Дурной источник
Названа причина нештатного запуска ракеты-носителя «Зенит-3SL»
Украина признала свою вину в аварии ракеты-носителя «Зенит-3SL». Проблема оказалась в бортовом источнике мощности, произведенном в КБ «Южное» (Днепропетровск). Однако в России ситуация с качеством ракетно-космической техники вряд ли намного лучше – и эксперты поясняют, почему именно.
Председатель украинского Государственного космического агентства Юрий Алексеев сообщил в среду, что причина нештатного запуска ракеты-носителя «Зенит-3SL», случившегося в феврале, – сбой в работе бортового источника мощности, произведенного на Украине.
«Это ненормальная работа бортового источника мощности», – сказал Алексеев, слова которого приводит РИА «Новости».
По словам Алексеева, официальные выводы комиссии будут объявлены в апреле, сейчас специалисты Украины и России работают над уточнением причин.
«Мы сразу локализировали, что это бортовой источник мощности. В бортовом источнике – там есть турбины, насосы, клапаны, вот теперь мы ищем, где что-то произошло. Я думаю, в апреле мы получим окончательное заключение, которое позволит нам дальше двигаться», – сказал он.
Алексеев добавил, что на сегодняшний день принято решение перепроверить бортовые источники мощности на двух других ракетах. «Нами было принято решение две машины, которые есть на полигоне, вернуть и еще раз перепроверить. Мы разработали методики, как это сделать», – добавил он.
Он также сообщил, что следующий пуск ракеты запланирован на четвертый квартал 2013 года. «Уже сейчас планируется, я думаю, что уже в четвертом квартале будет пуск «Зенита» с платформы», – сказал представитель ГКА.
В КБ «Южное» еще в начале февраля сообщали, что причиной аварии, вероятно, стал сбой в работе бортового источника мощности (БИМ) первой ступени. «Это наиболее вероятно», – сказал представитель КБ.
БИМ – это турбина, которая нагнетает газ или жидкость, а также обеспечивает работу рулевых машинок, управляющих поворотом сопел двигателя, за счет чего управляется ракета в целом.
За четыре секунды до старта начинается зажигание двигателя: БИМ, накачанный гелием, нагнетает давление до 150 атмосфер, и рулевые машины начинают работать. Через полторы секунды после старта двигатель набирает обороты, происходит переключение – гелиевый поток завершается, набирается керосин.
Во время аварийного пуска турбина начала крутиться на керосине, но проработала всего 0,8 секунды, после чего отключилась. Давление в системе исчезло, и ракета начала отклоняться от заданной траектории. Через 20 секунд после старта система аварийно отключила двигатели, и ракета, успевшая взлететь на два километра и отклониться на 2,6 километра, упала.
«И у нас, и у них (на Украине, где был произведен бортовой источник мощности – прим. ВЗГЛЯД) есть проблемы с качеством продукции космической отрасли, – заявил газете ВЗГЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин. – Эта продукция требует очень высокой квалификации. А дальше – сложная процедура контроля, обеспечения надежности и т. д. В данном конкретном случае это произошло у них, а мы знаем случаи, когда у нас. Поэтому бросать в них шапки, я думаю, неправильно, у нас такие же проблемы».
Он отметил, что со времен Советского Союза качество промышленной продукции упало во всех отраслях. «Просто космонавтика на виду. Когда у вас ломается станок, оборудование или автомобиль российского производства – это ваши проблемы. А когда падает ракета стоимостью 100 млн долларов, которая несет груз стоимостью 300 млн долларов, это у всех на виду», – сказал эксперт.
«В первую очередь это кадровая проблема, причем от рабочих специальностей до менеджеров, которые должны создать систему качества на предприятии. А во-вторых, скорее всего, незнание, начиная от руководства отрасли и заканчивая менеджментом, современных методов обеспечения качества продукции в рамках очень большой корпорации. Проблема, с которой сталкивается космическая отрасль в рамках большой кооперации и необходимости обеспечить конечное качество продукции, аналогична проблеме, которая есть в авиации. Там кооперация не меньше. В российской авиации научились решать эти проблемы. Возвращаться к старой методологии контроля с помощью военных приемок, то есть «ногами и руками», имея современные организационные механизмы, я считаю неправильным. Этому надо учиться, надо внедрять, чтобы контролировать в рамках регламента и инструментария, а не руками, глазами и ногами», – отметил Ионин.
Ракета-носитель «Зенит-3SL» является российско-украинским проектом. Он состоит из ракеты «Зенит-2» производства украинского конструкторского бюро «Южмаш» в Днепропетровске и установленного на нее разгонного блока ДМ производства российской РКК «Энергия». Кроме того, в ней использовался двигатель первой ступени, произведенный в НПО «Энергомаш».
Нештатный запуск произошел 1 февраля этого года.
После аварии заговорили о том, что нужно вернуть проект «Морской старт», осуществляющий запуски ракет «Зенит» с буксируемой плавучей платформы Odyssey, под контроль государства. «Я озвучил эту идею во время визита на наше предприятие вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина. Ответа пока нет, но, на наш взгляд, это выгодная для государства сделка. Россия получит собственный космодром на экваторе за относительно небольшие деньги. Объем текущих обязательств «Морского старта» на сегодня немного превышает 300 млн долларов», – заявлял глава РКК «Энергия» Виталий Лопота.
В марте глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что проверки, прошедшие в связи с аварией ракеты «Зенит-3SL» по проекту «Морской старт», выявили ряд проблем. Он отметил, что деятельность ряда подведомственных Роскосмосу корпораций настолько непрозрачна, что об этих проблемах никто бы не узнал, если бы не случилось ЧП.
По его словам, деятельность федеральных государственных унитарных предприятий в настоящее время гораздо более прозрачна, чем деятельность подведомственных Роскосмосу акционерных обществ. «Это показал опыт РКС, куда мы очень долго не могли войти, чтобы посмотреть, что же там было, опыт второго акционерного общества – РКК «Энергия» с «Морским стартом», – пояснил Поповкин.
На следующий день президент РКК «Энергия» Виталий Лопота ответил Поповкину. «Контроль деятельности РКК «Энергия» проводится в соответствии с законом РФ об акционерных обществах, в соответствии с которым Росимуществом как представителем государства сформирована ревизионная комиссия, осуществляющая регулярные проверки финансово-хозяйственной деятельности. Любое иное вмешательство является незаконным и может нанести ущерб хозяйственной деятельности акционерного общества», – заявил он.