Зачем Азарову лопата: почему правительство не в состоянии удержать промышленность от падения
Привычка премьер-министра вспоминать своих предшественников незлым тихим словом, от которых достался ворох экономических проблем, может сыграть плохую шутку.
Привычка премьер-министра вспоминать своих предшественников незлым тихим словом, от которых достался ворох экономических проблем, может сыграть плохую шутку. Мировой экономический кризис привел в 2009 году к спаду ВВП на 15%. Но сейчас шторм заметно поутих, а некоторые эксперты разглядели даже возобновление экономического роста в развитых странах. Тем не менее кризис в Украине продолжается.
Свидетельство тому — непрекращающееся падение промышленного производства, начавшееся еще в первой половине прошлого года. По данным Госстата, в январе по отношению к декабрю был зафиксирован очередной минус (-11%). Упало почти все, кроме производства пищевых продуктов и легкой промышленности. Проще говоря, падения избежали отрасли, связанные с производством продуктов первой необходимости. В то же время, например, металлурги, обеспечивающие основной приток валюты в страну, просели в январе на 8,6%, а химики — вообще на 19,9%.
Совершенно очевидно, что при подобном положении дел в экономике рассчитывать на рост ВВП в 2013 году на 3,4% наивно, если не сказать совсем грубо. Неудивительно, что МВФ ожидает в лучшем случае 1%. Хотя и эта оценка может оказаться весьма оптимистичной.
Все объявленные в прошлом экономические реформы пошли прахом. Долгое время идеей фикс было проведение импортозамещения и развитие внутреннего рынка. Но ни первое, ни второе при нынешней экономической политике правительства в принципе невозможно, поскольку главная ее цель — наполнение бюджета любой ценой, а сама экономика не более чем средство. Иначе как объяснить неимоверный рост налоговых сборов при падающей экономике? И каким образом предприятие, выплачивающее налоги наперед и не получающее при экспорте возмещение НДС, способно конкурировать на внешних рынках и проводить модернизацию своего производства? Себестоимость его продукции еще до того, как она пересечет границу, окажется выше, чем у конкурентов.
Казалось бы, в Кабмине осознают нарастающие проблемы и готовы к очередным реформам. На сайте Министерства экономического развития и торговли можно ознакомиться с проектом Государственной программы активизации развития экономики на 2013–2014 гг. В конце февраля документ ляжет на стол президенту, и если к этому времени его содержание кардинально не изменится, можно будет говорить об очередном словоблудии чиновников. Не станем вдаваться в подробности, но программа представляет собой не более чем декларацию о намерениях. Причем в этом перечне благих намерений отсутствует один из основных компонентов, необходимый для стимулирования экономического роста.
Уже не первый год Нацбанк проводит исследования деловых ожиданий предприятий. Там же приводится список факторов, ограничивающих возможности по увеличению производства. Если отбросить лирику — большую конкуренцию, высокую стоимость сырья, низкий спрос и т. д., получим три основные проблемы для бизнеса: высокое налоговое давление, чрезмерное регулярное вмешательство и коррупция.
Как преодолеть эти препятствия, в будущей программе активизации развития экономики, которую справедливее было бы назвать программой профанации, ни слова. Прописано лишь среди прочего, что предполагается снизить влияние контролирующих органов на предпринимательскую деятельность и сократить административные барьеры. Ничего конкретного.
Зато среди готовящихся мер, с помощью которых чиновники хотели бы оживить экономику, можно выделить легализацию зарплат и стимулирование снижения наличных в структуре денежного оборота. Проще говоря, чиновники собираются вытянуть экономику из тени. И это главная идеология экономического бока правительства в последние годы. Если им это удастся, то о росте ВВП можно будет забыть. Поскольку тень — это единственная возможность существования бизнеса, не завязанного на семейных отношениях с представителями политической элиты. Причем преимущественно это малые и средние предприятия, лишенные возможности, в отличие от крупного бизнеса, снижать налоговый пресс с помощью офшоров, получения налоговых льгот и коррупционных услуг.
Единственное, что может спасти экономику от падения в 2013 году, это внезапное оживление на внешних рынках, что подтолкнет спрос на продукцию наших экспортеров. Но даже по самым оптимистичным оценкам, это может произойти лишь во втором полугодии.
В 2012-м многие эксперты тоже рассчитывали на последние шесть месяцев экономического «счастья». Вот только их ожидания не сбылись. И теперь никто не даст гарантии, что очередные надежды будут оправданы.
В качестве альтернативы можно предложить правительству провести какой-нибудь чемпионат, например, по кольцевым гонкам в Киеве и других крупных городах. Ведь не будь в 2012 году футбола, экономика ушла бы гораздо ниже жалких 0,2% роста ВВП. А нынешнее состояние украинских дорог тоже открывает огромные перспективы для инфраструктурных проектов. В конце концов, если не умеешь работать, то можно начать с освоения лопаты. Глядишь, и дело пойдет.