Эдуард Гурвиц: «Свобода» и Партия регионов – недемократические силы
Депутат-«ударовец» рассказал о своей глубокой обиде на оппозицию
В последнюю перед майскими праздниками сессионную неделю в Раде произошел скандал на ровном месте. Казалось бы, мелочь: большинство делило с оппозицией руководство в группах межпарламентской дружбы с парламентами других стран. Но «регионалы» и тут не отказали себе в удовольствии показать меньшинству его место, забрав ключевые направления. Особая ситуация сложилась с группой дружбы с Израилем – изначально на нее рассчитывал «ударовец» Эдуард Гурвиц, но «большевики» совместно с оппозицией отдали ее «регионалу» Александру Фельдману и Сергею Фаермарку из «Батькивщины», который ходит под подозрением в «тушканстве». В «Батькивщине» позже объяснили, что думали, что ставят подписи за Гурвица, а не за Фельдмана – Фаермарка, но экс-одесский мэр затаил обиду на соратников из оппозиции.
– В былые годы я семь лет возглавлял такую группу – с 1998-го по 2005-й, – говорит Гурвиц. – И когда создавалась группа в этом созыве, сорок с лишним человек, в том числе, представители всех фракций, кроме «Свободы», и внефракционные депутаты проголосовали за то, чтобы я ее возглавил. Эти документы еще в декабре того года были сданы в комитет по иностранным делам. Но все затягивалось, и затем образовалась попытка возглавить эту группу со стороны других людей. Некрасивая ситуация возникла из-за того, что хотя в «Батькивщине» утверждали, что никогда не проголосуют за Фельдмана, потому что он «тушка», и обзывали его последними словами, в итоге представили протокол, где голосуют за Фаермарка и Фельдмана.
Это незаконно, потому что группа уже была создана, и голосование уже прошло! Но я к этому отношусь достаточно спокойно, просто «Батькивщине» не стоит так поступать. Это очень некрасиво.
В «Батькивщине» говорят, что не знали, что ставят подписи за Фаермарка и Фельдмана. Думали, за вас.
Вы можете себе представить, чтобы Аваков подписался за Фельдмана? Турчинов, с которым я предварительно разговаривал, сказал, что любой, кто подпишется за Фельдмана, ответит перед фракцией, но подписался сам. Не знаю, кто в этой грязной истории участвовал, но она некрасивая.
Постфактум у вас был разговор с Турчиновым?
Нет, после этого я с ним не общался. Да и не хочу.
Так вы теперь рядовой член этой группы?
Группа не создана – председатель парламента дал указание разобраться в ситуации.
Регионалы при разделении этих групп забрали себе все ключевые страны.
Думаю, это глупость. Такие объединения депутатов из-за этой возни становятся малодееспособными. Раньше в таких группах было 15–20 человек, и это были люди, которые хотели заниматься конкретно на этом направлении. Теперь же создаются группы, в которые пытаются включить по сто с лишним человек. Если раньше можно было участвовать максимум в двух группах и это было логично, то теперь можно записаться в двадцать групп. И общий их состав уже превышает тысячу человек. Это непродуманно.
Что вообще дает председательство и членство в таких группах?
Да практически ничего, потому что финансирования этих групп практически не существует. Но, по крайней мере, все, что возможно было делать в те годы, мы пытались делать. А это были важные вопросы – двойное налогообложение, пенсионное обеспечение уехавших в Израиль, стоимость билетов, виз и так далее. Я бы назвал это общественной нагрузкой, но ничего особого в этом нет.
То есть перелеты в страны, за которыми депутат «закреплен», не оплачиваются?
Я вам больше скажу – за все свои четыре созыва я никогда за счет парламента не летал. Разве что один-два раза с делегациями.
Отсутствие статуса председателя группы вам как-то помешает?
Думаю, не помешает, потому что у меня достаточно хорошие многолетние связи в этой стране. Но еще раз хочу подчеркнуть моральный аспект истории – это просто надувательство и фальсификации.
Так это решение еще может быть пересмотрено, если, вы говорите, Рыбак поручил разобраться?
Я не обращался по этому поводу, но ряд депутатов написали, что они не голосовали за Фельдмана. Для «Батькивщины» факт его поддержки – неприятная история.
Вы говорите, что вашу кандидатуру поддержали все фракции, кроме «Свободы». А почему они в этом не участвовали?
Не знаю, это дело сугубо добровольное.
А вообще высказывания «свободовцев» воспринимаются в Израиле болезненно?
Да, весьма болезненно. Поведение «свободовцев» в этом вопросе не укладывается в рамки оппозиционной деятельности и здравого смысла.
Это ваши коллеги по оппозиции. Вы с ними какие-то личные беседы ведете на эту тему?
Думаю, они не маленькие дети и убеждать их не приходится. Тем более, их попытки провоцировать скандалы в парламенте могут дать повод для нового блокирования трибуны, а сейчас необходимо, чтобы парламент был местом для дискуссий и обсуждений больных вопросов. Неработающий парламент – это абсолютное зло.
А разве не «Удар» блокировал его работу и вы в том числе?
«Удар» – единственная партия, которая блокировала трибуну по поводу, который поддерживается украинским народом. Это был повод, который годами превращал наш парламент в цирк под куполом, когда один человек нажимал кнопки за восьмерых. «Удар» добился важнейшей составляющей парламентской деятельности – персонального голосования. Конечно, какие-то отклонения есть до сих пор, но они ничтожны.
А вот «Свобода» и Партия регионов ведут себя совершенно неподобающим образом, когда одни кричат «украинська», а вторые – «фашисты». Это разрушает парламентаризм и это надо прекращать.
То есть вы пока не очень удовлетворены парламентом этого созыва?
Прямо сказать, я очень неудовлетворен. В ситуации, когда исполнительная власть подмяла под себя все, основной свободной трибуной должен оставаться парламент. А провокационного поведения как «Свободы», так и Партии регионов надо обязательно избежать. Пора уже и регламентному комитету в это вмешаться – принять необходимые решения, чтобы эти две фракции не вели себя неподобающим образом. Ведь это просто опускает парламент.
Штрафовать их что ли?
Штрафовать не надо. Вообще-то в регламенте прописано наказание, вплоть до лишения права присутствовать на заседании пять дней. Может, это больше символические наказания, но об этом пора сказать.
Так «регионалы» наверняка захотят и за блокирование трибуны наказывать. А для оппозиции это единственный способ обратить на себя внимание.
Конечно, лучше избежать блокирований, хотя такие действия бывают во всем мире, когда возникают неразрешимые противоречия.
Персональное голосование – по-вашему, достаточный повод для блокирования трибуны, а выборы в Киеве – уже мелковато?
Так оно же не дало эффекта. Необходимо пересматривать законодательство – местные выборы в сотнях населенных пунктов должны назначаться ЦИК автоматически. Нет мэра – значит, в течение месяца или двух недель ЦИК должна назначить выборы и никакой парламент в этом не должен участвовать.
Многие из тех, кто покинули «Батькивщину» и голосуют синхронно с большинством, тоже теперь рассуждают в подобном ключе о необходимости конструктивной работы парламента. К вам не подходили с предложениями выйти из «Удара» и перейти на ту сторону?
Мне таких предложений не было. Думаю, двадцать с лишним лет моей работы в политике показывают, что эти предложения были бы бесполезными. Ситуация в нашем парламенте достаточно ясная. Чем занимается Коммунистическая партия, знают все, понятно и что «Свобода» и Партия регионов – не демократические силы, «Батькивщина» – клуб по интересам, где есть как очень приличные люди, так и те, кто создавал вертикаль власти и держались за нее зубами, есть открытые негодяи. А «Удар» – это фракция демократической направленности, с лидером, который точно относится к приличным людям. Есть целый ряд приличных людей и среди мажоритарщиков. Поэтому ситуация в парламенте может колебаться, меняться – все впереди.
Яценюк объяснял, почему люди, которых он привел во фракцию, стали «тушками», тем, что сейчас ведется кампания по его личной дискредитации. Выдергивать людей из «Удара» примутся позже? Есть вообще во фракции люди под подозрением?
Я этого не знаю. Да и вообще не всех людей в «Ударе» знаю хорошо.
Руслана Сольвара, например, называли в «группе риска».
Когда называется фамилия, надо помнить, что за ней стоит человек, которого можно серьезно обидеть. Я шапочно знаком с депутатом Сольваром и не знаю, что вызывает такие опасения.
Может, то, что он сам неосторожно признался, что хочет сотрудничать с властью?
Я не могу ответить на все вопросы.
Вы, как и Виталий Кличко, отсутствовали во время голосования за отставку Азарова. Почему?
Я сейчас в Риге, где немного заболел. У меня сильные боли в спине – это называется прострел, люмбаго. Мне делали серию уколов, так что я отсутствовал по болезни и до сих пор не могу добраться до Украины. Но если бы я присутствовал на голосовании, то непременно голосовал бы за отставку правительства. Об этом знают во фракции. Почему не было Кличко, не знаю. Знаю только, что он неоднократно публично говорил, что считает это правительство непригодным к управлению страной. И как приличный порядочный человек он точно проголосовал бы за отставку правительства. О своих веских причинах отсутствия в парламенте, думаю, он скажет сам.
Вы, как бывший мэр, положа руку на сердце, советовали бы Кличко идти в мэры Киева?
Это сложный вопрос, потому что законодательство Украины позволяет лишать Киев местного самоуправления. Мэр должен иметь все полномочия для управления городом и отвечать за это. А если эти полномочия забирают в администрацию и у мэра остается только ответственность, когда его можно как угодно обзывать, а он сделать ничего не может, то нужно хорошо обдумать этот вопрос, прежде чем принимать решение.
Ваш давний оппонент Игорь Марков голосовал за отмену пенсионной реформы и высказывался в том ключе, что руководство фракции «регионалов» в этом вопросе ему не указ. А вы можете нарушить фракционную дисциплину, если не согласны с решением фракции?
Я бы не хотел нарушать фракционную дисциплину. Конечно, если бы фракция приняла какое-то одиозное решение, то мне пришлось бы ослушаться. Но у нас вопросы решаются достаточно мирно.
Свободное голосование в «Ударе» допускается?
В ряде случаев, причем, думаю, таких много будет, свободное голосование возможно, но есть принципиальные моменты, в которых оно невозможно.
Пару слов об Одессе. Кто сейчас реально правит городом? Говорят, что ваш недруг мэр Костусев отстранен от принятия решений…
Я не буду говорить о Костусеве, его надо лечить.