Подъем обнаженных женщин-воинов
Известное своими топлес-протестами движение Femen борется с проявлениями патриархата по всему миру. Но разве грудь активисток не затмевает их идеи?
Известное своими топлес-протестами движение Femen борется с проявлениями патриархата по всему миру. Но разве грудь активисток не затмевает их идеи?
Однажды летним днем Инна Шевченко отправилась в лес неподалеку от Киева, чтобы научиться пользоваться цепной пилой. Дровосеки, которые объясняли ей, как это нужно делать, не могли никак понять, зачем ей это нужно. «Они думали, что я просто сумасшедшая блондинка, - сказала девушка, встряхнув своими светлыми локонами. – Я говорила так: «Ой, правда?!» И на ее лице появлялось жеманно-растерянное выражение. «Так вот как вы это делаете? Здорово!»
На следующий день она отправилась на вершину холма в Киеве, надела красные джинсовые шорты, тяжелые ботинки, кожаные перчатки и маску для защиты глаз. В тот день московский суд должен был вынести вердикт по делу Pussy Riot, и в честь российских панк-активисток - а также чтобы показать свой протест против всех религий мира – Инна начала спиливать 4-метровый деревянный крест, который стоял там с 2005 года. Несмотря на все приготовления, это оказалось довольно трудным делом. «Когда я начала пилить, я подумала, что у меня не получится это сделать», - сказала она. Но уже через семь минут крест упал, а Инна позировала перед толпой приглашенных журналистов. Со словами «Pussy Riot» на обнаженной груди она распростерла руки в стороны, повторяя позу Христа, который теперь лежал на земле.
Угрозы расправы стали поступать незамедлительно. По словам Инны, многие официальные лица призывали арестовать ее, а на российских телеканалах рассказывали, что этот крест был памятником жертвам сталинизма. Инна это отрицает, однако украинские журналисты присоединились к требованиям, и у нее начались проблемы. У дверей ее дома стали дежурить мужчины, которые, по ее мнению, были агентами секретных служб, а спустя несколько дней она проснулась в 6 утра, услышав, что кто-то ломится к ней в дверь. Она убежала, выпрыгнув из окна с другой стороны дома, и в конце концов добралась до Варшавы, имея в кармане только 50 долларов, паспорт и мобильный телефон. Она боялась, что ее посадят в тюрьму, если она вернется в Киев, поэтому через пару дней она отправилась во Францию, где несколько женщин выразили свое желание вступить в организацию Femen, группу феминисток, которой руководит Шевченко вместе со своими украинскими подругами.
Цели Femen просты, масштабны и радикальны: участницы движения воюют с патриархатом на трех фронтах, призывая положить конец всем религиям, диктатуре и секс-индустрии. В качестве штаб-квартиры этой группе предложили одно из помещений захудалого театра в Париже, и именно там я встретилась с 24-летней Инной, которая готовилась к учебному занятию с 20 новыми активистками этого движения. Она проинструктировала девушек в отношении правильной позы – ноги на ширине плеч, твердая и вместе с тем агрессивная стойка. Воины Femen никогда не улыбаются, потому что они участвуют в акциях протеста не для того, чтобы кого-то порадовать. Эта группа проводит свои топлес-акции с 2010 года, используя свои тела, чтобы привлечь внимание, собрать журналистов, и их действия вызывают массу критики со стороны многих людей, которые обвиняют их в игре на сексистских стереотипах.
В помещении, стены которого увешаны плакатами и рисунками – «Fuck Religion» («К черту религию») или «Go out! Undress! Win!» («Выйди! Разденься! Победи!») – активистки стоят рядами и выкрикивают слоганы друг другу. На них надеты футболки и тренировочные костюмы, и время от времени они прерываются, чтобы попить воды. Так выглядит спортзал революции.
«Не игрушки для секса, - кричат они. – Бедные из-за вас! Мы верим в геев!» Одна за другой они выходят на середину комнаты и показывают, как они будут себя вести во время акции протеста. Одна из активисток кричит «Папа не нужен», после чего две другие бросаются на нее. На мгновение все три девушки зависают в воздухе, а потом падают на пол и начинают драться. Инна объяснила им, что они должны постоянно двигаться, чтобы их нельзя было чем-либо прикрыть: слоганы будут написаны на их обнаженной груди, и их должно быть видно. Одна из женщин дерется очень ловко, кричит, время от времени ей удается вырваться и даже пробежать пару шагов, после чего ее опять заваливают на пол жестоким ударом. Наконец, Инна объявляет перерыв, и эта женщина поднимается с пола, вытирая кровь с руки. Инна улыбается, берет ее за расцарапанную руку и поднимает ее кверху. Все хлопают, кричат и поздравляют ее.
Когда активистки переходят к следующей стадии обучения – подъемы, отжимания, бег с криками – вокруг них собираются журналисты и операторы. Девушки даже не пытаются скрывать, что этот урок разыгрывается специально для прессы. Когда женщины дерутся, Инна в своих джинсовых шортах, топе с капюшоном и кедами Converse подходит к ним и просит их смотреть прямо в камеру. Не важно, сколько людей придет на акцию протеста, говорит она, если есть хоть одна камера, этого уже достаточно, чтобы донести их идеи до миллионов.
На определенном уровне это действительно работает. После каждой акции Femen видеокадры распространяются в сети по всему миру. Но разве их грудь не затмевает собой те идеи, которые они хотят донести до людей? Когда я сказала своему приятелю, что собираюсь взять у них интервью, он пришел в восторг от мысли о полуобнаженных женщинах-воинах, однако его интерес тут же улетучился, как только я заговорила об их идеях. Подозреваю, что есть феминистки с богатым опытом борьбы за права женщин, которые лишь бросают взгляд на тактику Femen и, уставшие от женских обнаженных тел в искусстве, рекламе и торговле, отворачиваются, так и не услышав, что девушки хотят сказать.
Их идеи теряются в широте и охвате их протестов. В то время, как другие группы сосредотачиваются на одной-двух вопросах, Femen стараются успеть везде. За прошедшие несколько лет они устроили акцию в поддержку прав геев на площади перед Собором святого Петра во время еженедельной молитвы Папы; во время чемпионата Евро-2012 на Украине одна из участниц попыталась схватить кубок чемпионата, протестуя против секс-индустрии. Летом 2012 года в Лондоне активистки вымазались красной краской и обвинили Международный олимпийский комитет в поддержке «кровавых исламистских режимов». В январе 2013 года в Давосе они протестовали против господства мужчин в мировой экономике. А в феврале они вызвали удивление и насмешки, попытавшись напасть топлес на Сильвио Берлускони.
Деятельность активисток этой группы строится вокруг одной центральной цели: использовать обнаженную грудь для борьбы с коррупцией и неравенством везде, где они их видят. «Одна из главных наших целей, - говорит Инна, - заключается в том, чтобы срывать маски с тех, кто их носит, чтобы показать, кто они такие на самом деле, чтобы бороться с патриархатом в этом мире, понимаете?» По ее словам, они также хотят вернуть женские тела женщинам. «Обнаженное женское тело всегда было инструментом патриархата, - объясняет она. – Они используют его в секс-индустрии, индустрии моды, в рекламе – и всегда в мужских руках. Мы считаем, что необходимо вернуть обнаженное тело его законному владельцу - женщине, и вложить новый смысл в обнаженность… Я горжусь тем, что сегодня обнаженные женщины могут не только позировать для Playboy, но и активно действовать, выражать свой гнев и раздражать людей».
Движение Femen возникло в 2006 году, когда его основатели Анна Гуцол, Оксана Шачко и Александра Шевченко встретились и подружились в своем родном городе на Украине. Это случилось вскоре после оранжевой революции, во время которой украинцы выступали за демократию, и, по словам Александры, девушкам захотелось поддержать революционный дух. Они создали женскую группу и занялись организацией акций протеста против секс-индустрии. Секс-туризм - это серьезная для Украины проблема, которая касается всех женщин этой страны. «Вы идете по улице, и иностранцы, мужчины, подходят к вам, трогают вас и спрашивают: «Сколько», - рассказывает она.
Инна вступила в эту организацию в 2009 году после того, как она познакомилась с другими активистками этого движения в социальных сетях. Тогда они только разрабатывали свою программу. На Украине тогда феминизм был непопулярен: по словам Инны, заявить, что вы феминистка, было «как сказать, что вы идиотка, сумасшедшая». Александра признается, что прежде она верила «в образ, созданный патриархатом, верила, что феминистки – это уродливые женщины с усами, которые хотят отрезать мужчинам пенисы». (Участницы движения использовали эти образы в своей деятельности. До недавнего времени на их сайте было изображение женщины, держащей в одной руке огромную косу, а в другой - окровавленную мошонку.)
Девушки начали долгую и оживленную дискуссию, касающуюся прав женщин. «Наша деятельность не основана на 700 страницах какого-либо труда, - говорит Инна, - вместо этого мы приходили и говорили: «вы верите этой скотине? Он только что трогал меня за зад и говорил, что хочет отыметь меня, и что он купит мне за это коктейль». Наши споры были довольно примитивными, мы злились и хотели это как-то выразить. Поэтому мы начали устраивать акции протеста на улицах».
Сначала девушки делали это в одежде. Они выходили на улицу, повесив на себя ценники, чтобы выступить против секс-индустрии: группа Femen долгое время высказывалась в поддержку шведского подхода к проституции, в рамках которого закон нарушают скорее клиенты, пользующиеся услугами женщин, чем сами проститутки. Девушки с самого начала хотели создать свой неповторимый образ и поначалу они одевались во все розовое: некоторые журналисты даже назвали это розовой революцией. В 2010 году во время протеста против назначения кабинета министров, в котором были только мужчины, активистки оделись в мужские костюмы, а затем сняли их, показав, что под ними женская одежда. В то время Инна работала в пресс-бюро мэра Киева. После этой акции протеста ее уволили.
В том же году они организовали свою первую топлес-акцию протеста. Пять активисток движения разделись перед журналистами на избирательном участке, где должен был голосовать кандидат в президенты Виктор Янукович. На следующий день фотографии обнаженных девушек разошлись по всему миру. Активистки не сразу приняли решение о том, что теперь им нужно все время выступать топлес, однако, по словам Инны, их акция вызвала «масштабные, горячие и агрессивные споры». Изначально Инна была против этой идеи. Она стеснялась раздеваться, и ее раздражало то, что «женщине нужно обязательно раздеться, чтобы что-то сказать». Однако активистки продолжали организовывать акции протеста – иногда топлес, иногда одетые – еще в течение полугода, когда Инна поняла, что «иногда, когда мы были в одежде, мы говорили о гораздо более серьезных проблемах, но нас просто игнорировали». Тогда она решили писать свои слоганы прямо на обнаженной груди. По словам Инны, ее тело сейчас превратилось в своего рода униформу, а Александра называет его «моим оружием, моим пистолетом».
Группу Femen часто обвиняют в том, что в своих акциях протеста они задействуют только молодых, стройных и красивых девушек. Однако в новой книге об этой движении, только что вышедшей во Франции, есть фотографии женщин самой разной комплекции и размеров – фотографии, которые я никогда и нигде прежде не видела. Пресса, что в целом неудивительно, выбирает для публикации фотографии самых красивых женщин. По словам Инны, они никогда не выбирали женщин по их внешности или весу, единственным условием для вступления в организацию является хорошая подготовка. «Есть очень много девушек, физически очень сильных, но они не умеют демонстрировать агрессию, они не могут себе представить, как они отреагируют, если кто-то их схватит». Движение Femen ненасильственное – Инна называет это «мирным терроризмом» - однако сама девушка неоднократно получала ранения, а во время последней акции ее сильно избили.
К акциям протеста этого движения порой относятся пренебрежительно, однако девушки, несомненно, подвергают себя серьезной опасности. В конце 2011 года Инна и еще две активистки поехали в Минск, чтобы выступить с протестом у здания КГБ против Александра Лукашенко, которого часто называют последним диктатором в Европе. Хотя они намеревались отметить Новый год в одной из белорусских тюрем, их, по их собственным словам, задержали агенты секретных служб – представители КГБ Белоруссии это отрицают.
Инна рассказала, что группа мужчин задержала их на автобусной остановке, а затем их на пять часов отвезли в лес. Там их облили бензином, угрожали им зажигалками и ножами и приказали им полностью раздеться. Инна думала, что их изнасилуют. «Они надели на нас наручники, и мы долго сидели так, - сказала она, наклонившись вперед со сложенными за спиной руками, - шесть или семь часов, и нам не разрешали двигаться и говорить. Один из мужчин постоянно повторял, что нас убьют, но сначала они повеселятся».
«Они говорили, дышите, наслаждайтесь свежим воздухом, потому что вам осталось жить всего час. Представьте улыбку своей матери, а теперь представьте, какое у нее будет лицо, когда она получит ваш труп». Инна была уверена, что их убьют, и тогда она начала анализировать те несколько лет, которые она провела в Femen. «Я поняла, что это было лучшее время в моей жизни, то, о котором я никогда не пожалею даже в такой ситуации, когда меня могут убить. Для меня это стало откровением. Это был самый страшный, и одновременно самый лучший день в моей жизни, потому что я поняла себя». В конце концов, троих девушек бросили в снегу, и, по словам Инны, это происшествие придало ей столько решимости, сколько у нее никогда прежде не было. «Я неожиданно увидела огромный потенциал нашего движения. Может быть, это странно прозвучит: я знаю, что некоторые считают нас камикадзе, но сейчас во мне остался скорее активист, чем человек, потому что я знаю, что завтра меня могут убить».
Александра утверждает, что против нее заведено уголовное дело на Украине, где она уже успела несколько раз побывать в тюрьме за организацию протестов, но в настоящее время она живет в Берлине, где готовит активисток движения Femen Germany. Девушки хотят, чтобы их движение распространилось по всему миру, и они пытаются поддерживать женщин, которые пытаются создать собственные организации в своих странах. Сейчас их движение насчитывает около 200 активисток по всему миру – немного, но вполне достаточно, чтобы их услышали – с отделениями в Швейцарии, Польше, Голландии, Швеции, Бразилии, США, Канаде и Италии. Активистка из Туниса недавно опубликовала фотографию своего полуобнаженного тела, а два дня назад поступило сообщение, что была выпущена фетва, призывающая забить ее до смерти камнями.
Несколько активисток живут в Великобритании, а одна 25-летняя британка по имени Пиппа (Pippa), проживающая в Берлине, присоединилась к немецкой группе феминисток. По ее словам, ей очень нравится их активность. В годы учебы в университете она входила в состав студенческой группы феминисток, однако им было очень трудно привлечь к себе внимание и заинтересовать людей своими акциями протеста. По словам Александры, когда они организовали Femen, им стало ясно, что необходимо иначе рассказывать молодым девушкам о феминизме. «Им не хотелось читать длинные программы, - объясняет она, поэтому им нужно было создать некий визуальный образ. – Мы поняли, что на людей обрушивается слишком много информации, поступающей из СМИ, нам нужно было нечто, что будет шокировать людей, встряхивать их, привлекать внимание».
Пиппе очень нравится, что участницы группы не тратят много времени на обсуждение своих действий – они просто выходят на улицу и делают то, что нужно. Однако подобный подход может привести к массе проблем в будущем. К примеру, в Германии активистки подверглись критике за то, что они сравнили секс-индустрию с фашизмом, использовав при этом символы нацистов, чтобы подчеркнуть свое сравнение. Вряд ли кто-то сомневается в том, что они отвергают фашизм – они регулярно устраивают акции протеста против ультраправых группировок, и участники одной из них однажды выбили Инне зубы – однако Александра настаивает на том, что они должны продолжать использовать эту символику, несмотря на недовольство немецких участниц Femen. «Я понимаю, что им больно, - говорит она, - но мы хотим установить эту связь между проституцией и фашизмом, потому что люди знают, что фашизм – это чрезвычайно плохо». Инна пользуется этим сравнением и в контексте религии. «Я искреннее уверена, что однажды религию необходимо будет запретить, - говорит она, - как когда-то запретили фашизм».
Активистки Femen - не утонченные и не безобидные, и о своих действиях они никогда не жалеют. «Мы провокаторы, - говорит Инна, - и реакция зависит о того, кого мы провоцируем». Эти девушки утратили жизнерадостность, они слышат в свой адрес насмешки, они подвергаются риску похищений, арестов, тюрьмы, смерти, и кажется, что это никогда не кончится. «Один из наших слоганов – Сражайтесь до последней капли крови!» - говорит Александра, а Инна добавляет, что каждое утро она просыпается под сигнал мобильного телефона, на который приходят сообщения с угрозами расправы, где просто написано «умри» или «сгори». Когда она их видит, она отвечает им «Доброе утро!» - говорит она, после чего долго и громко смеется.