Украина пасет задних. Вместо Киева ассоциацию с ЕС подпишет Ереван?
Украинские реформы - это очковтирательство, которым Европу не обмануть
Угроза заменить Украину Арменией за ноябрьским столом в Вильнюсе в Брюсселе не прозвучала. На этот раз. Тем не менее, 12 февраля на неофициальной встрече министров иностранных дел стран «Восточного партнерства» в Тбилиси глава МИД Армении Эдвард Налбандян подчеркнул ожидание армянской стороны завершить до Вильнюсского саммита переговоры по Соглашению об ассоциации и созданию всеобъемлющей зоны свободной торговли. Но пока что подписание договора с Арменией запланировано на 2014 год. И хотя к чистоте переизбрания Сержа Саргсяна немало вопросов – ведь самые высокие результаты он получил в округах, где массово физически отсутствует выехавший на заработки избиратель – его политические оппоненты не сидят в тюрьме. Средняя зарплата в Армении достигла 227 евро (у нас в районе 300), по ВВП на душу населения наш потенциальный конкурент отстает от нас всего на 12 мест, рост ВВП в прошлом году 7.1% -- не чета украинским 0.2%...
-- Звучит провокационно?
Однако, вопрос о степени готовности нашей страны к расширенной и углубленной зоне свободной торговли и политической ассоциации с ЕС и впрямь может скоро прозвучать.
Так, еще в 2011 году Албания, с которой любят сравнивать Украину скептики (90-е места рейтинга с $8,866) обошла Украину на 6 мест (96-е с $7,208) по показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (рейтинг, составляемый Мировым банком). При этом средняя зарплата в Албании в 2012 году составила 364 евро, а в Украине -- всего 300 евро. В 2010 году Албания присоединилась к НАТО. В 2009 подала заявку в ЕС и участвует в официальной программе расширения ЕС -- Соглашения об ассоциации и стабилизации на Балканах. Вряд ли вопрос о членстве Албании или Армении в Союзе появится на повестке дня до 2020 года, но эти маленькие и бедные страны стали обгонять Украину. Почему так случилось?
Нынешняя коррупция, возвращение к административным методам в экономическом управлении, дедемократизация законодательства, «мягкая изоляция» Украины на мировой арене, отток капитала, мозгов и рук -- привели к стагнации народного хозяйства, безответственному наращиванию долга, сближению с авторитарными государствами Периферии в поисках защиты от неминуемого внутреннего и внешнего возмездия.
Тем временем, промежуточная цель для таких стран, как Украина догнать в своем развитии хотя бы страны, считающиеся «потенциальными кандидатами». Такой, к примеру, является Сербия (74-е место в мире, $11 883, чистая средняя зарплата 422 евро), о которой российское телевидение все время показывает жалостливые фильмы. Уровень же кандидата с уже гарантированным членством - это Хорватия (48-е место, $19,469, чистая зарплата 717 евро). Впрочем, Хорватия давно выполнила требования к развитию, и лишь сейчас преодолела политические трения с Брюсселем - за это время Загреб обогнал членов ЕС с 2007 года, Латвию (51-е, $17,569, 687 евро) Румынию (61-е $15, 139, с 412 евро чистыми) и Болгарию (64-е,$ 14,825, 385 евро). Как несложно заметить, если пропустив уже вперед Албанию, мы находимся с ней в одном дивизионе по зарплате и среднедушевому доходу, то этого не скажешь о Румынии, Болгарии и Сербии, не говоря уже о Хорватии и Латвии.
Мы отстали на период развития. Причина банальна - Украина, на самом деле, ни разу (с некоторым исключением периодов 1994-1996 и 1999-2001 гг.) не управлялась командами единомышленников, ориентированными на реформы. Была конституционная реформа 8 декабря 2004 г. Был определенный драйв в 2010-первой половине 2011, но выродился в корыстное - в пользу элиты или ее части - сокращение государственных расходов.
Теперь правительство затеяло опасную игру с ВТО. По-человечески понять Азарова и его коллег можно. Средний и малый бизнес разгромлен налоговым «покращенням». Реальных денег в бюджете, и у приближенных корпораций, в ходе политики «покращення» становится все меньше, хотя внешне и не скажешь о падении уровня жизни, взглянув на первого вице-премьера, главу налоговой или министра ЖКХ.
Поддерживать национального производителя, экспортера и создателя рабочих мест - это нормально. Но мы-то понимаем, что такая истерика случилась не токмо «волею пославшей мя Украины». Однако, ЕС впервые по-настоящему обеспокоен нашей внешнеэкономической политикой.
Так, хотя официально этот вопрос на минувшем саммите не поднимался, Еврокомиссии поручено начать переговоры с Украиной относительно получения полной компенсации в случае пересмотра украинской стороной своих обязательств относительно тарифов по правилам Всемирной торговой организации.
Именно об этом говорится в заключениях Совета ЕС по экономическим и финансовым вопросам (ECOFIN),
По данным «Укринформ»:
«Совет принял решение уполномочить Еврокомиссию начать переговоры с Украиной, в соответствии со ст.28 Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года, относительно получения полной компенсации в случае каких-либо изменений Украиной обязательств по тарифам», — отмечает Совет ЕС.
В сентябре 2012 году Украина предупредила членов ВТО о намерении поднять ставки пошлины на импорт около 370 видов продукции.
26 ноября прошлого года члены Совета по торговле товарами ВТО (23 участника) на своем заседании приняли заявление, в котором призывают Украину отозвать свою заявку на пересмотр тарифных ставок. Участникам Совета, согласно заявлению, не понятно, какими будут компенсационные мероприятия со стороны Украины. Кроме того, их тревожит недостаточная прозрачность со стороны Украины в этом вопросе. Заявление подписали крупнейшие государства — участники ВТО, включая США, страны ЕС и Китай.
Такие действия наводят на некоторые размышления.
Нашему правительству, видимо, следовало ускорить темп интеграции в Союз, а не жаловаться на собственную неконкурентоспособность. А не действовать так, как будто в Украине существует Госплан. Это раз.
Два – к примеру, то же требование МВФ в отношении либерализации цен на газ (с которым теперь увязан европейский кредит в 610 млн евро на два года) нашим истеблишментом преподносится как неизбежный рост тарифов для коммунальных пользователей. Но ведь МВФ имеет в виду иное -рыночный механизм формирования цены! У нас-то избранные покупают по микроскопической цене и продают выше рыночной.
Иными словами, МВФ не требует поднять цену, он требует улучшить доходы бюджета, и видит, что газовые поставки субсидированы. Но при этом коммунальные потребители не получают никакой субсидии давно - это «субсидия» монополисту. Предкредитное требование МВФ, сформированное им на анализе источников украинской казны, можно было бы использовать как предлог для реформы по дерегуляции рынка: где хочешь, там и бери энергоносители, твое дело.
Однако, вместо этого истеблишмент обязательно использует МВФ для оправдания очередного вздутия цен.
Что же касается ВТО, то не стоит вводить в заблуждение уважаемую организацию. К примеру, наша интеграция в ВТО предусматривала ощутимое снижение цены импортных авто. Вместо этого ввели другой платеж. А реальность она вот: у нас бутылка молока -- 0.77 евро, во Франции -- 0.75, у нас средняя зарплата -- 300 евро, у французов -- 2300 евро.
С такими «реформами» и очковтирательством будет совершенно не удивительно, если в ноябре вместо Украины ассоциацию с ЕС подпишет Армения, а в 2020-м членом ЕС станет Албания…