В Украине грядет война референдумов
Раскол в Раде преодолен, уверяют депутаты
Представители партии власти и оппозиция в Верховной Раде преодолели кризис. На следующей неделе украинский парламент собирается работать в нормальном режиме. Но как долго это продлится – неизвестно. Ведь пропрезидентские силы не отказались от идеи провести референдум с целью переформатирования политической системы в стране.
Неделю назад Рада разделилась. Депутаты от оппозиционных «Батькивщины», «Свободы» и УДАРа выдвинули власти свои требования относительно повестки дня. А до момента их выполнения заблокировали работу парламента, хотя и проводили в сессионном зале свое заседание. Фракции Партии регионов и Компартии перешли в другое здание, где провели другое заседание. Теперь в правомочности двух собраний депутатов предстоит разобраться судам.
Хотя оба лагеря грозились и дальше работать по отдельности, но ко вчерашнему дню компромисс был достигнут. Председатель Верховной Рады Владимир Рыбак сообщил, что со следующей недели все фракции соберутся в здании парламента и будут нормально работать. Для этого власти пришлось пойти на уступки, заявил в ходе протестной акции один из лидеров оппозиции Арсений Яценюк. Он сообщил: «Партия регионов пошла на попятную. В повестку дня включены вопросы, на которых настаивала оппозиция: о назначении даты выборов мэра Киева и Киевсовета, об отмене пенсионной реформы, об отставке кабинета министров. Также включен вопрос о декриминализации статей Уголовного кодекса, по которым незаконно осуждена Юлия Тимошенко».
Каждый из этих вопросов, по мнению экспертов, способен привести к новому кризису в Верховной Раде. И поэтому власть не отказывается от озвученной неделю назад идеи провести референдум, итоги которого могут стать основанием для переформатирования политической системы. Один из спикеров Партии регионов Михаил Чечетов на днях сказал, что на обсуждение общественности может быть вынесено пять вопросов, но назвал только четыре из них: о недоверии действующей Верховной Раде, об отмене депутатской неприкосновенности и льгот, о сокращении состава парламента с 450 до 300 депутатов, о проведении следующих выборов по мажоритарной системе. Эксперты говорят, что пятым и самым главным вопросом может стать предложение о выборах президента в Верховной Раде.
Директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает вероятность проведения такого референдума достаточно высокой. И хотя население скорее всего поддержит те пункты, о которых сказал Чечетов, но если возникнет вопрос отмены всенародного голосования на президентских выборах, то появятся и серьезные риски: «Провести норму об избрании президента парламентом – это очень опасно. Это напрямую соотнесут с тем, кого будет выбирать парламент».
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран уверен, что власть не откажется от идеи провести такой референдум. «Партии регионов удобно было воспользоваться действиями оппозиции, чтобы объявить об этой идее. Но скандалы в Верховной Раде – это только повод. А причина, по которой власти нужен такой референдум, кроется в намерениях во что бы то ни стало обеспечить Януковичу второй президентский срок на выборах в 2015 году», – пояснил он.
По мнению эксперта, эта цель может быть достигнута с помощью референдума, но не обязательно в форме прямого вопроса избирателям о передаче парламенту права выбирать президента. «Власти вполне достаточно сформировать послушный парламент, в котором будет 300 депутатов-бизнесменов, зависимых от власти и лишенных неприкосновенности. Понятно, что такой парламент может внести поправки в избирательное законодательство, утвердив, например, выборы президента в один тур. Этого при определенных обстоятельствах может быть достаточно для победы Януковича», – сказал Таран.
Он отметил, что против такого референдума выступают не только три национал-демократических партии в Верховной Раде, но даже коммунисты, которые до сих пор были верными союзниками Партии регионов: «На прошлых парламентских выборах Компартия не провела в Верховную Раду ни одного депутата по мажоритарным округам. А если число депутатов уменьшат на треть, то будет совсем тесно, коммунистам не стоит рассчитывать на какие-то квоты от партии власти».
Лидер Компартии Петр Симоненко заявил на днях, что референдум может состояться после ноябрьского саммита ЕС, в ходе которого будет окончательно решен вопрос о подписании с Украиной соглашения об ассоциированном членстве. До тех пор Киев побоится дразнить Европу подобными инициативами. Симоненко заявил, что власть задумала ввести систему двухпалатного парламента: «В нижней палате будут присутствовать все те, кого мы видим в списках журнала Forbes, а в верхней палате – все руководители областей, назначенные администрацией президента».
Лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок уверен, что идея о двухпалатном парламенте – путь к расколу Украины. В рядах оппозиции озвучивается сейчас как требование отменить принятый в прошлом году закон о референдуме, который нарушает положения Конституции, так и предложение провести альтернативный референдум. Оппозиционный депутат Николай Томенко считает, что к народу стоит обращаться с вопросом об отмене неприкосновенности не только депутатов, но также президента и судей. В противовес предложению власти о мажоритарной системе выборов оппозиция должна спросить у людей о целесообразности введения пропорциональной системы с открытыми партийными списками.
Лидер УДАРа Виталий Кличко считает, что нужно идти дальше и спрашивать о доверии к президенту: «Власть хочет с помощью референдума изменить политическую систему в стране. Но тогда нужно на референдуме задать вопрос о доверии к президенту, который в период предвыборной кампании обещал «услышать каждого».
Нестабильная ситуация в парламенте и подготовка к проведению двух разнонаправленных референдумов, по мнению экспертов, грозят Украине масштабным политическим кризисом с непрогнозируемыми последствиями. Вчера свое слово сказали члены Конституционной ассамблеи. Они заявили, что Верховная Рада прошлого созыва под занавес своей работы с грубыми нарушениями приняла закон о референдуме, который противоречит действующей Конституции. Именно поэтому стала возможной сегодняшняя ситуация. Члены Конституционной ассамблеи подчеркнули, что все вопросы, с которыми власть и оппозиция намерены обратиться к гражданам, носят конституционный характер, а поэтому не могут быть вынесены на референдум.