За четыре вагончика
Молдавия и Приднестровье оказались на грани кровопролития
В зоне приднестровского конфликта в очередной раз обострилась обстановка. На днях местные силовики попытались установить мобильные таможенные посты (вагончики) на границе молдавского села Варница и приднестровского города Бендеры. Молдаване, которым это не понравилось, попытались эти вагончики демонтировать. У границы собрались сотни людей, начались потасовки. Прежде чем дело дошло до масштабных столкновений «стенка на стенку», конфликт удалось погасить. Наблюдатели, однако, отмечают, что обстановка в районе Бендер продолжает оставаться напряженной и что дальнейшие конфликты могут обернуться кровопролитием.
-- Люди крепкого телосложения
Противостояние в окрестностях Бендер развернулось вечером в пятницу, 26 апреля. По сведениям «Коммерсантъ-MD», четыре вагончика были доставлены к селу Варница на грузовиках и выгружены возле жилого дома. Установить их приднестровская сторона решила у въезда в молдавский населенный пункт. Фактически, как отмечает издание, это означало бы появление на границе Варницы полноценного таможенного поста — контролируемого силовиками из непризнанного Приднестровья.
Новости, несмотря на позднее время, распространились быстро. Возле вагончиков стала собираться толпа. Присутствовали силовики с обеих сторон (приднестровские милиционеры и молдавские полицейские), а также молодые люди крепкого телосложения (также с обеих сторон), переговаривавшиеся о чем-то с представителями правопорядка.
В силовых структурах Приднестровья позднее заявили, что молодые люди с молдавской стороны, представлявшиеся «жителями Варницы», на самом деле были переодетыми в гражданское полицейскими. Местное агентство «Тирас», ссылаясь на свои источники, утверждает, что многие из них имели при себе (в автомобилях) «гладкоствольное оружие и другие предметы, легко применимые в условиях рукопашного боя».
Что касается защитников будущего поста, то среди них, по данным того же агентства, присутствовали бойцы «спецназа таможни, состоящего из спортсменов и профессиональных военных». Мобилизованы они были, как утверждается, по указанию начальника таможенного комитета Приднестровья Геннадия Кузьмичева.
Потасовки не заставили себя ждать. На место происшествия спешно прибыли представители Объединенной контрольной комиссии — структуры, которая координирует миротворческую миссию в регионе. «ОКК выехала на место происшествия, убедилась в силовом решении вопроса, — рассказывает сопредседатель комиссии от Тирасполя Юрий Беляков. — Была реальная драка. Ночью нам удалось локализовать ситуацию, развести противоборствующие стороны».
В итоге после длительных переговоров — во время которых, как сообщается, произошла еще серия потасовок, — вагончики решено было демонтировать и увезти (по информации «Комсомольской правды в Молдове», были увезены два из четырех вагончиков). Жители Варницы встретили это решение аплодисментами. Между тем на следующий день ситуация повторилась в селе Гура Быкулуй, также расположенном в окрестностях Бендер. По версии приднестровской стороны, установленный там вагончик таможенной службы демонтировали молдавские полицейские. По другим данным, жители села сами убрали пост, не дожидаясь помощи властей.
Однозначно ответить на вопрос, зачем вообще понадобилось устанавливать эти вагончики, власти Приднестровья не смогли. Начальник таможенной службы непризнанной республики Геннадий Кузьмичев, прибывший ночью на место конфликта, сослался на операцию по борьбе с контрабандой, добавив, что вопрос об установке был якобы согласован с молдавской стороной (в дипломатических кругах Кишинева, как отмечает «Коммерсантъ-MD», его слова уже опровергли). Позднее он заявил, что это вообще не таможенные посты, а лишь «места для отдыха мобильных таможенных групп».
Глава администрации Бендер Юрий Гервазюк, между тем, представил совсем другое объяснение. По словам чиновника, установка «этих будок» стала ответом на планы Молдавии по установке миграционных постов вдоль границы с Приднестровьем. Такие посты, как сообщалось ранее, появятся на границе уже в мае, Молдавии они необходимы для либерализации визового режима с ЕС, в Тирасполе между тем опасаются, что эти посты могут быть использованы Кишиневом для учета проживающих в непризнанной республике иностранцев — в частности, россиян, которые затем могут быть объявлены «нарушителями закона».
Жители Варницы (это молдавское село находится между городом Бендеры и его отдельно расположенным микрорайоном Северный, из-за своего положения оно уже не в первый раз становится зоной конфликтов), в свою очередь, заявляют, что дополнительные посты им не нужны. «Давайте их ставить на каждом углу. Что это будет? Как в тюрьме какой-то живем. Мне неприятно. Мы все время на этой полянке гуляем с детками, и тут будут стоять солдаты. Ну зачем это?» — жалуется сельчанка. «Граждане возмущены тем, что живут, как в резервации! — поддерживает сельчан сопредседатель ОКК от Молдавии Иван Солоненко. — Кругом одни посты! Выезд только по пропускам! Это нарушение прав человека! Это [из-за конфликта на границе Варницы] поднялись жители села... Это защита своих интересов...».
После драки состоялось срочное заседание контрольной комиссии. Как сообщает «КП в Молдове», на нем было решено, что оставшиеся два вагончика, установленные приднестровскими силовиками, также должны быть демонтированы.
-- Зона конфликта
Бендеры за последнее время неоднократно становились зоной противостояния между молдавскими и приднестровскими властями. Серия конфликтов, по информации «Коммерсантъ-MD», началась в конце марта. Молдавская сторона тогда нарушила существовавшую долгое время негласную договоренность, по которой приднестровские милиционеры могли беспрепятственно ездить из Бендер в упомянутый микрорайон Северный и обратно — через молдавское село Варница. Единственным условием было то, чтобы на милицейских машинах, пересекающих находящуюся под молдавской юрисдикцией территорию, не было официальной символики. Причину, по которой негласное соглашение было нарушено, источник издания в правоохранительных органах назвать затруднился.
Резонансный инцидент произошел 23 марта, когда полицейские на молдавском посту у села Варница остановили машину приднестровской милиции. По версии Кишинева, представители непризнанной республики не пожелали проходить проверку и вызвали на подмогу спецназ: в результате молдавские полицейские были избиты, один из них оказался в больнице. В Тирасполе, в свою очередь, заявили, что машина, спешившая по срочному вызову в микрорайон Северный, была «ни с того ни с сего» блокирована молдаванами. И что в этой ситуации пришлось прибегнуть к «силовому решению проблемы».
Новые конфликты после этого происходили чуть ли не каждую неделю. 10 апреля уже приднестровские пограничники на границе Бендер задержали машину молдавской полиции. Полицейские везли гражданина Приднестровья, которого нужно было доставить в тюрьму для отбывания наказания. Пограничники забрали осужденного земляка, а молдаван обвинили в «похищении человека». Позднее эти сотрудники полиции были объявлены на территории непризнанной республики «персонами нон грата».
Одновременно с этим приднестровские власти активизировали противостояние с находящейся в Бендерах молдавской полицией. Здесь следует отметить, что этот город вообще имеет сложный статус. Он располагается на правом берегу Днестра, но подпадает под юрисдикцию Приднестровья. В соответствии с мирным соглашением 1992 года, Бендеры были объявлены «районом с повышенным режимом безопасности, который обеспечивается воинскими контингентами сторон». Правопорядок там, по этому же соглашению, обеспечивают как приднестровская милиция, так и молдавские полицейские. Вдобавок в городе, которым управляют приднестровцы, действуют две молдавские тюрьмы.
Приднестровская сторона неоднократно выражала недовольство присутствием в городе «чужих» полицейских и тюрем. МВД непризнанной республики фактически призывало жителей Бендер не подчиняться молдавским силовикам («В случае если к вам обратились сотрудники полиции с какими-либо требованиями, немедленно обращайтесь в городской отдел внутренних дел и дождитесь приезда сотрудников милиции для обеспечения соблюдения прав гражданина ПМР»). В начале апреля городские власти, не имея возможности выдворить нежелательных стражей порядка, прибегли к другим методам. Они официально запретили сотрудникам молдавской полиции перемещаться по городу в форменной одежде. Правительство Приднестровья, со своей стороны, ранее постановило, что молдавские полицейские, живущие на территории непризнанной республики, должны платить за коммунальные услуги по тарифам, установленным в Кишиневе — то есть в несколько раз дороже, чем на левом берегу Днестра.
Досталось и молдавским тюрьмам. В начале апреля стало известно, что администрация Бендер распорядилась отключить этим учреждениям воду и свет, а также прекратить туда поставки продовольствия. «Есть выбор — перевести своих сотрудников на территорию Республики Молдова вместе с заключенными», — без обиняков заявил глава бендерской администрации Юрий Гервазюк. При этом приднестровский чиновник обвинил молдаван в том, что одну из тюрем они якобы превратили в место дислокации спецназа (тюремщики это отрицают).
-- Версии
После очередного обострения обстановки в прессе вновь появились предположения, что речь идет о сознательном провоцировании конфликта, которое одна из сторон, а возможно, и обе сразу, надеются использовать в своих интересах. В руководстве Молдавии заявили, что приднестровцы специально выбрали момент (связанный с политическим кризисом в Кишиневе) для дестабилизации обстановки. «Тирасполь пользуется любыми изменениями ситуации, чтобы укрепить свои позиции в отношениях с Кишиневом», — рассуждает местный политолог Василий Кроитору. «Приднестровским властям потакает Россия, а они хорошо анализируют ситуацию и спекулируют на любой проблеме, малейшем упущении с нашей стороны», — вторит его коллега Николай Осмокеску.
Молдавия в то же время, как отмечает REGNUM, пытается использовать последние конфликты, произошедшие в зоне ответственности миротворцев, для дискредитации действующего миротворческого формата и продвижения своей давней идеи о замене миротворческого контингента (заменить его предлагается, к примеру, на неких международных наблюдателей). В Кишиневе, собственно, этого и не скрывают. «Подобные односторонние действия, — заявляла молдавская делегация в ОКК по поводу одного из недавних инцидентов. — приводят не только к росту напряжения в регионе, но и к подрыву механизмов поддержания мира, в очередной раз подтверждая необходимость создания международной миссии для мониторинга и инспекций в Зоне безопасности».
Есть и другие объяснения. Приднестровский оппозиционер Дмитрий Соин, комментируя происходящее, заявил, что власти непризнанной республики сами провоцируют обострение конфликта (агентство «Тирас», опубликовавшее его комментарий, написало, что в результате акции с вагончиками, организованной таможенниками, Молдавия и Приднестровье оказались «на грани войны»). Он не исключил, что таким образом они пытаются отвлечь внимание населения «от катастрофического положения в экономике и социальной сфере».
А бывший член правительства Приднестровья Андрей Сафонов вообще озвучил версию, что некая прозападная группировка, представленная и в Кишиневе, и в Тирасполе, пытается «разжечь конфликт на Днестре». Цель всего этого якобы заключается в том, чтобы дискредитировать посредничество России, заменить российских миротворцев на западных, а затем принудить приднестровцев к принятию условий Кишинева.
В этот раз, впрочем, обстановку удалось разрядить. В противном случае последствия противостояния сотен людей, в том числе и вооруженных, было бы трудно предсказать. «Кинь кто-то хотя бы петарду — и конфликт мог легко выйти из-под контроля, — констатировал бывший глава МИДа Приднестровья Валерий Лицкай, — Если конфликт... уходит вниз, то он становится неуправляемым».