Сорок минут с Арбузовым, или Дебют реформатора
Премьер-министр и его первый заместитель по очереди отчитались о «покращеннях»
Высокое руководство Кабинета министров, так же, как и президент, достаточно редко выходят на открытое общение с гражданами или хотя бы с журналистами. По сути, быстро «достучаться» можно только до премьера Николая Азарова, и то в Фейсбуке, и далеко не с каждым вопросом.
Однако на 19 марта в клубе Кабинета министров было запланировано сразу три больших пресс-конференции. К журналистам пообещал выйти Азаров и его заместители Сергей Арбузов и Юрий Бойко. Последний, спустя некоторое время из анонсов пропал, оставив отдуваться главу правительства и коллегу-«новичка».
-- Правительство «не сидело» два года
На мероприятии с участием руководства Кабмина журналистов «шмонали» основательно – заставляя вытряхивать из сумок все, вплоть до носовых платков, демонстрировать работоспособность и неработоспособность имеющихся предметов. Однако в целом – никаких грубостей, охранники высказывали свои пожелания очень вежливо, с улыбками. Единственное, всех, у кого с собой имелась какая-либо еда (особенно, яблоки и мандарины) убедительно просили от нее избавиться перед заходом в зал – «чтобы никто не кидался». Видимо, «яичный скандал» запомнился не только гаранту.
Представители СМИ, получив на входе основательную брошюру «Социально-экономическая политика правительства», набились в большой зал до отказа. Ровно в назначенное время перед ними – без всяких пафосных проходок под музыку на фоне голубого экрана с изображением Кабмина предстал Николай Янович.
«В последний раз мы с вами встречались больше года назад, рад встрече», - поприветствовал премьер собравшихся. И тут же попытался найти журналиста из Кировограда. Убедившись, что такой имеется, сразу похвалился: «Мне из Кировограда два года назад задавали вопрос, почему у вас нет хорошего театра. Так что, теперь вы довольны театром?». Сначала возникли сомнения, какой именно «театр» в Кировограде имел в виду Николай Янович: тот, который открылся в октябре 2012 года, или тот, который разыгрался в городе во время диалога президента со страной. Но робкое «да» растерявшегося представителя СМИ вполне удовлетворило Азарова. И он, немного пожаловавшись на оппозицию, которая раскачивает «государственный корабль», перешел к перспективам, к которым этот корабль плывет «в штурмовой погоде».
«Разве мы сидели два года, сложа руки? Конечно, нет!», - сам себя спросил и сам себе ответил премьер-министр. И обратился к визуальным доказательствам «покращення» в стране. Слайды на экране демонстрировали фото то запущенного за это время завода олигарха Виктора «Днепросталь», или теплиц Фирташа. Николай Янович, зачитывая с бумажки, довольным голосом вещал о достижениях правительства и программе новой индустриализации страны. Огласив, по его же словам, «сотую часть» содержания программы (реанимацию сельскохозяйственного машиностроения, реконструкцию животноводческих комплексов, постройку овощехранилищ и т.д.), он перешел в формат общения «вопрос-ответ».
Работали по схеме: один вопрос от региональных СМИ, один - от национальных и зарубежных. Пару раз премьеру зачитали вопрос и от пользователей Фейсбука.
Региональные СМИ сразу же завалили премьера проблемами своих областей. По старой доброй традиции, Николай Янович, хоть и замечал, что ситуация в стране непростая, все пообещал решить. Если не сейчас, то когда-нибудь потом. «Мне совестно перед людьми, что строительство Дарницкого мостового перехода было начато в 2003 году, а завершено в 2010-м. Но это не мы виноваты. Мы уходили и приходили, и когда мы уходили, строительство прекращали. В следующем году, возможно, будет рассмотрен вопрос и по реконструкции моста через Днепр в Черкасской области», - заверил он. «День за днем будет поправляться ситуация с «депрессивными» территориями в Луганске», - успокаивал премьер-министр. «Будем контролировать ситуацию», - говорил о поддержке реконструкции международного коридора – трассы на Мелитополь и Крым в Херсонской области Азаров. И делал давно известные выводы: «мы эксплуатировали дорожную сеть, построенную давно и рассчитанную не на те нагрузки. Дорожное полотно рано или поздно должно было рвануть. Когда проблема обнажилась, стало понятно, что дальше перелатывать дороги нельзя. Только капитально ремонтировать, а кое-где и капитально строить». Но никаких конкретных сроков и действий озвучено не было.
-- Премьер ищет «радников»
Похвастаться повышением зарплат, расходов Пенсионного фонда и «не растущими» ценами на ЖКХ, как хотелось, премьеру таки не дали. Национальные СМИ больше интересовались планами сотрудничества с Таможенным Союзом, возможным новым порядком налогообложения на Кипре и «черными ленточками» для журналистов в Кабмине.
«С Россией сейчас ведутся переговоры, при которых Украина станет наблюдателем. Мы создадим представительство при Таможенном Союзе, у нашего представителя будет право совещательного голоса, - пообещал Николай Азаров. Но добавил ложку дегтя: «Он не будет принимать участия в принятии решений, но будет высказывать нашу позицию. То есть мы не будем поставлены перед фактом, а будем знать о выработке любого решения заранее». Несмотря на эфемерность влияния представителя на что-либо в рамках ТС, по словам Азарова, «Украина за собой суверенитет сохраняет». «Мы никогда не пойдем на принятие неугодного нам решения. Мы не претендуем на какие-либо преференции, но не должно быть и дискриминационных мер по отношению к Украине», - отметил он.
В том, что создание трехстороннего газотранспортного консорциума застопорилось, Николай Азаров обвинил европейцев. «Это разве зависит от нас? Это зависит от третьей стороны. Допустим, мы готовы, Россия готова. Где та третья сторона?», - спросил он. И намекнул, что долго ждать лояльного решения Европы Украина не будет: «Мы неоднократно говорили: где же поддержка Европейского союза? Сколько нам еще ждать: год, два три? Вы говорите: вы аккуратней там с Россией? Но так давайте нам предложения!».
Услышав вопрос о незагруженности построенных под Евро-2012 объектов, премьер расплылся в улыбке: «У вас дети есть? Вы же покупаете трехлетнему ребенку одежду с расчетом только на сегодняшний день? На вырост надо покупать. Кто ж строит такие объекты, как аэропорты, например, из расчета сегодняшней пропускной способности. Такое строится в расчете на 100-200 лет». «Сейчас много поднимается инсинуаций, что, мол, «Борисполь» не используется, - упредил ремарку журналистов Азаров. – Повторяю: никто не строит на сегодняшний день. Потому объекты под Евробаскет тоже найдут применение».
Повеселился Азаров и во время разговора о планах кипрского парламента ввести налог на вклады в своих банках и последствиях такого решения для Украины. «Вы такая молодая и симпатичная, какую информацию вы бы от меня хотели услышать? - обратился премьер к журналистке, задавшей вопрос. – Подскажите мне». «Я, як стану вашим радником, так і підкажу», - парировала та. «Запишите в «радники, - смеясь, распорядился Азаров, но тут же опомнился. – Шучу, вот если б подсказали, тогда б записал». Но ответить все же попытался. «Для нас оно не будет иметь таких серьезных последствий, какие будет иметь для российского капитала. Видите, оказалось, в Украине деньги хранить надежнее», - резюмировал он. И добавил, что у президента Кипра просто не было альтернативы: «Был выставлен ультиматум: дефолт либо такой конфискационный способ».
Достаточно много внимания премьеру пришлось уделить и открытости правительства. Ранее Олег Тягнибок заявлял, что на 18 марта было назначено закрытое заседание Кабмина (которое отменили сразу же после прибытия на него народных депутатов), но Азаров это опроверг. «Никаких закрытых заседаний не бывает. Процесс подготовки решений всегда открытый. Решение проходит десятки инстанций, изучается сотрудниками аппаратов, пишутся замечания, обсуждаются, потом выносятся на заседания правительства…», - попытался оправдаться премьер. Но наткнулся на возмущение журналистов по поводу того, что на Кабмине зона между прессой и членами правительства огорожена черными лентами, что не дает возможности задавать министрам интересующие вопросы. «Мне не очень нравится формат общения, когда министр идет из Кабмина или в Кабмин, а его за рукава хватают и просят ответить на какой-то вопрос. Должен быть формат общения», - отметил глава правительства. Конкретизировав, что по формату работа ведется: «Будет создан график, по которому наши министры будут встречаться с журналистами и отвечать на вопросы. Будет более активной работа пресс-служб». «Я посоветовал министрам выделять время и работать активно с людьми. Я же читаю обращения в Фейсбуке. Один у меня попросил: а можно я в Твиттер буду писать? Я ответил: можно, начинай хотя бы с Твиттера», - рассказал Азаров.
А с черными ленточками все-таки пообещал разобраться: «Не нравятся черные – повесим красные».
-- Скомканный бенефис
Через час после Азарова к прессе вышел его первый вице-премьер Сергей Арбузов. Это, по сути, был его первый открытый выход к прессе на новом посту. Но должного впечатления как спикер он не произвел.
У Сергея Геннадиевича было лишь сорок минут, поэтому он решил обойтись без вступительного словам, сухо отметил, что ему «приятно здесь находится». И попросил журналистов переходить к вопросам.
Начали, как и ожидалось, с проблемы сотрудничества Украины с МВФ и цены на газ. Известно, что «Газпром» может снизить цену на газ для Украины до 260 долларов за тысячу кубометров с 426 – если Киев до 1 июня успеет внести в законодательство изменения, закрепляющие возможность аренды ее ГТС российской энергетической компанией. Первый вице-премьер сразу же отметил, что никакой прямой связи с работой МВФ и работой между двумя странами – Украиной и Россией – по цене на газ – нет. «Это то, что обрастает слухами», - многозначительно добавил он. По словам Арбузова, работа с МВФ продолжается в плановом режиме: «Мы ведем дискуссию. Аналогично мы начинали работу с предыдущей программой. Поэтому для меня большой разницы нет».
Курс гривны, несмотря на требования МВФ, Арбзов тоже пообещал «оставить» стабильным. «Нацбанк в прошлом году вмешивался в курсообразование на 8%. Это небольшое количество операций. Мы гарантируем, что курс и дальше будет понятен и прогнозирован», - отметил он.
В разговоре с Арбузовым представители прессы не обошли вопрос кипрского налогообложения. Особого беспокойства, так же, как и Николай Азаров, он не выразил. «Мне сложно здесь что-то комментировать. Если налог будет введен, это отразится на том потоке, который идет в нашу страну. Но Кипр, хоть и один из самых крупных, все же не основной наш компаньон. Значит, будет другое государство, которое возьмет на себя эту функцию. Уверен, опасаться не стоит», - успокоил всех первый вице-премьер.
Услышав вопрос о том, зачем правительство инициирует внедрение пошлины на импортные авто, чиновник весьма удивился: «Звучит как оскорбление. Да, это не тот шаг, который может порадовать наш средний класс. Но если мы сделаем все правильно, защитим своего товаропроизводителя, сделаем так, чтобы те автомобили, которые покупал средний класс в прошлом году, производились у нас в стране». На уточняющий вопрос, пересядет ли на эти автомобили сам Арбузов, он пообещал: «Когда наши заводы начнут работать как нужно». Правда, в голосе звучали нотки неуверенности. Да и говоря о более конкретных сроках, он резко заметил: «Я не Павел Глоба, я не знаю».
Была к Сергею Арбузову и парочка «личных» вопросов. Первый – по поводу авторства инициативы о создании финансовой полиции. От него первый вице-премьер сразу открестился. «Я не делал засылку этого документа и точно не знаю, кто ее делал. Но я посмотрю и сообщу», - дал он очередное обещание.
Второй – касался появившейся накануне пресс-конференции в СМИ информации о том, что владелец Ukrainian Business Group Руслан Демчак продал телеканал Business Сергею Арбузову. А еще в 2011 году сообщалось, что старший сын Виктора Януковича Александр и Сергей Арбузов могут быть конечными собственниками телеканала «Тонис». Здесь Сергей Геннадиевич тоже «умыл руки». «Я не знаю, на что вы рассчитываете, задавая такие вопросы, - начал первый вице-премьер после просьбы журналистов подробно рассказать, какие СМИ входят в медиа-холдинг Арбузова. – Когда я пришел в Нацбанк, я продал все свои активы, и сейчас ничем не владею. То, что разворачивается дискуссия вокруг создания каких-то холдингов, - это будет продолжаться, это людям интересно и это информационный повод. Но вы должны понимать, что и не имею никого отношения ни к каким СМИ». «Своим» признал он только канал БТБ: «Этот канал является собственностью НБУ, и он был создан, когда я еще был руководителем. Больше отношения к нему я не имею».
Интересно, что спустя несколько минут после такой тирады, к микрофону вышла журналистка из газеты «Взгляд» (которая тоже входит в состав холдинга «не Арбузова») и задала очень «острый» вопрос: какими же достижениями гордится Сергей Геннадиевич?
Сергей Арбузов не сбивался, говорил коротко, четко, по сути. Но видно, что за пару месяцев пребывания на новом посту в эту самую суть всех проблем – особенно тех, которые касаются регионов – вникнуть до конца не успел. «Я помечу, я разберусь, если будет нужна помощь правительства, я вмешаюсь. Если для вас это важно, для нас это приоритет», - обещал он помочь сохранить форум «Таврийские горизонты».
«Те программы, которые разрабатываются министерством здравоохранения, будут финансово поддерживаться, это для нас приоритет», - неконкретно отвечал он на конкретный вопрос одесских журналистов. «Раз Колесников обещал – значит, будет аудитор объектов под Евро-2012», - уверенно говорил он.
«Как бы программа не называлась, она будет развиваться», - в лучших случаях линии «покращення» вещал вице-премьер, слушая о нереализованной «Крымской Анталии»…
В целом, встреча руководства правительства со СМИ прошла по стандартной схеме. И появление «новичка» Арбузова изюминки не добавило. Неострые вопросы переходили в рассказы о достижениях страны, острые – в обещания разобраться в ситуации – хоть «когда-нибудь».