Айн, цвай, полицай: зачем украинской власти понадобилось еще одно силовое ведомство
Давно обещанное правительством создание условий для развития предпринимательства и улучшения инвестиционного климата воплощается в реальность.
Давно обещанное правительством создание условий для развития предпринимательства и улучшения инвестиционного климата воплощается в реальность. Правда, наяву оказывается, что наступил не 2013-й, а какой-нибудь 1937-й или 1530 год, когда представления о предпринимательской жилке были совершенно иными.
Рядовые украинцы уже давно привыкли к ущемлению своих прав и свобод, и даже не всегда обращают внимание на периодически появляющиеся в парламенте сумасбродные законопроекты. Но иногда инициативы чиновников бьют все рекорды.
Так называемые младореформаторы в правительстве решили, что налоговой, милиции, СБУ, УБОП и прочих силовых структур для такой «прогрессивной» страны явно недостаточно, как и их возможностей по раскрытию преступлений. Пусть бы простой смертный, хотя бы раз встречавшийся с крепкими ребятами в масках, будет уверен до конца своей жизни в обратном. Так или иначе, но в скором времени появится еще одно ведомство — финансовая полиция.
В ходе силового дарвинизма новая структура объединит в себе все самое лучшее, что есть у существующих ведомств. Речь, понятно, не о личностных качествах сотрудников, а их полномочиях. И что важно, финансовая полиция приобретет дополнительные возможности, о которых в демократическом обществе можно только мечтать. Ну, например, полицаи могут в любое время дня и ночи посетить любую компанию или квартиру, задержать подозреваемых, провести плановые и внеплановые ревизии, применить оружие. И все это без каких-либо ограничений со стороны законодательства, которое учитывает только ныне действующие структуры. Проверяй, наказывай, хватай — не хочу! В общем, нынешние налоговики или УБОПовцы — невинные агнцы. Но это только одна сторона медали.
Вторая заключается в том, что подобная структура создается в коррумпированном обществе с абсолютно неработающими судами и гражданскими институтами. То есть защиты от полицейских получить не от кого. Как во времена СССР бесполезно было сотрудникам НКВД объяснять, что такое Конституция и права граждан, как и защищаться от ударов под дых.
А теперь представьте себе какого-нибудь успешного бизнесмена, которому посчастливилось каким-то чудом развивать бизнес в нашей стране. Если он не сможет быстро расстаться со своим любимым делом в пользу заинтересованных лиц, на следующий день рискует превратиться в арестанта. В принципе, так может произойти и сейчас. Только процесс смены его статуса окажется сильно растянутым во времени: нужно получить разрешение на проверку, заранее сообщить об этом, чего-то там найти, что потом может быть оспорено и т. д. А хотелось бы как в кинематографе — чтобы был монтаж.
И все же вряд ли финансовые полицейские создаются исключительно для пресечения экономических преступлений граждан и предпринимателей. По большому счету нынешних структур вполне хватает, чтобы периодически взбадривать электорат, медленно доводя его до точки кипения. Да и кому, в общем-то, нужен малый или средний бизнес, и без того дышащий на ладан.
Другое дело — соратники, потерявшие по разным причинам необходимое доверие, или политические конкуренты, проявляющие излишнюю принципиальность. Для борьбы с тяжеловесами необходимо другое оружие. Особенно в условиях тотальной коррупции, когда против «лома» в одном ведомстве нет приема, кроме такого же «лома» в другом. Условно, милиция может что-то там накопать о грехах минувших дней, а прокуратура с не меньшим успехом внезапно о них «забыть». И это не говоря о судебных учреждениях, существующих только по одним им известным правилам. При такой системе выстроить жесткую вертикаль, свойственную авторитарным обществам, очень сложно. Нельзя быстро и эффективно кого-то наказать, особенно если предмет преследования сам наделен властными полномочиями и прекрасно осведомлен о правилах подковерной борьбы. Посему нужны новые механизмы.
Историки знают, что в свое время отец немецкого народа и всех арийцев создал штурмовые отряды. Но спустя какое-то время на их место пришли новые подразделения, впоследствии ставшие известными как СС. Казалось бы, зачем новые бойцы, если существуют закаленные в боях ветераны, не раз доказавшие свою верность. А все очень просто. Отряды СС, которые тоже дублировали функции штурмовиков, то есть организовывались для защиты и охраны фюрера, в реальности должны были выполнять еще одну роль — оберегать отца нации от своих же сообщников, по-разному видевших свое место в иерархии власти. Учитывая, что финансовая полиция будет подчиняться только президенту, возникают подозрения, что мировая история действительно развивается по спирали. И все новое — хорошо забытое старое.