Дело Щербаня: что главный свидетель обвинения может предъявить Тимошенко
И почему Петр Кириченко, экс-помощник Лазаренко, согласился давать показания в суде
Сегодня в 16.00 в здании Административного суда Киева должен состояться онлайн-допрос ключевого свидетеля обвинения по делу об убийстве Евгения Щербаня – Петра Кириченко. Он давний знакомый и бизнес-партнер экс-премьера Павла Лазаренко. В 1995-1997 годы, когда тот работал в правительстве, Кириченко официально занимал должность его помощника и лично был знаком с Юлией Тимошенко. О ней и ее роли в деле Щербаня Кириченко, по долгу прошлой службы, знает больше остальных свидетелей. Главный вопрос – что из этого он решится рассказать.
Защита Тимошенко, опасаясь обвинений в давлении на свидетеля, официально рассуждать на этот счет не берется. Но один из нардепов от «Батьківщини» на условиях анонимности сообщил, что на допросе может быть озвучена информация об интимных отношениях Тимошенко не только с Лазаренко, но и с его партнерами на газовом рынке в России. Что еще может предъявить Кириченко Тимошенко, которую он открыто называл своим конкурентом?
-- Универсальный свидетель
По информации интернет-издания «Украинская правда», в 1999 году Кириченко был задержан в Калифорнии (США) по запросу прокуратуры Швейцарии, которая расследовала дело об отмывании денег структурами Лазаренко. В 2000 году Кириченко заключил соглашение с правительством США, признал вину по одному из пунктов обвинения, заплатил штраф и остался жить в Штатах. Его показания стали решающими в суде над Лазаренко – во многом из-за них экс-премьера приговорили к 8 годам тюрьмы. Сейчас Кириченко живет в Сан-Франциско и, если верить решению суда о проведении его допроса (есть в распоряжении Forbes), еще полгода назад он выразил готовность сотрудничать со следствием в «деле Щербаня».
Это, уверен защитник Тимошенко Сергей Власенко, результат давления на свидетеля Генпрокуратурой. Сговорчивым Кириченко якобы стал после того, как в 2011 году в Лукьяновском СИЗО больше двух месяцев по подозрению в мошенничестве провела его жена – Изабелла. В Киев из США она приехала по семейным делам. Через три дня после ее освобождения – 18 ноября 2011 года, утверждает защита Тимошенко, Кириченко по Skype дал показания ГПУ в деле о предоставлении правительством госгарантий под закупку газа компанией Тимошенко ЕЭСУ (дело передано в суд, но не рассматривается из-за отсутствия на заседаниях обвиняемой).
В распоряжении Forbes оказался документ, который, по словам источников, хорошо знакомых с ходом следствия по делу ЕЭСУ, может быть расшифровкой видеозаписи этого допроса. В ходе беседы Кириченко несколько раз упомянул о Тимошенко. Ниже – ключевые тезисы.
1. Кириченко считал Тимошенко своим бизнес-конкурентом
По словам Кириченко, с Тимошенко он познакомился в 1992-1993 годы в кабинете у Лазаренко, который тогда был губернатором Днепропетровской области. После они регулярно общались, но для Кириченко Тимошенко была конкурентом, поскольку они «занимались одним и тем же бизнесом: продажа, покупка сельхозпродукции, поставки дизельного топлива, потом позже электроэнергии. Конкуренция заключалась в том, кто получит привилегии от Лазаренко», сказано в документе. По словам Кириченко, для того чтобы получить привилегии от премьера, каждый из них отдавал ему половину своей прибыли. «Еще тогда, когда у Тимошенко была компания «Куб», я знаю, что он направлял, он мне сам рассказал, что он туда направлял правоохранительные органы, после этого она пришла к нему и стала делиться», – рассказал Кириченко.
2. Лазаренко и Тимошенко были бизнес-партнерами
Кириченко сообщил, что в корпорации ЕЭСУ Лазаренко был бизнес-партнером Тимошенко. «Это прежде всего выражалось в том, что, допустим, ЕЭСУ поставляла газ на какие-то предприятия, вот, и он туда звонил, высылал замов, вызывал к себе директоров этих предприятий, и говорил, чтобы в первую очередь грузили товары ЕЭСУ», – сказано в документе. Также Кириченко уточнил, что Лазаренко договаривался, чтобы «Газпром» заключал контракты на поставки газа именно с ЕЭСУ и следил за тем, чтобы потребители рассчитывались с ЕЭСУ. Расчеты, по большей части, шли товарами.
Кириченко также показал, что, по словам Лазаренко, 90% денег тот получал от газовых схем. «А сколько там миллионов было, я уже не помню», – заверил свидетель. По его словам, Лазаренко переводил все свои деньги на счета компаний, которые были зарегистрированы Кириченко.
В качестве примера сотрудничества Лазаренко с Тимошенко свидетель привел ситуацию с поставкой газа на комбинат «Запорожсталь». «Допустим, завод получил газа на 10 млн рублей. Когда он начинал рассчитываться металлом, и вот металла ушло на 5 млн, он (Лазаренко. – Forbes) сразу свою долю забирал, а уже потом забирала свою долю Тимошенко», – пояснил Кириченко.
3. Тимошенко прекратила общаться с Лазаренко после его отставки из правительства
«Единственное, что она действительно звонила в Америку, когда я был там, говорила, что там у вас с деньгами. С ее разговора я понял, что Павел Иванович Лазаренко с ней не рассчитался каким-то образом, или что-то он ей был должен», – сказано в стенограмме допроса. Кириченко также сообщил, что Лазаренко посоветовал передать Тимошенко, что деньги «заморожены».
Из допроса следует, что отношения у двух близких к Лазаренко людей были сложные и у Кириченко был повод недолюбливать молодую протеже влиятельного чиновника. В то же время на словах Кириченко свои показания строили два других свидетеля обвинения – Игорь Марьинков и Сергей Зайцев. Они утверждали: о подробностях убийства им и их знакомым рассказал друг и соратник Лазаренко.
Что еще важно – Кириченко, скорее всего, окажется неназванным советником Лазаренко, который фигурирует в уведомлении о подозрении Тимошенко в убийстве Щербаня под буквой К. Из документа следует, что К. по просьбе Лазаренко в первой половине 1996 года организовал ему встречу с криминальным авторитетом М. (вероятнее всего – Александром Мильченко по прозвищу Матрос). Позже, на одной из таких встреч, Лазаренко и Тимошенко якобы заказали Мильченко убийство Щербаня, а К. стал посредником между убийцами и заказчиками. Эти утверждения отчасти схожи с показаниями Кириченко, которые содержит вердикт Луганского апелляционного суда от 18 апреля 2003 года по делу банды Евгения Кушнира. Ее члены были признаны виновными в убийстве Щербаня.
Можно ли доверять показаниям экс-советника Лазаренко, который не скрывал свою антипатию к Тимошенко, должен решить суд. Правда, сделать это он сможет только в том случае, если допрос, который неделю назад перенесли, состоится. По словам Александра Плахотнюка, защитника Тимошенко, по состоянию на 22.30 25 апреля защита не получила от ГПУ копии допросов Кириченко. Он также утверждает, что как минимум до 13.00 вчерашнего дня этих документов не было и у следственного судьи Оксаны Царевич. «Теоретически, это может послужить поводом для того, чтобы дату допроса вновь перенесли. Но мы рассчитываем, что свидетель даст показания», – надеется Плахотнюк.