Паскаль Герген: «Место Украины – в Европе»
Гендиректор Ассамблеи европейских регионов рассказал, что нужно делать Украине, чтобы попасть в ЕС
Гендиректор Ассамблеи европейских регионов рассказал «Сегодня», что нужно делать Украине, чтобы попасть в ЕС, и чем вступление в зону свободной торговли грозит нашим заводам.
— Господин Паскаль, вы ведь были в Украине раньше, какие впечатления от нашей страны?
— Впервые я приехал в Украину в 2005 году в Одессу в рамках Ассамблеи европейских регионов (АЕР). Еще был в Киеве и Виннице. Впечатления достаточно неоднозначные, поскольку я приезжал в разные времена года. В Виннице был зимой, поехал туда на автомобиле, и могу сказать, что дороги между Киевом и Винницей ужасные. Сейчас — почти лето, я в Днепропетровске, прилетел сюда на самолете, и впечатления от региона у меня очень хорошие. Я вижу, что это огромный промышленный центр, центр развивающегося бизнеса, у которого
много целей и задач.
— В Украине вы бывали только в туристических местах или удалось посмотреть, как у нас живут обычные люди? Уловили наш менталитет?
— К сожалению, раньше у меня не было возможности посетить нетуристические места, но в Днепропетровске я надеюсь увидеть больше. У меня запланирована экскурсия на Южный машиностроительный завод, о нем я наслышан и уже впечатлен. Интересно будет посмотреть на рабочих, пообщаться с ними. О менталитете украинцев мне говорить трудно, ведь, в основном, я общаюсь в кабинетах. Но и здесь заметна разница в принятии управленческих решений. Например, в Европе протокол встречи составляют и подписывают очень долго, его нужно согласовать, обдумать, затем проследить за его выполнением. Здесь все проходит очень быстро, протокол, как правило, просто дают на
подпись в конце встречи.
— На ассамблее вы даете советы Украине, как приблизиться к Европе. Какие ваши конкретные рекомендации?
— Конечно, Украине предстоит сделать много вещей, но самое главное — политическая воля достичь цели и желание. Здесь эта воля есть. Почему я так говорю? Потому что в январе Днепропетровская область обращалась в Европарламент с целью презентовать регион. И это было впервые, когда украинский регион хочет представить себя Европарламенту. Поймите, это очень сильный месседж для Брюсселя, ведь это не национальное правительство, а просто регион. Так что желание и стремление попасть в Европу очевидно, теперь нужно составить план действий. Задача АЕР — построить мост между регионами и Евросоюзом. Также в рамках Ассамблеи можно обменяться бесценным опытом в разных сферах, и это тоже очень
важно на пути в Евросоюз.
— В каких сферах регионы могут обменяться опытом в рамках АЕР?
— Начнем с того, что каждый регион индивидуален. Где-то на высшем уровне местная кухня, где-то искусство, кто-то лучший в медицине, кто-то — в промышленности. Например, в Испании есть предприятие, занимающее солнечной энергетикой. Еще три года назад там было три сотрудника, сейчас — это большой проект. У них колоссальный опыт развития, они замечательно выросли за три года, об этом стоит рассказать другим странам. Что касается Украины, то Виннице нужно получить опыт по управлению аэропортом, а Одессе — по утилизации отходов. Наша же миссия — переносить лучший опыт между регионами, мы стараемся все анализировать именно через призму регионального развития. Например, если вы почитаете документацию Восточного партнерства, то там нет ни слова о партнерстве региональном. На конференции в Днепропетровске мы пытались убедить глав государств через министров иностранных дел внести рекомендацию для ЕС о региональном измерении. Что это даст? Если ЕС одобрит подход регионального измерения, оно выделит фонды на внедрение и развитие
региональных проектов.
— Сейчас много говорят о вступлении Украины в зону свободной торговли. Но есть много опасений. Если это случится и к нам хлынут товары из Европы, многие наши заводы закроются?
— Я могу привести в пример польский опыт, когда поляков заботил тот же вопрос. В Европе думали, что к ним приедет много дешевой рабочей силы, а в Польше, что сейчас тут откроется много европейских предприятий вместо местных. Но их опасения не оправдались. Этого не произойдет по следующей причине: если в стране улучшается качество жизни, то люди остаются в своей стране, они никуда не уезжают и работают на своих предприятиях. Конечно, есть переходный период, в котором возможны сложности. Самое важное: если вам удастся получить доступ на европейский рынок, то ваши предприятия постепенно приблизятся к стандартам ЕС. То, что мы в Европе делали 60 лет, у вас получится сделать гораздо быстрее. Но, да, некоторые предприятия все же могут закрыться. Например, из-за несоответствия экологическим стандартам.
— В каких украинских товарах заинтересована Европа?
— Не скажу, что в водке, потому что я ее не пью (улыбается). У вас развита космическая промышленность, и если бы тот же Днепропетровск установил контакт с теми европейскими регионами, которые так же занимаются космической отраслью, то это бы принесло свои плоды.
— И все же, сколько лет, по-вашему, понадобится нашей стране, чтобы попасть в ЕС?
— Могу сказать одно: в ближайшие 10 лет вам предстоит изучить Европу. И мы для этого сделаем все возможное. Место Украины в Европе. Летом мы собираем молодежь в рамках АЕР, у нас для них есть специальная летняя школа, где молодые люди могут приобщиться к европейской цивилизации, изучить ее. Находясь здесь, я был поражен вашей молодежью, в хорошем смысле этого слова. Я заметил, что все молодые люди прекрасно говорят хотя бы на одном иностранном языке. Мы гордимся будущими партнерами Европы. Думаю, что в ближайшем наши дороги пересекутся, ведь европейская интеграция начинается с граждан.