Кличко выводят из себя
Коллеги по оппозиции хотят задушить главного «ударовца» в объятиях
Народные вече «Вставай, Украина!», которые уже прошли в трех городах, показали не столько мощь оппозиции, сколько специфику отношений между заклятыми соратниками. Арсений Яценюк и Олег Тягнибок фактически поставили Виталия Кличко перед фактом и даже вписали его имя в листовки-анонсы вече, хотя прекрасно знали, что Кличко в это время будет находиться за границей. Занимался он там своими спортивными делами, или обсуждал ситуацию в Украине – другой вопрос. . Союзники Кличко по борьбе с антинародным режимом заявили, что как раз пытались сделать даты вече максимально удобными для Виталия, но тот так и не появился ни в Виннице, ни в Ужгороде, ни во Львове. Во Львове Тягнибок и вовсе объяснил отсутствие Кличко не нестыковкой в датах, а различиями в идеологии.
«Не требуйте от нас синхронности, – недвусмысленно заявил он. – У нас с Кличко разные политические силы. Мы, националисты, действуем в соответствии с нашими целями».
Об «особой позиции» Кличко в оппозиционном лагере было много сказано еще с прошлогоднего Дня соборности, когда Виталия пришлось всем миром уговаривать подписать соглашение об объединении оппозиционных сил, но и после этого он поставил свою подпись с оговорками. Да и согласование мажоритарных кандидатов на последних парламентских выборах оставили массу вопросов. Долгие поиски политической самоидентификации привели Кличко ближе к условному «оранжевому» лагерю, но при этом он остается «вещью в себе» и держит дистанцию, опасаясь смешаться с остальными. То, что в «Ударе» не в восторге от затеи с вече, подтверждает то, что в отсутствие Кличко партия была представлена на митингах лишь формально. Никто из первых лиц партии не счел нужным «сходить в народ». Как-то будет дальше – посмотрим, но пока Виталий не горит желанием быть задушенным в объятиях Яценюка и особенно Тягнибока, и совместные действия и заявления тщательно дозирует. Такую тактику он может себе позволить – президентские рейтинги пока радуют глаз, правда, поддержку надо еще умудриться сохранить до 2015-го.
-- Тимошенко спутает карты?
Именно с колокольни президентской кампании многие эксперты рассматривают нынешние процессы в оппозиции и ревностное отношение ее лидеров друг к другу. По умолчанию подразумевается, что оппозиция выдвинет единого кандидата против Януковича, но, похоже, что ни Кличко, ни Яценюк с их звездами во лбу не собираются уступать друг другу. Не стоит забывать и о роли свиты, которая плетет свои интриги вокруг лидеров.
«По логике победы в президентской кампании они должны объединяться и координировать действия, как было в 2004-м, – говорит политтехнолог Андрей Золотарев. – Но каждый из оппозиционной тройки лелеет амбиции на президентские выборы и, если Банковая начнет играть на этих амбициях, дискуссия о том, кто должен представлять оппозицию на выборах, будет вестись на все более повышенных тонах. К тому же, окружение лидеров является потенциальным союзником Банковой, поскольку отнюдь не заинтересовано, чтобы их вождь «слился» под кого-то. Власть может даже решиться на парадоксальный ход – выпустит Тимошенко, которая перессорит всех троих».
По нынешним социологическим замерам Кличко – самый популярный оппозиционер, причем независимо от того, участвует Тимошенко в выборах или нет. Во втором же туре президентских выборов он обыгрывает Януковича с куда более уверенным счетом, чем Яценюк, Тимошенко и Тягнибок. Загадочно-осторожное поведение Кличко пока не приводит к уменьшению роста его поддержки. Наоборот, даже слегка добавляет симпатий тех, кому претит воинственная терминология «Свободы» и пытающегося подражать ей Яценюка – по данным директора фонда «Демократические инициативы» Ирины Бекешкиной, «Удар» (читай – Кличко) сейчас набирает дополнительные очки за счет восточных областей.
-- Лучше жевать, чем говорить
Прохладное отношение «Удара» к совместным протестным акциям политолог Вадим Карасев объясняет тем, что у Кличко – просто другая игра. Очевидно, что оратор он пока неважный, поэтому и формат вече для него – не самый удачный.
«Если «Свобода» – уличная партия, а «Батькивщине» надо выходить на улицы, иначе «свободовцы» ее вытеснят, то у Кличко своя – ниша, – считает Карасев. – Тем более чего ему париться – по рейтингам он лучше всех, ему нет необходимости идти на улицу. Сейчас для него главное – не делать ошибок, не говорить глупостей и не спугнуть удачу, поэтому он и взял паузу. Виталий выбрал тактику «лучше жевать, чем говорить», а иногда настоящее актерское мастерство как раз в том, чтобы взять паузу».
Окружение Виталия в свою очередь поместило его в теплую ванну, и сам лидер минимально комментирует внутриоппозиционные дрязги. Вот и в случае с отсутствием на вече на защиту лидеру встали рядовые «ударовцы», сам же он хранил молчание, дав объяснение журналистам в парламенте лишь через полторы недели после объявления акций.
«Если исходить из духа, то, конечно, есть ощущение, что Кличко дистанцируется, но если говорить о букве, то формально его не было в стране и его представляли другие люди, – говорит народный депутат Александр Бригинец из «Батькивщины». – Если на следующих акциях повторится та же самая история, это даст больше поводов говорить о его дистанцировании. Пока у меня есть поводы подойти к этому вопросу формально и убедить себя самого, что Кличко – со всем украинским народом, просто не смог присутствовать по техническим причинам».
-- Дружеские объятия
Очевидно, что при всех «технических причинах» Кличко неуютно в нынешней оппозиционной компании. Наверняка он был бы не против, если бы Тягнибок с Яценюком вели разборки между собой на своем поле, оставив его в покое и дав возможность изредка блокировать трибуну с какими-то требованиями и толкать глубокомысленные речи с бумажки. Но постоянные апелляции союзников к Витали, как было с теми же киевскими выборами, показывают, что отпускать от себя молчаливого Виталия они не хотят – более того, пытаются заставить его действовать по своей повестке дня, провоцируя на ошибки. К тому же, дальнейшая привязка образа Кличко к Тягнибоку и Ко затруднит вышеупомянутое продвижение на Востоке.
«Очевидно, что нынешнюю акцию Яценюк начинал, прежде всего, под себя, а Тягнибок ее хочет использовать в своих интересах – благо, на Западной Украине у него достаточно широкая сеть, – говорит политолог Владимир Фесенко. – Виталий же в такой ситуации становится ведомым».
Фесенко отмечает усиливающуюся конкуренцию в оппозиционном лагере и не исключает, что коллеги по оппозиции «подставляют» Кличко специально: «Виталий-то давно планировал свое международное турне, и, возможно, на это и рассчитывали его соратники, сделав акцент на его отсутствии на вече. Различие интересов начинает усиливаться – партнеры довольно ревностно смотрят на рейтинги Виталия и пытаются ликвидировать дистанцию в президентской гонке».
Пока момент, когда каждый сам за себя, не наступил. Но чем ближе к выборам, тем наверняка чаще оппозиционеры будут рассказывать о роли Кличко в украинской политике то, что сейчас говорят только намеками и без диктофонов. Почва для такой атаки давно удобрена слухами об обширных связях Виталия с персонажами из нынешней власти.