Референдум! Находка для Януковича

Вместо парализованной Верховной Рады нужные Банковой законы примут на референдуме?

Пока страна пристально следит за очередным витком парламентского блокирования, «отстрелом» оппозиционных нардепов через суд и постепенным уничтожением Верховной Рады, на Банковой думают об альтернативах законодательной власти. Не исключено, что уже в обозримом будущем законы будут принимать отнюдь не в зале под куполом, а во время «праздника прямой демократии» - на референдуме.

На фоне парламентских баталий украинские эксперты как-то выпустили из поля зрения интереснейший закон, принятый в последние дни работы ВР предыдущего созыва. Напомним, 6 ноября, пока оппозиция разгребалась с фальсификациями на выборах, первый вице-спикер Адам Мартынюк сумел протащить через зал, с нарушением целого ряда регламентных норм, закон о всеукраинском референдуме. Без рассмотрения в зале, решения профильного комитета и прочего. Президент его незамедлительно подписал.

-- Референдум как панацея

И понятно почему, ведь прописанный в законе инструмент референдума, при стечении ряда обстоятельств, множит на ноль Верховную Раду, практически наделяя законодательными полномочиями главу государства.

Главная новела – президент, «по народной инициативе», может вынести на всеукраинский референдум проект новой Конституции, проект поправок к действующей и отмену предыдущих изменений. И если люди проголосуют, а комиссии правильно подсчитают, то решение вступает в силу без согласования с Верховной Радой. Именно это положение вызвало больше всего возмущений, как в Украине, так и за рубежом. О том, что документ позволит принимать на референдуме и обычные законы, говорили поменьше.

Но понемногу тема конституционного референдума отошла на второй план и обо всем этом стали забывать. Не забывали о нем только в Кабмине и Центральной избирательной комиссии. Там во всю готовят процедурные регламенты для референдума и приводят все нормативные акты в соответствие с новым законом. Как подсчитали в общественной организации «Спільна справа», за последние месяцы в Кабмине приняли четыре постановления по референдуму, а в ЦИК – шесть. В Центральной избирательной комиссии утверждают, что к концу мая все необходимые процедуры там уже утрясут.

«Согласно закону о всеукраинском референдуме, ЦИК в месячный срок должна была утвердить перечень мер и документов, необходимых для исполнения этого закона. Но этот процесс достаточно продолжительный, мы и далее ведем подготовку и утверждение форм документов для всеукраинского референдума. Очевидно, что этот процесс мы сможем закончить лишь к концу мая 2013 года», - проинформировал «Главком» заместитель главы ЦИК Андрей Магера.

Принятие новой Конституции – пока дело далекое. По крайней мере, Конституционная ассамблея еще не состряпала нужного проекта. Не говоря о том, чтобы передать его на рассмотрение Венецианской комиссии. Что не единожды обещал Виктор Янукович, равно как и не принимать Основной закон в обход Верховной рады.

-- Отдадим «трубу» в обход парламента

Другое дело, принятие на всеукраинском референдуме новых законов, внесение поправок или отмена действующих. Эти нормы закона о референдуме очень кстати в ситуации со столь непослушной и заблокированной Верховной Радой.

Почти месяц оппозиция блокировала президиум с требованием внедрения личного голосования. В конце концов, власть таки пошла на кое-какие уступки - решение о личном голосовании было принято. Парламент разблокировали до истечения 30-дневного срока, когда президент мог получить право распускать Верховную Раду. Хотя проблема отсутствия у Партии регионов стабильного большинства еще больше усугубилась.

Как результат, после лишение мандата защитника Юлии Тимошенко Сергея Власенко, трибуна снова в блокаде. Оппозиция обещает блокировать Раду до победного конца, и обе стороны заявляют о готовности идти на внеочередные парламентские выборы. Блеф или нет, но на Банковой осознают, что проводить через Раду нужные решения в будущем будет очень сложно.

И вот тут может пригодиться инструмент референдума. Намедни в СМИ просочилась информация, что «Газпром» готов снизить цену на газ, но для этого надо внести поправки в закон о трубопроводном транспорте и разрешить сдавать в аренду нашу газотранспортную систему. На этом дело и застопорилось, ведь все прекрасно понимают, что оппозиция только и ждет такого подарка Партии регионов. Нынче не 2010 год, и так просто сдать позиции, как тогда с Черноморским флотом, оппозиция не намерена. Расклад сил не тот. О возможной ратификации договора о Таможенном союзе даже не вспоминаем – за это дело оппозиционеры костьми лягут.

Как сказал вице-спикер от «Свободы» Руслан Кошулинский, сейчас они блокируют до последнего. А Виктор Федорович в это время сможет вынесты все нужные законопроекты на референдум, в том числе и по газу. Фантастика? – Отнюдь. Именно это предвидено в статье 3 закона о референдуме - без участия Верховной Рады.

-- Мажоритарка без коммунистов

Не так давно политики спорили, можно ли будет провести внеочередные выборы по 100% мажоритарке, если Янукович распустит Раду. Конечно же, такой законопроект в сессионной зале не пройдет, как минимум не проголосуют коммунисты. Но и не надо! Новый закон о выборах также можно вынести на всеукраинский референдум. Народ одобрит поголовную мажоритарку – можно и распускать. Как говорил Чечетов – «разведут как котят».

Ведь на законодательный референдум можно выносить все, кроме налогов, амнистии и госбюджета. Так гласит Конституция.

-- Как это делается

Прежде всего, нужна инициативная группа, которая соберется и подаст в Центризбирком предложение по всеукраинскому референдуму. С четко сформулированными вопросами и текстом законов. В ЦИК думают пять дней, и если все нормально, разрешают собирать подписи и регистрируют группу. Подписей надо собрать 3 миллиона – в 2/3 областей Украины и не менее чем по 100 тысяч в каждой. Учитывая, что в Партии регионов 1,5 миллиона членов, собрать автографы под что угодно - вообще не проблема.

ЦИК 7 дней проверяет подлинность подписей и выносит решение. Там большинство подконтрольно Партии регионов, потому загвоздок точно не возникнет. Далее, если вердикт позитивный, то Президент получает право назначить референдум, который должен состояться в 50-дневный срок.

Неожиданностей с «правильным» голосованием на референдуме также ожидать не стоит. Статья 45 закона о референдуме гласит, что избирательные комиссии формируются из числа кандидатур, которые в ЦИК подают главы областных советов, Киевсовета и Севастопольского горсовета. Учитывая, что кроме Галичины и Закарпатья, облсоветы подконтрольны Партии регионов, недавние парламентские выборы и подсчет голосов в Первомайске покажется нам эталоном прозрачности и демократии.

На эту вопиющую угрозу уже пытаются обратить внимание в Центральной избирательной комиссии.

«Один из самых опасных моментов закона о всеукраинском референдуме – формирование избирательных комиссий. Формирование окружных комиссий проводит ЦИК, но из числа кандидатов, поданных главами областных советов. В Украине 24 области, я могу ошибаться, но в 20 из них главы советов представляют одну партию. Абстрагируясь от названия этой партии, нужно признать, что такой механизм формирования комиссии приведет к тому, что все 15 членов окружкомов будут представлять одну политическую силу», - считает заместитель главы ЦИК Андрей Магера.

Окончательные итоги в 15-дневный срок подводит ЦИК, и их решение вступает в силу с момента оглашения. Вот вам сценарий, как за три месяца в обход Рады принять нужный закон.

Правда, стоит это удовольствие будет не мало. Как показывает опыт кучмовского референдума 2000 года, его смета всего в два раза меньше, чем стоимость президентских выборов. В 2000 референдум обошелся в 50 миллионов гривен, а президентские выборы 1999 – 107 миллионов. Исходя из того, что в 2010 году президентская гонка обошлась казне в полтора миллиарда, не сложно предположить, что референдум будет стоить около 750 миллионов гривен. Хотя на фоне бессмысленно выброшенного миллиарда на веб-камеры на участках – это не так и много.

В Центризбиркоме не готовы называть конкретные цифры, но там утверждают, что финансировать референдум можно только из государственного бюджета. «Пока невозможно говорить о стоимости референдума. Когда появятся законные основания для его проведения, когда будут выполнены все требования, у комиссии появятся основания составить соответствующий протокол. Только это станет основанием для внесения парламентом изменений в закон о госбюджете касательно финансирования. Конституция говорит, что все траты определяются бюджетом, потому финансирование референдума должно быть отображено в законе о госбюджете. В законе о госбюджете на 2013 год таких средств не предвидено, потому надо будет вносить поправки», - заявил «Главкому» Андрей Магера намекая, что в обход парламента провернуть референдум в этом году будет сложно. Хотя мнение Магеры – это его юридическая позиция, на Банковой могут вывернуть все по-другому. К примеру, выделить деньги из резервного фонда Кабмина.

Власть имеет неплохой инструмент для борьбы с неугодным парламентом. Более того, он даже будет находиться в конституционном поле страны. Правда, если Янукович таки применит закон о референдуме в обход в парламента, то в глазах Европы сразу же станет в один ряд с белорусским диктатором Александром Лукашенко. К чему в последнее время Виктор Федорович, к сожалению, идет семимильными шагами.