Киевских выборов не будет?
Банковая может отложить неудобные для нее столичные выборы до 2015 года
Нынешняя неделя может стать решающей в судьбе киевских выборов. В конце мая заканчивается срок полномочий Киевсовета, а мэра уже нет более полугода. И власть, и оппозиция публично признают, что дату голосования надо определить в ближайшие дни. Называется 2 июня – первое воскресенье после окончания полномочий Киевсовета. Учитывая, что избирательная гонка длится два месяца, назначать выборы надо незамедлительно. Но, учитывая интересы Банковой, такой сценарий выглядит маловероятным. Власть все еще обдумывает варианты, как увильнуть от неудобных выборов.
-- Склоки оппозиции
Оппозиционный лагерь погряз в склоках вокруг киевского вопроса. Яценюк с Тягнибоком пытаются толкнуть Виталия Кличко на мэрские выборы и выбить его с президентской избирательной гонки. Или хотя бы услышать от него четкий ответ, чтобы получить возможность выставить на мэрскую гонку Петра Порошенко. Кличко не дает публичного ответа, а непублично, как утверждают источники, предложил кандидатуру своего младшего брата. Что, конечно же, было воспринято не иначе, как шутка.
Параллельно с этим целый ряд оппозиционеров помельче также пытаются сыграть в свою киевскую игру: Николай Катеринчук, выигравший под флагом «Батькивщины» и при поддержке Порошенко округ на Виннитчине, публично заявил о намерении баллотироваться. А чтобы не считаться представителем оппозиции, предложил Турчинову исключить его из фракции. При этом он же перебрасывается гневными обвинениями с другим киевским мажоритарщиком – Владимиром Бондаренко, заявившим, что Катеринчук не имеет никакого морального права баллотироваться в столице. Сегодня вечером пройдет специальное заседание фракции «Батькивщина», на котором и попытаются решить столь деликатную ситуацию. Короче говоря, оппозиция пребывает в своем нормальном состоянии – разброд, склоки и шатание.
Тем временем на Банковой ищут свой рецепт, как решить киевскую дилемму. Со дня на день пройдут все разумные и законные сроки, как Верховная Рада должна назначить новые выборы киевского головы и Киевсовета. Законного мэра нет с начала лета 2012 года, а полномочия Киевсовета закончатся 28 мая 2013 года. Не так давно даже регионалы признавали, что именно ближе к этой дате и надо проводить киевские перевыборы. 12 декабря в Раде зарегистрировали постановление о выборах 2 июня, а профильный комитет рекомендовал этот документ принять. Но, по последней информации, одобрять это постановление в Партии регионов не спешат.
Партия власти имеет в Киеве минимальный рейтинг, на последних парламентских выборах за них с коммунистами не проголосовало и 20%, а оппозиции отдали свои голоса 73% киевлян. Каким будет Киевсовет при таких раскладах, предугадать не сложно. При этом, по данным социсследований, Виталий Кличко и Петро Порошенко, если будут едиными кандидатами от оппозиции, уверенно выигрывают мэрские выборы. Эксперты уверены, что любой, кого согласует оппозиция, может обойти нынешнего главу горадминистрации Александра Попова.
По тому властные стратеги рассматривают несколько вариантов, как решить эту проблему. И решить так, чтобы на президентских выборах 2015 года столица не была под контролем оппозиции.
-- Сценарий Банковой - если выборы будут
Вариант номер один – таки провести выборы мэра и Киевсовета. Такой сценарий грозит власти полным киевским фиаско, а приемлемый результат может быть только при соблюдении нескольких важных условий. Прежде всего, надо решить проблему потенциально оппозиционного Киевсовета. Для этого у ПР есть два рецепта: внедрить новую избирательную систему и поменять процедуру формирования избирательных комиссий.
На последних парламентских выборах, а еще лучше – на местных 2010 года, мажоритарная составляющая позволила админресурсу и судам неплохо манипулировать результатами. Именно благодаря мажоритарке регионалы взяли под контроль 20 из 24 областных советов страны.
Логика регионалов в Киеве проста – ввести 100%-ную мажоритарку. По нынешнему закону имеем смешанную систему - пополам по списку и в округах. Если поменять закон, то получим 120 мажоритарных округов – тысяч по 15 избирателей в каждом. На участки придут тысяч по 7-8 – прекрасное поле для разгула админресурса. На самих выборах можно протолкнуть процентов 30-40% своих независимых, а потом докупить немного оппозиционных мажоритариев. Конечно, если три оппозиционные фракции выставят по единому кандидату на каждом округе, то и при мажоритарке власть может потерпеть серьезное фиаско. Потому не допустить компромисса между «Ударом» и остальной оппозицией – важная задача на киевских выборах.
Изменение процедуры формирования избиркомов – не менее важная задача для Партии регионов. О чем «Главком» уже писал ранее. В нынешнем законе прописано, что территориальные избирательные комиссии на местных выборах формируются по представлению парламентских фракций - по три члена от каждой. При нынешней расстановке сил в Раде: 3 оппозиционные фракции и две властные, получится, что из 18 членов окружкома 9 человек будет под контролем оппозиции, а 6 – власти. Еще три члена определят путем жеребьевки. Теоретически, у оппозиции будет большинство, а при неблагоприятных условиях - как минимум половина. Что также заблокирует все массовые фальсификации в столице. А без этого о победе партии власти в столице можно забыть.
И последнее – Партия регионов должна подгадать дату выборов так, чтобы она попала на пик отпускного периода – июль-месяц. В это время часть оппозиционного среднего класса уедет отдыхать, а «бабушки Черновецкого», ядерный электорат Попова и ПР – останется.
Для изменения избирательной системы и процедуры формирования комиссий надо править действующий закон о местных выборах. Смогут ли протащить такой проект в нынешней Раде при жестком противодействии оппозиции – пока сказать сложно. Тяжело представить компромисс, по которому оппозиционеры сами бы отдали регионалам свои столичные козыри.
-- Выбрать мэра, но без Киевсовета
Вариант номер два, кстати, один из самых активно обсуждаемых в Партии регионов, - провести выборы мэра, но отложить избрание нового Киевсовета до 2015 года.
С политической точки зрения такая схема дает власти ряд преимуществ. Прежде всего, поражение кандидата власти в борьбе за кресло не будет столь ощутимо. Оппозиция, если согласует единого кандидата, может получить всего лишь пост мэра без полномочий. В то же время, вся власть на данный момент сконцентрирована в главы КГГА и Киевсовета. Даже проиграв, Попов на пару с секретарем совета Галиной Герегой смогут на двоих править столицей до следующих местных выборов осени 2015 года. Но это уже будет после президентской гонки. Более того, у власти в нынешнем Киевсовете есть 2/3 голосов, необходимых для вынесения недоверия мэру. И этот «дамоклов меч» всегда будет давить на оппозиционного градоначальника.
Конечно, легитимность такой схемы хромает на обе ноги. Даже спикер Рады Владимир Рыбак много раз публично говорил именно об одновременных выборах совета и мэра. Но позиция спикера, как показала история с Власенко – штука изменчивая, особенно при перемене дуновения с Банковой.
Юридическое обоснование для разделения выборов мэра и Киевсовета можно выдумать, если очень постараться. Прежде всего, нынешний созыв Киевсовета был избран на внеочередных выборах в мае 2008 года. В Конституции определен 5 летний срок полномочий местных советов, избранных на очередных выборах. В 2011 году в Конституцию внесли поправки и прописали, что очередные выборы местных органов власти проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий. При чем подразумевается, что все местные органы власти будут переизбираться на очередных выборах в один день, независимо от того, были ли где-то внеочередные выборы.
Таким образом, можно придумать схему – мол, раньше последнего воскресенья октября 2013 года Киевсовет избрать нельзя – так гласит Конституция. Потом еще укажут 83 статью закона о местных выборах, где написано, что избранные на внеочередных выборах советы работают до следующих очередных. А очередные по всей стране были в октябре 2010-го. Вот и выходим на последнее воскресенье октября 2015.
С мэром же иная ситуация – его полномочия прекратили досрочно, хотя всего лишь за день до конца срока. Потому его переизбрать сейчас мы обязаны – так требует закон и Конституция. В результате ситуация будет выглядеть следующим образом – мэра переизберут летом на внеочередных выборах – до осени 2015 года. А Киевсовет сначала отложат до осени 2013 года, а там и до осени 2015 года.
-- Выборы отложат до 2015 года
Третий вариант – отложить все выборы до 2015 года. Это самый беспредельный вариант, который вызовет шквал критики со стороны Европы и США. О таком сценарии уже написало «Зеркало Недели», указывая, что решить проблему киевских выборов может Конституционный суд. Тяжело пока сказать, какой вердикт могут выдумать судьи, но решение по отмене Конституции 2004 года показывает – там могут зачитать все, что напишут на Банковой. Очевидно, ссылка пойдет на то, что очередные выборы всех органов местной власти должный проходить в один день в последнее воскресенье пятого года полномочий – осенью 2015 года.
Сегодня на заседании согласовательного совета спикер Верховной Рады Владимир Рыбак попросил депутатов на этой неделе назначить дату киевских выборов. Даже Ефремов допустил назначение голосования на 2 июня. Насколько искренне – увидим завтра. Но сомнительно, что регионалы пойдут на выборы, не поменяв закон.
Виталий Кличко выдвинул требование в ближайшее время вернуть полномочия мэру, ранее отобранные в пользу главы КГГА, а также внедрить два тура выборов главы города, понимая, что власть на это не пойдет. Ефремов тут же отреагировал – хотите вернуть полномочия – выборов не будет вообще. Арсений Яценюк даже пообещал завтра снять блокаду парламента для назначения киевских выборов, хотя сам не верит в их проведение.
Очевидно, что вопрос с киевскими выборами на самом высшем уровне на Банковой не решен. Станет ли эта неделя определяющей? Учитывая разнобой в рядах трех оппозиционных фракций, с трудом верится, что им удастся добиться приемлемого для себя результата.