Тут хазяїн олігарх Новинський
Приближается знаменательная дата - год с того дня, когда президент Виктор Янукович предоставил российскому миллиардеру Вадиму Новинскому украинское гражданство за «выдающиеся заслуги» перед Украиной.
Приближается знаменательная дата - год с того дня, когда президент Виктор Янукович предоставил российскому миллиардеру Вадиму Новинскому украинское гражданство за «выдающиеся заслуги» перед Украиной.
Есть мнение, что решения президента либо правильное, либо не обсуждается. Даже если мое мнение значит меньше укуса комара в Межгорье, я как гражданин Украины имею право предположить: президент дал маху.
За какие заслуги и перед кем? Откуда такая благосклонность?
Выводы базируется на том, что мне приходилось работать на предприятиях Украины, которые входят или входили в состав финансово-промышленного холдинга «Смарт-холдинг», подконтрольного Новинскому.
Я могу сравнить, что собой представляли предприятие в годы моей юности, и что стало с ними после деятельности «эффективного собственника».
Так, дату смерти ОАО «Днепропресс», после того как им порулил «Смарт-холдинг», определил Днепропетровский суд: 12 июня 2012 года.
Такая же участь, похоже, ожидает и агонизирующие Черноморский судостроительный завод, Машиностроительный завод, судостроительный завод «Океан». Они расположены в Николаеве и входят в состав «Смарт-холдинга».
Вывод один: то, что приватизировано, возврату не подлежит. Да и приватизация ли это? Скорее, конфискация госимущества у истинных владельцев, которые добивались успехов, и которые в итоге получили фигу с маком. Но все по порядку.
С 1970 года по 1977 год я работал на Днепропетровском заводе тяжелых прессов, позже - ОАО «Днепропресс». «Завод тяжелых прессов» был жемчужиной тяжелого машиностроения. Завод производил кузнечно-прессовое оборудование, уникальные ковочные комплексы, прокатные станы.
Он изготавливал линии для мебельных предприятий, прессования древесно-стружечных плит, выпуска плат, применяемых в космической отрасли. Завод был единственным в Украине производителем буровых насосов.
Можно ли сейчас вести сейчас речь об энергетической независимости? Завод тяжелых прессов до развала СССР конкурировал с зарубежными аналогичными фирмами, а по некоторым разработкам был на шаг впереди.
И это благодаря тому, что был создан великолепный коллектив специалистов с мощным конструкторским бюро. Ему ставили задачи, и он их решал.
Не могу не вспомнить, как в 1974-1975 годах на Свердловском «Уралхиммаше» производился монтаж ковочного комплекса с насосно-аккумуляторной станцией, изготовленного на Заводе тяжелых прессов, где мне пришлось проводить шефмонтаж и наладку оборудования.
Контролировал сроки вводимых объектов в то время заведующий отделом строительства Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин. Будущий «хозяин» области и президент России присутствовал при сдаче кузнечно-прессового цеха в промышленную эксплуатацию.
Он с восхищением смотрел, как манипулятор своими челюстями захватил с полыхающей термической печи огромный красный слиток металла и, развернувшись, подъехал к прессу, и тот начал своими бойками молотить по заготовке, разбрызгивая вокруг яркие искры.
«Поднатужились и совершили великое дело с Днепропетровскими коллегами. Это позволит «Уралхиммашу» двинуться вперед!» - сказал Ельцин с удовлетворением.
Развалили СССР. Украина оказалась на стыке двух цивилизаций: европейской и евро-азиатской. Однако пользы от этого никакой, только головная боль. А из «обители зла и фальши», как кое-кто именует нашу бывшую Родину, не сумели или не захотели взять то, что двигало нашу экономику вперед.
Не сумели, как Гонконг, стать воротами, через которые в Китай заходят все инвестиции мира, хотя там правят китайские товарищи-коммунисты. Я бы многое отдал, чтобы в России, Белоруссии, Казахстане, Америке и Китае можно было услышать: «Мы с украинскими партнерами делаем дело!».
К сожалению, наступило время, когда мы мало что делаем для себя, тем более с партнерами. В качестве оправдания некоторые кивают на кризис, который, мол, достал Украину больше всех. Это плоская, примитивная оценка реальности.
Кризис был везде! Правильно говорит один политик: «Если мы это не делаем, то это все равно сделают, но в другом месте. Нам знакомо это место. Это Китай».
Действительно: оборудование, которое экспортировал «Днепропресс», ныне в страны СНГ с успехом поставляется из Китая и других стран. По техническим параметрам оно даже сейчас ни на грамм не лучше украинского, изготовленного в семидесятых и восьмидесятых годах.
В марте 2013 года в Киеве проводилась Международная специализированная выставка «Металлообработка и инструмент». Среди экспонатов – 98% продукции Китая, Швейцарии, Германии и России.
От Украины свою продукцию показал хмельницкий завод кузнечно-прессового оборудования «Пригма-пресс»: автоматы для навивки пружин, изготовления гвоздей и колючей проволоки. А где остальные производители? Неужели нам остался уровень гвоздя и колючей проволоки? Похоже, да.
Вытеснил украинских машиностроителей с рынка не кризис, а налоговое законодательство, которое нацелено на «доение» любого производителя, не успевшего еще даже продать свое изделие. К этому надо добавить и «эффективных собственников», у большинства которых нет творческой жилки.
Они не чувствуют пульс развития мира и совершенно не креативны. Право на приватизацию градообразующих предприятий должен иметь тот, кто может представить возможности будущей собственности и предложить решения, стратегию, проект реализации этих возможностей.
Уровень же мышления у некоторых олигархов – это строительство отеля, яхт-клуба, кемпинга, ресторана, гаража и бара. Купить товар в одном месте и продать в другом с наценкой – не более. Или вложить средства в то, что дает быструю отдачу, и не ломать голову над стратегией развития.
В итоге экономика Украины на экспорт производит чрезвычайно мало. Подтверждение этому – огромный внешнеторговый баланс: минус 16 млрд долл. Ватерлиния падения достигла чрезвычайно низкой черты.
Подтверждается истина: погонишься за двумя зайцами – не поймаешь ни одного. Новинский погнался даже не за двумя, а гораздо большим количеством зайцев. На территории Украины он занимается всем: металлургией, судостроением, машиностроением, консервами, грибами, банками, гостиницами, туризмом.
Вполне возможно, что судостроительные заводы – временные попутчики, винтики в сиюминутной комбинации. Такой подход отражается на кошельках работников.
Мало кто знает, что 11 марта 2013 года на николаевском Черноморском машиностроительном заводе была забастовка. Работники, в основном пенсионеры, требовали выплаты зарплаты за август-декабрь 2012 года и за январь-февраль 2013 года. И какой зарплаты?
В развитых странах социальное пособие выше, чем зарплата у наших машиностроителей и судостроителей. И попробуй не заплати вовремя! К примеру, на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге зарплата токаря – от 2 тыс долл, сборщика корпусов судов и электросварщика – от 1,5 тыс долл.
К зарплате прилагается социальный пакет. В него входят частичная компенсация питания в сети заводских столовых, льготное медицинское обслуживания в заводском медицинском центре, санаторно-курортное лечение. Подобное украинским судостроителям и машиностроителям даже не снится.
Наши «хозяева» могут пообещать «к концу недели подкинуть что-нибудь» и забыть об этом. Так и случилось. На 1 апреля 2013 года за декабрь 2012 года на Черноморском машиностроительном заводе рабочим соизволили заплатить 22-32%, а ИТР вообще проигнорировали. Как хочешь – так и живи.
Но вернемся на «Днепропресс». Полагаю, стоит понять причину банкротства и длинной стагнации полуживых предприятий. Это некомпетентность или виртуозная операция по отъему средств у лохов и уничтожению предприятий?
Говорят, медицина может не только лечить больного, но и быстро отправить здорового к праотцам. Особенно если лечить человека будет ветеринар. Наши «эффективные собственники» именно так поступают со своими заводами.
В 2008 году директором «Днепропресса» назначается Александр Дудус – бывший водитель. Представьте себе: мог бы позволить себе маршал Тимошенко или генерал Ватутин разрешить командовать полком или ротой водителю или танкисту, даже если они очень хорошие спецы в своем деле?
Вы возразите: была война! Сейчас тоже война: за рынки сбыта, за место под солнцем. Даже обычный тендер – это жестокая схватка, где конкуренты готовы перегрызть друг другу глотки за объемы работ, и где некомпетентность руководителя может похоронить даже гениальные разработки коллектива.
Директора меняются, как перчатки, идет повальная распродажа уникального оборудования. Это установил Днепровский суд: «Негативные тенденции в структуре баланса ОАО «Днепропресс» вызваны распродажей уникального оборудования и кредитования под завышенные проценты».
Украинский государственный химико-технологический университет сделал заключение, что для «Днепропресса» угроза банкротства была минимальна.
К этому можно добавить только то, что с потерей «Днепропресса» замкнутый цикл машиностроительного и горно-металлургического комплекса стал открытым и зависимым от импорта. Спросим себя: кому выгодны «похороны «Днепропресса»?
А теперь побываем на всемирно известных Черноморском судостроительном заводе и Черноморском машиностроительном заводе, которые ранее работали как единый комплекс под названием «Черноморский судостроительный завод».
Чтобы понять степень организации производства под началом «эффективного собственника», приведу, только один пример.
Фирма «Навигатор» обратилась на ЧМЗ с предложением нарезать зубья на вале. В цехе №13, где должна выполняться эта работа, не нашлось нужной фрезы. Нет – так нет, никто и не собирался ее искать. Заказчик сам купил эту фрезу в Индии, потеряв огромное количество времени.
Могли ли опустится до такого позора, к примеру, при генеральном директоре Черноморского судостроительного завода Юрии Макарове – организаторе судостроительной отрасли, под руководством которого было построено более 500 кораблей, в том числе авианосцев? Нет, конечно.
Если утром встал бы вопрос об оснастке или инструменте, в десятом инструментальном цехе все было бы изготовлено и к вечеру стояло на станке! Тем более, какая-то фреза. В худшем случае ее можно было купить, если захотеть, в Николаеве на «Заре-машпроект». Там их изготавливают в цехе №150.
Если бы в те времена службы этот вопрос не решили, все бы имели бледный вид. Как тогда работали? Однажды на 500-тонном японском кране заклинил редуктор. После разборки обнаружили, что зубья вала-шестерни «съедены». «Срок – неделя, и кран должен работать!» - приказал генеральный.
Озадаченные механик, конструктор и технолог шли по цеху с «убитой» шестерней и ломали голову. «Чего вы с ней носитесь?» - спросил, случайно их встретив, высококлассный фрезеровщик станка с числовым программным управлением. Узнав о сроке, он поспорил, что сделает вал-шестерню в цеху уже к утру.
Конечно, никто не поверил. На следующий день копошившиеся на японском кране слесаря сказали механику: «Тебя внизу какой-то чувак зовет!». Все были чрезвычайно удивлены, увидев идеально сделанную необходимую деталь. К обеду директору завода доложили: «Кран отремонтирован!».
Почему подобное было возможно совсем недавно? Потому что были специалисты и волевые руководители. Они становились ими, потому что связывали свою жизнь и судьбу с предприятием. Готовились еще со школы, института.
Им была дорога честь завода, они гордились им и делали все для его процветания. Наших специалистов знали за границей.
Семь лет назад Индия заказала ЧСЗ изготовление сложных валов для своих военных судов, потому что на токарно-валовом станке SKODA приступили к работе вызванные пенсионеры Малый и Иванов. Эти имена, как и многие другие, были эталоном качества и верности заводу. Заказы шли под имена.
Сейчас никто не готовится связывать судьбу с судостроением олигарха Новинского. Он может вложить прибыль в какие-нибудь шампиньоны или гостиницы, но не в модернизацию станков. Все оборудование старое, энергозатратное, с люфтами, неточное. За 25 лет его никто и не думал менять.
Как и вопрос с кадрами. Средний возраст специалистов - за 60 лет. Средний возраст на «Адмиралтейских верфях» - 35-40 лет. За кем будущее?
В Николаеве на серьезных станках работать остались единицы. Случится, к примеру, что-нибудь в тринадцатом цехе с зубонарезчиком Юрием Цибульским - производственная программа будет сорвана и. наверное, навсегда.
Мне порой кажется, что наверху слабо ориентируются в ситуации, сложившейся в машиностроении и судостроении. Придя к власти, все президенты, премьеры, главы Верховной рады делали заявления о поддержке судостроения. Издавали законы, постановления, но о них либо не знали, либо все было по барабану.
В высоких кабинетах была выбрана тактика пассивного ожидания. Они, как приговоренные, отсиживались и ждали. А в пятницу, приклеившись к телевизору, глядели, как на «Свободе» грызутся представители власти и оппозиции.
Наверное, поэтому ни одного законодательного акта по налогообложению, поставке импортных комплектующих, по НДС нет до сих пор.
Пока в Украине жаловались на кризис и гасили проблемы с помощью кредитов МВФ, китайские, южнокорейские и японские верфи выхватили пальму первенства по общему дедвейту строящихся судов.
Китай вышел на первое место по количеству заказанных судов. На долю указанных государств приходится более 90% мирового портфеля заказов. Даже судостроители Вьетнама в последние годы совершили рывок, и в мировом рейтинге по строительству судов занимают пятое место. У нас - 9,29%.
С 1 января 2013 года вступил в силу очередной закон, №10360, об экономическом эксперименте по поддержке судостроительной отрасли. Так и хочется спросить: сколько же можно экспериментировать? Надо, в конце концов, работать.
Нужно стартовать не с продажи очередной партии оборудования - только на ЧМЗ подготовлен список на реализацию 145 единиц металлорежущего оборудования.
Следует начинать с ремонта крыш цехов, модернизации оборудования, поднятия и своевременной выплаты зарплаты, обучения молодых специалистов, снижения себестоимости до уровня конкурентов и даже ниже. Другого варианта нет.
И последнее: нужно определиться, на каком месте у Новинского судостроение. На двадцать пятом? Если это так, то отрасль не спасут никакие эксперименты.
На главной: Вадим Новинский. Фото УП