Милицейский взгляд на вещи

Виталий Захарченко выступил в парламенте с докладом о событиях 18 мая

Вчера в Верховной раде глава МВД Виталий Захарченко обвинил оппозицию в организации беспорядков в Киеве 18 мая. По информации милиции, «спортсмен», напавший, в частности, на журналистов, был нанят для охраны оппозиционного митинга «Вставай, Украина!». Возмущенные словами министра представители парламентского меньшинства решили вызвать в Раду генерального прокурора Виктора Пшонку, а также приняли меры по созданию временной следственной комиссии. Расследованию фактов нападения на представителей СМИ должна способствовать реакция международного сообщества, взявшего этот процесс под контроль.

Тема отчета Виталия Захарченко перед народными депутатами была определена в понедельник на заседании согласительного совета (см. вчерашний «Ъ»). Главы оппозиционных фракций предложили заслушать информацию министра о результатах расследования столкновений на митингах оппозиции в Киеве — «Вставай, Украина!» и антифашистского марша, организованного Партией регионов. Как известно, в результате столкновений, спровоцированных людьми спортивного вида, пострадали журналистка «Пятого канала» Ольга Сницарчук и фотокорреспондент «Ъ» Владислав Содель (см. «Ъ» от 20 мая).

— В 11.30 министр будет в сессионном зале. Он (Виталий Захарченко.—»Ъ») согласился предоставить информацию о событиях, которые произошли 18 мая,— сказал утром депутатам председатель Верховной рады Владимир Рыбак.

О содержании доклада главы МВД в оппозиции знали заранее. Глава фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк заявил, что информация Виталия Захарченко будет направлена против оппозиции.

— Сейчас они (милиция.—»Ъ») придумали версию — провести очную ставку в МВД и показать, как Титушко (Вадим Титушко, подозреваемый в нападении на журналистов.—»Ъ») по прозвищу Румын, нанятый Партией регионов, расскажет о том, что он был нанят не Партией регионов, а оппозицией! — возмутился господин Яценюк.

Незадолго до выступления Виталия Захарченко в сети YouTube было выложено видеозаявление Вадима Титушко, в котором он изложил свою версию событий. «Наша задача была стоять на стороне оппозиционеров, смотреть за общественным порядком,— утверждает молодой человек, который уверен, что ему «извиняться не за что».— Я лично сам видел, как эта барышня (Ольга Сницарчук.—»Ъ») споткнулась и упала, и мы с ребятами подбежали и обступили ее, чтобы масса людей ее не затоптала. Это было действительно так».

Первым делом министр внутренних дел сообщил депутатам, что во время субботних акций в Киеве «работали в усиленном режиме» около 4 тыс. сотрудников милиции, а затем, когда представители оппозиции потребовали «говорить по существу», перешел к конфликтным вопросам.

Один из них касался появления на центральных улицах Киева разрисованной боевой разведывательно-дозорной машины (БРДМ), передвигавшейся в сопровождении автомобиля ГАИ. По словам Виталия Захарченко, когда стало известно о том, что по городу курсирует бронемашина, он лично отдал приказ сопроводить БРДМ до ближайшего отделение милиции, чтобы выяснить ее происхождение.

— На улице Большой Житомирской группа оппозиционных депутатов заблокировала движение этого автомобиля...Толпой людей с символикой партий «Батькивщина», УНА-УНСО, «Свобода» — около 150 человек — были выбиты окна в бронеавтомобиле, сорван видеорегистратор, сломана крышка двигателя, спущены колеса,— рассказал министр. Свои слова он подкрепил демонстрацией видеоролика, на котором группа людей с символикой «Свободы» раскачивает бронеавтомобиль и выкрикивает лозунг: «Свободу не спинити!»

— А где милиция? Вы что контролировали? — закричали народные депутаты оппозиционных фракций, но Виталий Захарченко продолжил зачитывать доклад, игнорируя эти вопросы.

Из слов министра следует, что БРДМ была замечена милицией на улице Институтской, куда перед началом митинга съехались автомобили глав оппозиционных фракций Олега Тягныбока («Свобода»), Виталия Кличко (УДАР) и народного депутата Александра Турчинова («Батькивщина»).

— За этой колонной выехал бронеавтомобиль, о котором идет речь. На нем были установлены белые флаги, по внешним признакам похожие на флаги партии «Батькивщина»,— заявил Виталий Захарченко.

— Брехло! Брехло! — в один голос закричали представители оппозиции.

После видеоролика, показанного милицией, в сессионном зале был продемонстрирован ролик, представленный оппозицией. Присутствовавшие в зале увидели, что после того, как митингующие остановили БРДМ, из нее вышел сотрудник МВД в форме.

— Ганьба! — скандировали представители парламентского меньшинства, намекая на причастность милиции к провокациям против оппозиции.

Вторая часть выступления министра касалась избиения журналистов — Ольги Сницарчук и Владислава Соделя. Виталий Захарченко напомнил, что МВД открыло уголовное производство по факту препятствования журналистской деятельности (ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса; карается штрафом в размере до 850 грн, арестом до шести месяцев или ограничением свободы до трех лет). При этом министр отметил, что в субботу Ольга Сницарчук присутствовала на митинге «с целью выражения своей гражданской позиции». Журналистка опровергла его слова. «Я была на работе и выполняла редакционное задание»,— сказала она «Ъ».

По словам Виталия Захарченко, милиция установила личность человека, подозреваемого в нападении на журналистов. «Мы готовим документы, которые передадим в суд для принятия решения о его аресте»,— заявил министр. Между тем он опроверг информацию журналистов о том, что подозреваемый Вадим Титушко был одним из участников антифашистского митинга, организованного Партией регионов.

— Есть протокол допроса этого человека, где он говорит, что его за деньги наняли охранять безопасность при проведении оппозиционного митинга! — констатировал господин Захарченко.

Представители оппозиции даже не пытались скрыть возмущение. Они скандировали «Ганьба!» и, громко стуча по столам, требовали от министра уйти в отставку.

Глава фракции «Свобода» Олег Тягныбок заявил, что фамилии людей «спортивного телосложения», участвовавших в драке, уже давно известны.

— Эти люди тренируются в Белой Церкви на базе спортзала межрайонного управления МВД, где руководит полковник Гребенников! Эта информация известна всем! — объявил господин Тягныбок.

— Кто где занимается, в каком зале — это не имеет никакого отношения к тому, кто нанял их за деньги! Пора заканчивать на митинги людей за деньги нанимать! — отрезал министр.

Подводя итоги, Виталий Захарченко заявил, что на субботних митингах сотрудники МВД «сработали в целом на должном уровне», и пообещал привлечь к ответственности всех виновных в драках.

Отчет министра, занявший все утреннее заседание Верховной рады, не удовлетворил представителей оппозиции.

«Наглый, я подчеркиваю, наглый отчет министра внутренних дел! Чтобы так беспрецедентно врать с этой трибуны... Эти стены такого не помнят!» — возмутился господин Яценюк. Вечером лидеры трех оппозиционных фракций Арсений Яценюк, Олег Тягныбок и Виталий Кличко зарегистрировали проекты постановлений — о создании временной следственной комиссии Рады по вопросам расследования фактов нападения на журналистов 18 мая и других фактов давления на СМИ, а также об отчете перед парламентом генерального прокурора Виктора Пшонки. По словам Арсения Яценюка, эти документы могут быть рассмотрены Радой уже в четверг.

«Комиссия будет создана, а генпрокурор, как и глава СБУ, в Раду не придут. А что им там делать? Смотреть на этот цирк?» — заявил «Ъ» первый заместитель главы фракции Партии регионов Михаил Чечетов.

Инцидент с нападением на журналистов вчера получил международный резонанс. Посол Великобритании в Украине Саймон Смит призвал правоохранительные органы расследовать случившееся. «Мы следим за тем, как соблюдается свобода слова в Украине, ведь это один из главных элементов свободного, успешного общества»,— отметил он. С аналогичным заявлением вчера выступил официальный представитель Еврокомиссии Петер Стано: «Мы с обеспокоенностью следили за инцидентами между участниками массовых акций в Киеве в выходные. В связи с этим сообщение о нападениях на журналистов является тревожным сигналом. Мы выражаем сожаление, что полиция не смогла защитить права на мирные собрания».