Парламентский путч. В поисках туалета и буфета
Репортаж из заседания регионалов и коммунистов в заблокированном кинозале
Партия регионов в очередной развела оппозицию, а коммунисты вновь подставили плечо «преступной власти». Таковы главные итоги сегодняшнего заседания фракций Партии регионов и коммунистов в кинотеатре парламента в помещении комитетов НПО улице Банковой. Правда, проходило все это весьма комично и неорганизованно.
Как удалось выяснить «Главкому», решение провести заседание Верховной Рады вне стен на Грушевского было принято вчера. Уже к 9 часам вечера журналисты дружественных к власти информационных агентств были проинформированы – мол, завтра идите не в парламент, а ждите на входе под комитетами Верховной Рады на Банковой 6/6. Причем, учитывая состав «предупрежденных» журналистов – а это так называемый «Арбузовский пул», уже можно было понять, кто стоит у истоков такого сценария.
Рассекретили план тайного заседания сами заговорщики. Утром депутаты большинства толпой перемещались со здания парламента на Грушевского на Банковую. Такая миграция не могла не привлечь внимания корреспондентов «Главкома». Как позже стало известно, с самого утра регионалы и коммунисты пришли в парламент, удостоверившись, что он заблокирован, спикер Рыбак сообщил: идем на Банковую совещаться.
Поток нардепов подтянулся к перекрытой четырьмя автобусами Беркута Администрации Президента, где их уже ожидала согнанная Партией регионов акция «Молодежь за ЕС». Пять сотен «птушников» надежно заблокировали подходы к месту проведения «альтернативного парламента». Это на случай, если бы оппозиция надумала нагнать свою массовку в это место
Собравшийся десяток журналистов сначала не пускали в здание, но потом сотрудники Партии регионов пригласили представителей приглашенных СМИ войти. В их числе сумели просочиться и журналисты «Главкома».
Регионалы и коммунисты собирались заседать в помещении кинотеатра на втором этаже, журналистов туда не пустили, оставив их в небольшом коридорчике метров в 10 длиной.
К тому времени официальная версия происходящего была сформулирована так – это просто заседание, а не какой-то там «Украинский дом-2» (раскол парламента в 2000 году). Правда, пробегавший мимо Давид Жвания таки сообщил – да, будем принимать сегодня законы. Как позже сказал регионал Александр Волков, то самый, который организовывал «Украинский дом» в 2000 году: «Собирали собрание – получилось заседание».
В этом же коридорчике сидели некие дамы и проводили регистрацию депутатов. Нардепы ставили подписи – все как на настоящем заседании. Правда, когда «Главком» попытался уточнить, под чем же именно подписывались представители большинства, и можно ли это считать письменной регистрацией – женщины попросту попрятали бумаги. Но сфотографировать документ все же удалось – это были ведомости именно регистрации пленарного заседания. Самое интересное, что эти ведомости заполняли работники секретариата Партии регионов!!! К тому же, как можете увидеть, наполняемость подписями бланков на момент открытия заседания Рыбаком, когда он озвучил цифру «зарегистрировалось 244 нардепа» – не перевалила даже за 30%.
После небольшой перепалки «собиратели подписей» убежали в подвальчик от глаз журналистов долой, где располагался гардероб. Побежал за ними и корреспондент «Главкома», пытаясь узнать, сколько же подписей собрано и на какой основе Партия регионов перебрала на себя функции аппарата Верховной Рады.
Конечно же, «региональные» клерки ничего не показали, а неизвестный мужчина пытался помешать сьемке: «Мы сводим все подписи воедино и подсчитываем».
Но если они только подсчитывали, то, спрашивается, из какого потолка Рыбак взял цифру 244!
Тут же при нас в подвальчик подошел депутат Вячеслав Богуслаев и поставил свою подпись на листике. Дальше региональные штабисты придумали новую версию – это не письменная регистрация, это так, наши фракционные документы.
Но чем дальше, тем больше регионалы запутывались в своих показаниях. Собиратели подписей утверждали: реальные подписи собирали в зале заседаний представители аппарата ВР. Не слышавшей этой версии глава регламентного комитета Макеенко выдал другую версию – депутатов регистрировали таки в коридоре.
«Главком» пытался пробраться и в зал кинотеатра, там было бы легче подсчитать присутствующих, но охрана была неумолимой. При этом помощников нардепов-регионалов и секретаря фракции, не являющего депутатом, туда пускали без проблем.
Государственная охрана на этом заседании – отдельная тема. Она непрекословно исполняла команды представителей Партии регионов и главы секретариата их фракций. Также охраной позволяли себе руководить работники Кабмина.
Минут через двадцать после начала заседания, когда Рыбак уже открыто заявил, что тут будут принимать законы.
Тем временем в кинотеатр попытались прорваться нардепы от «Удара», «Свободы» и «Батькивщины». Охрана комитетов, стоявшая на входе на первом этаже, предупредила регионалов, и те за несколько минут до прихода противника выставили с внешней стороны несколько своих бойцов – депутатов Тедеева, Березкина, Белого и еще пару человек, а охранник в форме, по команде, как ни в чем ни бывало, запер дверь изнутри, положив ключ в карман кителя. Из-за этого журналисты, потянувшиеся сюда из Рады, попасть в эпицентр событий уже не смогли.
Спустя полминуты с другой стороны двери подошли оппозиционеры, просившие открыть двери. Но с этой стороны охранники сваляли дурака: мол, не знаем, кто запер. Журналисты указывали регионалам, мол, вот у этого человека ключ, почему он слушает вас, но игнорирует депутатов из оппозиции? Ноль реакции, лишь еще человек пять регионалов вышли подстраховывать баррикаду изнутри на случай прорыва. С другой стороны была толкотня, но выносить двери оппозиционеры не решились.
Из кинотеатра и коридора был еще один выход – с противоположной стороны. Еще минут пять он оставался свободным, но оппозиционеры сообразили, что на заседание можно прорваться с тыла, побежав туда. Тут же регионалы дали команду охране блокировать и ту дверь. Госохрана не ослушалась – подбежала и заперла единственный выход. Опять же, ключ положил в китель охранник, а отдавал его только по команде регионала Игоря Шкири.
Казалось, сейчас будет штурм сразу с двух сторон. Чтобы не пустить оппозицию на заседание, в коридор вышли десяток региональных бойцов – баскетболист Волков, Шуфрич и прочие. «Надо было их пиз..ть еще на первом заседание, так бы не хр..нели», - шептались между собой регионалы.
Ситуация накалялась. Регионалы еще подходили, но все двери уже были заблокированы. Случайно или нет, опоздавшая Юлия Левочкина подошла к дверям и оказалась затиснутой между заблокированными дверьми и оппозиционерами. Она стала живым щитом, казалось, специально закрыла вход, чтобы оппозиция не стала толкать женщину.
С противоположного входа все также было неспокойно. К дверям подошли пяток оппозиционеров – Швайка, Павловский и другие. Они попытались прорваться, но охрана быстренько забаррикадировала дверь столами. Опять же, охранники – госслужащие, но в отрытую работали против народных депутатов от оппозиции, слушаясь только регионалов. На вопросы, на каком основании они не пускают народных депутатов, люди в форме только молчали и опускали головы.
Даже нефракционного Олега Ляшко, несмотря на все доводы, не пустили на заседание. «Ты оппозиционер, тебе здесь не место!». «Ну, вы прямо комплименты ему отваливаете», - послышалось от журналистов.
А тем временем, пока два десятка нардепов держали оборону, Рыбак вел заседание и штамповал законы. Считали голоса «на глаз». Счетная комиссия во главе с Владимиром Олийныком пыталась считать руки нардепов, но получалось у них это очень приблизительно. «За 229, нет 228, против 2, нет 1, ладно, ноль пусть будет», - такие фразы Рыбака по результатам голосования журналисты могли слышать и созерцать с двух экранов, установленных в коридоре. Вообще, такое заседание – мечта кнопкодавов – никто ничего не считает, голосуй за кого хочешь, хоть две руки поднимай. Нардепы стояли в коридоре в обороне, а их голоса все продолжала учитывать счетная комиссия.
Дело затягивалось, напряжение на заблокированных входах понемногу спадало. Регионалы выходили из зала, пытались найти туалет, буфет или покурить. Но ничего этого в заблокированном коридорчике не было.
«Ой, а что, нет буфета?», - удивилась Татьяна Бахтеева. «Нет буфета, как жаль», - вторил коллеге Давид Жвания. И журналисты, и нардепы уточняли у Шуфрича, который был тут за организатора – мол, как же хоть в туалет сходить? «Мы над этим работаем», - обещал Шуфрич.
Чем дальше, тем туалетный и буфетный вопрос становился все актуальнее. Ефим Звягильский, Таисия Повалий и многие другие подходили к закрытым дверям, «целовали замок», и ходили дальше в поисках выхода. Проворные спускались в подвальчик к гардеробу и хотя бы курили. Чуть позже пошел слух, что где-то в зале есть некий туалет, куда таки могут ходить депутаты. Конечно, заблокированным журналистам туда было не пройти. Но это так и осталось на уровне слуха.
Когда оппозиционеры ушли и бросили попытки пройти на заседание, их место заняли журналисты, пытавшиеся попасть внутрь. Когда стало легче, некоторых регионалов таки выпускали. «Этому парню надо лекарства принять, ему можно уйти», - говорил Шуфрич. Показательно, что ключ от входов перешел к некому Иван Ивановичу из Кабмина, который повелевал заблокированными дверями. При чем, открывая дверь, журналистов все равно не пускали.
Тут уж и сами регионалы судачили, что вся эта комбинация инициирована именно из Кабмина Сергеем Арбузовым. Очевидно, заседание готовилось со вчерашнего дня, но в авральном порядке. Кроме промахов с туалетами, водой и едой, недоработали даже с повесткой дня. Ее распечатали лишь в нескольких экземплярах. Надо было видеть, как Владимир Макеенко бегал по коридору, отыскивая, кому он дал почитать распечатанную повестку дня. Новые документы в заблокированные помещения передавали разве что через щель между дверями и полом.
На третий час заседания депутаты норовили разбегаться, но им этого делать уже было не позволено. Большинство штамповало законы, правда, время от времени коммунисты становились в позу. А раз коммунисты не голосовали, то «счетной комиссии» было не с руки рапортовать о позитивном голосовании. Что давало повод регионалам говорить в коридоре журналистам – смотрите, как все демократично. Да и голосуем мы тут евроинтеграцию и жизненно необходимые законы. Больше всех об этом рассказывал «нефракционный» Игорь Еремеев, мол, только с утра узнал о «выездном заседании», решил подсобить стране. Кстати говоря, его бывший соратник по народной партии Владимир Литвин на сборище не явился. Видимо, решил не мараться.
Пока одни искали туалет, а другие буфет, Владимир Рыбак сотворил весьма веселый финт – дал слово двум тушкам перебежчикам из «Батькивщины» Немилостивому и Стандийчуку. Те пришли на поклон к Партии регионов и сообщили, что вышли из фракции из-за страха раскола страны. Выглядело это как какая-то явка с повинной.
Наконец, около 15.00 регионалы с соратниками таки откатали всю повестку дня и на пятом часу Владимир Рыбак закрыл заседание. Из зала кинотеатра в коридор к выходу было две двери. Их заняли журналисты и подсчитали, сколько же на самом деле там заседало регионалов. Получилось около 225 человек – всех вместе. Конечно, часть уже покинула заседание ранее, но цифра 244 точно не набиралась. Но, за личным голосованием там следить было некому, а потому доказать, кто и за какой закон голосовал, практически невозможно.
Партия регионов обыграла оппозицию, ей и в этот раз помогли вечные борцы с олигархами - коммунисты. За пять часов они наштамповали законов на месяцы вперед, и в них экспертам еще только предстоит разбираться. Можно долго спорить о легитимности заседания в кинозале, но, как сказал Нестор Шуфрич, «они могут оспаривать заседание только в Конституционном суде». При этом довольно улыбнулся. Последний аргумент оппозиции – блокада – уничтожен.
Теперь у Яценюка, Тягнибока и Кличко нет иного выхода, как сидеть в Раде и ловить регионалов на личном голосовании. Хотя, судя по поведению Рыбака, и этого у них скоро не останется.