Строительное счастье и угольные несчастья Донбасса
Природа бизнеса на Донетчине для многих остается загадкой
В шахтерском крае бизнес на угле становится все более рискованным. Впрочем, это можно сказать и о бизнесе на металле.
Одним бизнесменам волшебным образом неожиданно везет, другие попадают в полосу неудач. Во всех регионах перераспределение благ и потерь отличается причудливым своеобразием и нигде — предсказуемостью. За последние пару лет особенно интересные изменения в бизнес-элитах произошли, по мнению «k:», в Харьковской и Одесской областях, в Донбассе и Западной Украине, а также в столице. Некоторые из этих взлетов и падений могут сказаться, а иные и уже сказываются, на жизни всей страны.
Принято считать, что миллиардные состояния на востоке Украины сколачиваются только в промышленности. Однако этот стереотип устарел. Приумножить капитал и обзавестись политическим весом вполне можно и на строительных подрядах — и даже без заказов от угольных и металлургических компаний.
-- Александр Тисленко
За последнее время значительно укрепила позиции донецкая компания «Альтком», ставшая широко известной благодаря строительству грандиозных объектов для Евро–2012. На ее счету аэровокзальный комплекс и взлетно посадочная полоса международного аэропорта «Донецк», стадион «Арена Львов» и тысячи километров дорог. Сумма госзаказов, полученных компанией в течение 2009–2012 годов, составила около 13 млрд. грн.
Обычно «Альтком» связывают с Борисом Колесниковым, который в бытность вице премьером — министром инфраструктуры был весьма чуток к тендерным интересам «Альткома». Сам Борис Викторович эту связь отрицает — и, похоже, не лукавит. После того как он трудоустроился в парламенте и перестал быть членом правительства, его влиятельность заметно ослабла. Но на позициях «Альткома» это нисколько не сказалось.
Напротив, председатель совета директоров и крупнейший совладелец «Альткома» Александр Тисленко, судя по всему, заручился поддержкой на самом высоком уровне. А сама компания явно выросла из региональных штанишек и исполняет заказы не только в разных областях Украины, но и за рубежом.
С сентября 2009 года «Альтком» строил первый в Туркмении автодорожный мост через реку Амударью между городами Атамурат и Керкичи. Этот объект был торжественно открыт 14 февраля 2013 года. Общая стоимость строительства составила $159 млн. Ленточку на объекте перерезали лидеры Туркменистана и Украины — Гурбангулы Бердымухамедов и Виктор Янукович. В тот же день два президента заложили памятные капсулы на местах будущего строительства автомобильного и железнодорожного мостов через Амударью между городами Туркменабадом и Фарапом и аэропортового комплекса в Туркменабаде. Возводить эти объекты будет «Альтком», а суммарная стоимость строительства должна составить около $1 млрд. Пресс служба украинского Президента в сообщении с места будущего строительства аэропортового комплекса в Турк менабаде привела слова Виктора Януковича: «Мне очень приятно, что участие в реализации этого проекта будет принимать украинская компания «Альтком»… Я верю в то, что наше плодотворное сотрудничество на этой благодатной туркменской земле будет и далее продолжаться и приносить экономические плоды нашим государствам и народам». Таким образом интересы «Альткома» сейчас, по сути, приравнены к государственным интересам Украины.
11–12 марта Александр Тисленко входил в состав украинской делегации, посетившей Баку. Возглавлял ее министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, а предметом переговоров были поставки в Украину и дальнейшая транспортировка в Европу азербайджанской нефти. Так что можно ожидать, что в этом проекте тоже найдется работа для «Альткома». Да и в Донецке компания не бездействует. В феврале «Альтком» начал работы на строительстве четвертой очереди дороги в объезд города, которое должно быть завершено в 2014 году. 18 марта на пресс конференции губернатор Донетчины Андрей Шишацкий объявил это строительство «приоритетным направлением», а также огласил сумму бюджетных средств, которую планируется туда направить в 2013 году: около 1,5 млрд. грн.
-- Андрей Орлов
Иным примером может служить история бывшего народного депутата от Партии регионов Андрея Орлова. Еще два года назад он считался одним из любимцев донбасской фортуны. Его бизнес группа «Энергоимпекс» успешно развивала угольное направление, а массмедиа сообщали, что «Энергоимпекс» контролирует в Донецкой области уже пять обогатительных фабрик («Кондратьевскую», «Колосниковскую», «Пролетарскую», «Антрацит» и »Селидовскую») и вот вот возьмет под контроль добывающее объединение «Макеев уголь», что гарантированно обеспечит эти предприятия сырьем.
Однако «вот вот» так и не наступило. На роль стратегического инвестора «Макеевугля» претендовали сначала структуры, связанные с народным депутатом от ПР Юрием Иванющенко и его бизнес партнером Иваном Аврамовым, затем в этой роли утвердились компании, близкие к »МАКО Холдингу» Александра Януковича. Правда, Орлов тешился надеждой получить в концессию и в дальнейшем приватизировать в »Макеевугле» шахту «Северную», но получил отказ от шахтерских профсоюзов Макеевки, которые заявили, что не позволят дробить объединение на лакомые и нелакомые куски, а недавно правительство вообще отложило планы по корпоратизации и приватизации государственных угледобывающих объединений. В результате Орлов оказался перед выбором: либо нести убытки, содержа обогатительные фабрики, которые испытывают дефицит загрузки производственных мощностей, либо выставить угольное крыло своей бизнес группы на продажу. Покупателем может оказаться «МАКО Холдинг» или близкие к нему структуры.
Еще более печальным результатом завершились попытки Орлова заработать на обогащении угля в Луганской области. Там к его активам относилась Стахановская обогатительная фабрика, а в октябре прошлого года СМИ дружно сообщили, что близкая к Орлову фирма выкупила у Фонда госимущества последние 26,59% акций этого ПАО. Могло создаться впечатление, что дела «Энергоимпекса» на Луганщине идут в гору, на самом же деле необходимым условием для этого, опять же, было наличие сырья. Шахты «Стаханов угля» все до единой были закрыты еще в конце прошлого века, и для загрузки фабрики нужно было завозить уголь с более удаленных шахт. Однако находить поставщиков становилось все труднее, к тому же резко повысило стоимость железнодорожных перевозок предприятие «Стахановпромтранс», на котором обосновались структуры, связанные с Иванющенко и Аврамовым.
В результате уже длительное время стахановская фабрика простаивает, а с 1 марта 2013 года уволены три четверти ее работников. Скорее всего, предприятие будет стоять до тех пор, пока Орлов не продаст его за бесценок тому, у кого есть уголь. Например, тем же Иванющенко и Аврамову.
-- Игорь Мартыненков
Теряет позиции на Луганщине и бизнесмен Игорь Мартыненков. Бизнес структуры, которые принято считать близкими к главе парламентской фракции ПР Александру Ефремову, не только выступают постоянными участниками почти всех угольных тендеров и приватизаций госпредприятий, но и занимаются поглощением бизнеса конкурентов. Так, в августе прошлого года разразился скандал по поводу попытки реприватизации одного из флагманов отечественной угледобычи шахты «Белореченская», до недавнего времени ежегодно выдававшей на гора по полутора миллионов тонн угля. Тогда Высший хозяйственный суд принял решение об отчуждении «Белореченской» в пользу государства у одноименного общества с ограниченной ответственностью, за которым стоит донецкая инвестиционная компания «Валентин Инвест» Игоря Мартыненкова. Якобы в свое время была неправильно проведена процедура банкротства и санации дышавшей на ладан госшахты. Мартыненков уверен, что рейдерский захват его шахты осуществил именно Ефремов. Мол, неспроста все счета реприватизированного предприятия были переведены в Укркоммунбанк (Александр Сергеевич в 1996–1997 годах был председателем его правления). После этого шахта снизила суточную добычу с 5 до 1,2 тыс. т угля, почти вдвое снизилась средняя зарплата, на складах скопилось около 150 тыс. т нереализованной продукции. В »Валентин Инвесте» считают, что таким образом предприятие обесценивают, чтобы затем оно задешево досталось новому собственнику. Вот только кто им станет, решать, скорее всего, будет не Ефремов, а вышестоящие товарищи.
-- Лишний завод
Сегодня в Донбассе вытесняют не только своих, но и зарубежных конкурентов. На днях было заявлено, что Украину покидает российский угольно металлургический холдинг «Мечел» Игоря Зюзина, самым крупным активом которого в нашей стране является Донецкий электрометаллургический завод с годовой мощностью около 1 млн. т стали. По оценкам экспертов, если в 2010 году «Мечел» купил завод за $537 млн., то сегодня сможет выручить за него не более $200 млн. В числе причин, вынудивших Зюзина уйти из Украины, называются проблемы с обеспечением завода в Донецке основным сырьем — металлоломом. А главным претендентом на этот актив считается ломозаготовительная компания «Евро Финанс», связанная с Арсеном Иванющенко — сыном Юрия Иванющенко. Схема, отработанная на углеобогащении, теперь используется в электрометаллургии.
Источник фото: «Донецк. Комментарии»
Александр Мищенко, «Комментарии»