Николай Азаров: Back in USSR
Украинский премьер остался самым советским чиновником из всех актеров украинской политики.
Украинский премьер остался самым советским чиновником из всех актеров украинской политики. Он был бы органичен в черной «Волге», в очереди за пенсией и на прогулках с внуками в парке. Вместо этого он обречен притворяться «своим» сразу для двух лагерей: «донецких» и «украинских».
Николай Азаров заявил, что Украину ждет новая индустриализация. По его словам, правительство готовит госпрограмму развития экономики на два года, которую сам премьер-министр называет не иначе как «планом новой индустриализации страны». Обнародованию планов кабмина была посвящена целая пресс-конференция. На заранее подготовленных слайдах по Украине ездили поезда, по полям – сельхозтехника, а автомобили – по новым дорогам. Красиво? Да. Жизненно? Нет.
Рискуя навлечь на себя каменный дождь, сразу скажу: украинский премьер вообще резко выделяется на фоне остального украинского «регионального» политикума. Возьмите Александра Клименко, переоденьте его в спортивный костюм и вооружите барсеткой. Смотрится? То-то же. А с Азаровым такой финт уже не пройдет. Вот с его первым замом Сергеем Арбузовым это пройдет, а с Николаем Яновичем – нет.
Все понятно, физиогномика – лженаука. Но в пользу «беловоронности» донецкого премьера говорит его недонецкая (речь не о географии, а о «классовости») биография. Может всему виной докторская степень по геолого-минералогическим наукам, защищенная еще при Союзе, а может тридцатилетняя научно-производственная карьера (с 71-го и аккурат по развал Союза). Но, как ни крути, – а выделяется он «лица необщим выраженьем» среди однопартийцев. Ни олигархического лоска Клюева и Суркиса, ни братковской убедительности «семейных» в нем нет.
Он – самый советский украинский политик. Настолько советский, что ему впору давать мастер-классы главе КПУ Петру Симоненко. В его лице, повадках и мимике есть то, что впору именовать «старорежимным» — именно так выглядел советский партхозактив. Ему бы больше пошла квартира в «сталинке», номенклатурная черная «Волга» и отцовские интонации в разговоре за жизнь с работягами на подведомственной фабрике. А вот того же Януковича или Колесникова на сиденьях нижегородского автопрома уже как-то представить не получается.
Если личность формируется к тридцати годам, то в постсоветскую Украину Николай Азаров шагнул глубоко забетонированной личностью. Из которой уже не вытравить пятилеток, индустриализации, планов роста и партийных программ. Они для него так же органичны, как органичны «шлеперы» для Януковича и бриолин для Хорошковского. И когда Николай Янович начинает рассказывать о планах индустриализации страны – в нем есть что-то ностальгическое. То, как он это все произносит, заставляет вспоминать советские киноленты 70-х годов на производственную тему. Но то, что он говорит, заставляет возвращаться в 2013 год.
Потому что заяви украинский премьер это всё в каком-нибудь 2002, 2003, 2004 или 2005 году, в бытность свою первым вице-премьером в правительстве Януковича – можно было бы серьезно это обсуждать. Заяви он о поддержке бизнеса с 1996-го по 2002-й, когда возглавлял налоговую администрацию страны – это тоже было бы серьезным инфоповодом. А теперь, когда он уже три года возглавляет кабмин в приватизированной его партией стране, слушать его бессмысленно. Такой вот парадокс.
Этот парадокс складывается из двух соображений. Во-первых, Азаров прав: Украина вполне может стать технологически развитой площадкой. В Таиланде МРОТ- $260, в Китае — $237, но это не мешает обим странам быть сборочными площадками. И если даже украинский МРОТ ($150) утроить – то, с учетом близости к европейским рынкам сбыта, это была бы вполне оправданная сумма. К тому же в стране полным-полно депрессивных городов, население которых вполне может переехать в поисках работы туда, где будет предложение. Казалось бы – построй им отапливаемые зимой и охлаждаемые летом цеха (а ровного температурного режима обычно требуют даже не люди, а технологии сборки) — и будут сходить с конвейера самсунги с сименсами.
Но не будет этого. Не случится наяву сладкого промышленно-производственного сна бывшего директора Украинского государственного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института горной геологии, геомеханики и маркшейдерского дела Николая Азарова. Потому что человек – вовсе не рациональное существо, как пытается убедить нас наука. Выстроенная в том числе и с «николай-янычевским» участием система слишком привыкла воровать с убытков, чтобы переучиваться делать это с прибылей. Она твердо усвоила, что только когда первая обезьяна взяла в руки палку – остальные начали трудиться. Большое заблуждение думать, что кроманьонец обречен эволюционировать в человека. С точно такой же вероятностью на выходе мы можем получить саранчу.