Тот самый Яценюк
Если бы автор «Мюнхаузена» был знаком с современной Украиной, то его книгу постигла бы судьба второго тома «Мертвых душ»
Если бы автор «Мюнхаузена» был знаком с современной Украиной, то его книгу постигла бы судьба второго тома «Мертвых душ». Какой смысл писать сатиру, если в итоге ты рискуешь обнаружить, что все это время был документалистом?
Распорядок дня Арсения Яценюка на 14 марта: 7.00 – разгон облаков, 8.00 – подвиг, 16.00 – народное восстание. А вечером ужин, непременно ужин! Рецепт «народного восстания» по версии украинского оппозиционера тоже несложен. Сперва нужно в эфире центральных каналов назначить восстание на четверг, а уже потом ждать падения антинародного режима. И, кончайте ржать. Это не шутки!
Это не смешно хотя бы потому, что надо пожалеть человека, который всю свою жизнь безуспешно борется с личными демонами. Может виной всему его амплуа отличника-ботана, наперекор которому он старательно пытается нарастить сакральные мускулы в глазах окружения? В конце концов, не просто так он выбрал для своего персонального политпроекта милитаристское название «Фронт перемен»? И не просто так несколько лет назад в преддверие выборов завесил всю страну камуфляжными бигбордами? А чего стоят все эти показательные жимы штанги перед объективами телекамер, когда у зрителей сердце сжималось в страхе за судьбу молодого человека?
Первое, чему учат нового телеведущего – так это приучают к мысли, что то, как ты видишь себя и то, как видят тебя окружающие – это совершенно разные вещи. Мы привыкли глядеться в зеркала с заранее подобранными выражениями лиц: брутальным, ироничным или проницательно-невозмутимым. А потом, пересматривая хоум-видео с праздников, мучительно врем сами себе, что, мол, просто ракурс был не тот, да и голос записался неудачно. А, на самом деле, всю свою жизнь мы выглядим именно так, как на всех этих «неудачных» видеозаписях: просто наши иллюзии о собственной внешности и голосе не имеют ничего общего с реальностью.
Это знает любой телевизионщик – пройдя на первом этапе карьеры через бескомпромиссное привыкание к мысли о том, как он выглядит и звучит на самом деле. А вот Арсению Петровичу с наставниками просто не повезло. Вот он и продолжает видеть себя кем-то вроде сухопарого, жилистого и жесткого, искренне не понимая, что общего между ним и мультяшным кроликом Баксом Банни.
Ему бы освоить амплуа умного мальчика с национальными корнями, поселив в глазах иронию напополам с многовековой мудростью предков. Освоить искусство сарказма и снобизма, научиться не стесняться умения носить галстуки и фраки, легко и непринужденно музицировать на пианино или скрипке. Войти в резонанс с общественными ожиданиями, чтобы стать своим для бизнес-интеллигенции и self-made persons. Вписать себя в городской контекст, цитировать Ницше и Хайдеггера и прекратить попытки быть «своим» для всех. Он и так не «свой» — его рейтинг похож на авансовый проходной бал неглупому абитуриенту, в отношении которого есть надежда, что тот остепенится и возьмется за ум.
Если забить в гугле его имя, то первое, что выпадает это «Арсений Яценюк национальность», а второе — «Арсений Яценюк рост». Для сравнения: у Виталия Кличко выпадают запросы «последний бой» и «кикбоксинг». Вот скажите мне – если запросы в поисковике являются маркером ожиданий и ощущений, то у кого из двоих проблемы с позиционированием?
Но это все ерунда. На самом деле это мы ошибаемся, а Арсений Петрович занят серьезным делом. У него народное восстание на носу. И неважно, что региональные отделения его политсилы даже слыхом не слыхивали о ревущих толпах, транспарантах и броневиках. В сознании самого Яценюка вторые сутки подряд сотрудники администрации президента жгут документы в ведомственных каминах, революционные матросы готовятся кататься на воротах Межигорья, а Виктору Януковичу шьют женское платье для побега из охваченной бунтом столицы.
Украина – удивительная страна. Она рушит все то, что принято у соседей считать реальностью. По местным меркам Алексей Навальный – рядовой блоггер, а Виктор Пелевин – заурядный бытописатель. Я не удивлюсь, если в ночь на четырнадцатое марта Арсений Петрович заглянет в шкаф – и срочно отменит «революцию». Потому что в шкафу висят только лишь однобортные пиджаки, в которых, как известно, уже никто давно не воюет.
А ведь и правда отменит. Или наоборот – объявит, что восстание прошло успешно. В конце концов, Яценюк вкупе с остальными оппозиционерами славен не тем, что противостоит режиму, а тем, что никогда не врет. И пускай для всех остальных бытие определяет сознание – в голове Арсений Петровича именно сознание определяет бытие. Пусть даже в одной отдельно взятой голове.
Только вот не будет никто плакать, когда гроза украинского режима будет лезть по веревочной лестнице вверх под трогательный музыкальный аккомпанемент на фоне финальных титров. Потому что Мюнхгаузен учил, что все глупости в этом мире делаются с серьезным выражением лица, а Яценюк науку улыбаться так до сих пор и не освоил. Равно как и не понял, что народное восстание (подобно войне с Англией) – это не покер, чтобы его объявлять, когда вздумается.