенной страны и создает опасный прецедент, когда проигравшие на выборах политики оказываются в тюрьме. Более того, задержание Тимошенко за последние месяцы стало для многих европейцев символом политического разворота Украины. Для среднего европейца посадить за решетку главного оппозиционного лидера страны, да еще и женщину — само по себе является неприемлемым фактом. Некоторые западные наблюдатели, правда, высказывают мнение, что поведение Тимошенко не всегда было безукоризненным. Но даже среди этих критиков мало кто сомневается в том, что арест, судебный процесс и тюремное заключение Тимошенко являются проявлениями украинского авторитаризма, а не правового государства.
Заключение Тимошенко выглядит особенно сомнительным на фоне различных других регрессионных шагов Януковича и Ко, начиная с 2010г., таких как изменение конституции и создание коалиции «тушек» в 2010 г., манипуляция предвыборных кампаний 2010 и 2012 гг., повторяющиеся наезды на независимые СМИ и т.д. Особенно удивило информированных европейских политиков и экспертов взятие под стражу бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко. По крайней мере, против Тимошенко были выдвинуты серьезные обвинения – хотя, по мнению ЕС, судебное разбирательство не было проведено в надлежащем порядке. Но мера наказания Луценко была в любом случае непропорциональна его предположительным правонарушениям – даже если бы они все, без исключения, подтвердились. Создается впечатление, что украинское руководство стало жертвой собственной пропаганды. Оно потеряло всякую меру в процессе преследования политических оппозиционеров и убедило себя в том, что тесные отношения с ЕС будут продолжатся, несмотря ни на что.
-- Украина на водоразделе
Одновременно с уникальным шансом подписания Соглашения об ассоциации в наступившем году, Украина будет подвергаться серьёзным рискам до следующих президентских выборов в 2015 г. В отношение целого ряда ключевых вопросов жизни страны — экономическое развитие, финансовая стабильность, межэтнические отношения, энергетическая безопасность, взаимоотношения с Россией — украинские государство и общество столкнутся с огромными вызовами, которые могут привести страну на грань коллапса. Для сплочения зарождающейся украинской политической нации в грядущие бурные времена, подписание Соглашения об ассоциации может сыграть роль объединяющего фактора и необходимого проблеска надежды. Украинскую евроинтеграцию – по крайней мере официально – поддерживают все значимые политические силы, бóльшая часть населения и почти вся интеллектуальная элита Украины. Будет печально, а в худшем случае даже трагично, если Украина упустит эту возможность, наконец, определить свое будущее.