«Креатив» не платит по долгам. Особенности национального аграрного бизнеса

Последние несколько лет Украина позиционирует себя в качестве одного из мировых лидеров на рынках сельхозпродукции и продуктов питания

Последние несколько лет Украина позиционирует себя в качестве одного из мировых лидеров на рынках сельхозпродукции и продуктов питания. На долю нашей страны приходится почти половина мирового экспорта подсолнечного масла, а внушительные темпы роста урожайности кукурузы и сои, развитие отраслей переработки сельхозпродукции и растениеводства позволяют с оптимизмом смотреть в будущее отечественного агропромышленного комплекса.

По мнению первого вице-премьера Украины Сергея Арбузова, сельское хозяйство является на сегодня единственной отраслью экономики Украины, которая имеет положительное сальдо внешней торговли. Казалось бы, дело за малым – нужно привлечь инвестиции.

Но, к сожалению, пик интереса инвесторов к отечественному сельскому хозяйству уже прошел. И для этого есть много причин.

-- От бума к спаду

В середине 2000-х целый ряд ведущих украинских агропромышленных компаний разместили IPO на европейских биржевых площадках, в частности, на Варшавской фондовой бирже.

Наиболее удачным примером размещения акций на западных биржах, пожалуй, можно назвать корпорацию «Кернел» — крупнейшего производителя растительного масла в Украине. В результате продажи 33% акций на Варшавской бирже компания привлекла $218 млн., и в результате даже получила звание лучшего IPO в странах Центральной и Восточной Европы от польских биржевиков. За первые четыре года стоимость акций «Кернел» выросла в 3,2 раза, а капитализация – почти в 3,8 раза до суммы в $2 млрд

Теперь же процесс выхода украинского агробизнеса на международную финансовую арену переживает значительный спад.

К примеру, в 2012 году лишь одна украинская компания – транспортная KDM Shipping Public вышла на IPO, и ни одна не произвела вторичного размещения акций. Для сравнения, в 2011 году на Варшавскую фондовую биржу вышло пять украинских компаний: Industrial Milk Company, KSG Agro, WESTA ISIC, Ovostar Union и Coal Energy S.A.

Стоит отметить, что для представителей отечественного агробизнеса IPO, а также private placement, являются крайне необходимыми и, наверное, единственными способами привлечь финансирование на развитие своего бизнеса, потому что кредитоваться в украинских банках – крайне дорого и сложно.

-- Времена застоя

В чем же причины биржевого застоя? По мнению ведущих экспертов отрасли, у создавшейся ситуации есть как объективные, так и субъективные причины.

Безусловно, свою важную роль сыграл европейский долговой кризис, значительно повлиявший на возможности инвесторов.

К тому же, наиболее популярная у украинских агропромышленников Варшавская биржа, по оценкам многих аналитиков, попросту «наелась» представителями украинского агропрома с их однотипными предложениями. Особенно это касается новых компаний, которые решили повторить успех первопроходцев. Сейчас восемь из семнадцати компаний, работающих в аграрном секторе, торгуются именно на этой бирже. В Варшаве более лояльные к отечественным кампаниям условия, чем на Лондонской или Франкфуртской фондовых биржах. Еще одна немаловажная причина заключается в том, что лишь шесть компаний за последний год показали свой рост, среди них — «Мироновский хлебопродукт», «Кернел», «Агродженерейшн», «Авангард», ИМК и «Овостар Юнион».

Таким образом, эксперты дают довольно пессимистические прогнозы на текущий год для украинских компаний. Аналитики «УкрАгроКонсалт» утверждают, что в 2013 году на IPO в лучшем случае смогут выйти только две-три украинские компании, занимающиеся агропромом. Да и то, скорее всего, на азиатские, а не европейские фондовые биржи.

К сожалению, под упомянутыми выше субъективными причинами невостребованности украинского агробизнеса на западных биржах подразумевается неготовность компаний соответствовать требованиям зарубежных инвесторов, касающимся не только ресурсов и перспектив, но и качества ведения бизнеса.

Иностранные инвесторы уже хорошо изучили украинский аграрный рынок и теперь относятся с гораздо большей осторожностью к отечественным компаниям, предъявляя особые требования в том, что касается открытости и игры по правилам.

К сегодняшнему дню накопился целый перечень случаев, когда компании заявляли о своем желании разместить акции на западных фондовых биржах, объявляли подготовку к этому процессу… и в итоге отказывались от первоначального решения, что само по себе является тревожным сигналом. Причина проста – украинские владельцы компаний попросту не готовы раскрывать реальную структуру собственности и предоставлять инвесторам полную информацию о бизнесе.

-- «Креативная» кредитная история

Безусловно, одним из ключевых моментов доверия со стороны инвестора также является качество корпоративного управления компанией. Высокий уровень деловой этики будет свидетельствовать и о хорошей защите интересов инвесторов. Следовательно, в процессе подготовки к IPO компаниям крайне важно заработать хорошую репутацию: повысить известность бренда компании и улучшить кредитную историю.

И как раз в том, что касается кредитной истории, украинские компании далеко не всегда выдерживает установленную планку доверия. Более того, порой отношения с иностранными инвесторами доходят до прямых международных скандалов. В качестве примера можно привести ситуации, в которых оказалась одна из крупнейших агропромышленных групп страны — «Креатив», фактически принадлежащая народному депутату от Партии регионов Станиславу Березкину и его сыну Максиму. Кировоградская компания успела «засветиться» сразу в двух инцидентах с участием иностранных кредиторов.

Группа «Креатив» является одним из лидеров украинского рынка жиров и маргаринов с долей более 30%. Сейчас в ее состав входят три завода по переработке семян подсолнечника, четыре завода по производству модифицированных жиров и маргаринов, завод по переработке сои, пять элеваторных комплексов, а также завод по производству пелет и свинокомплекс. Компания неоднократно готовилась выйти на IPO, но несколько раз откладывала это решение. При этом она, безусловно, является по-настоящему быстрорастущей и активно привлекает значительные кредиты. К примеру, в прошлом году группе удалось привлечь обеспеченный кредит на $255 млн., заручившись поддержкой «Укрсоцбанка», VTB Capital plc, Erste Group Bank AG и Societe Generale.

Впрочем, буквально недавно компания отказалась от размещения еврооблигаций на $400 млн, сочтя ситуацию на рынке неблагоприятной. Изначально таким образом группа «Креатив» рассчитывала привлечь средства для рефинансирования долгов, которых в конце 2012 года накопилось на $800 млн.

Вместе с тем за компанией тянется длинный шлейф кредитных скандалов, в которых она выставила себя в довольно неприглядном виде. К примеру, разбирательство с американским инвестиционным фондом Western NIS Enterprise Fund, начавшееся в далеком 1999 году, даже вышло на международный уровень. Предтеча «Креатив групп» - компания «Сонола» не спешила возвращать кредит американцам, а также добилась через один из районных судов Кировограда о признании кредитного договора недействительным.

В итоге американский фонд обратился в Международный центр разрешения споров при Американской арбитражной ассоциации (Нью-Йорк) с требованием обязать компанию Березкина вернуть долг. В 2001 году было вынесено решение о взыскании $3,77 млн. Но реализовать этот вердикт в Украине американские кредиторы так и не смогли. В 2004-м году скандал вышел на уровень правительства, непосредственно к которому американские инвесторы обратились через Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. И только в 2005-м году конфликт удалось уладить внесудебным путем. Кстати, именно тогда «Креатив» уже готовилась к выходу на IPO, а, следовательно, ее менеджеры понимали, что долговые обязательства нужно решить как можно быстрее.

В следующий раз похожая история повторилась через несколько лет, и опять в тот момент, когда «Креатив» является одним из потенциальных клиентов на размещение IPO (об этом косвенно свидетельствуют недавно опубликованные рейтинги компании от Fitch Ratings и Standart & Poors). Компания снова оказалась в эпицентре судебных разбирательств с участием иностранных кредиторов.

Очередной спор за невыплату кредита длится довольно давно — еще с 2008 года, и связан с фондом Eastend International LLC. В этот раз судебных разбирательств избежать не удалось, и в 2008 году Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины обязал компанию «Креатив» уплатить требуемую истцом сумму — 3,35 млн.гривен.

С тех пор кредитный скандал уже прошел все необходимые апелляционные инстанции, но инвесторы своих денег назад так и не получили, поскольку представителям «Креатива» удается постоянно добиваться отсрочек выполнения решений судов. При том, что Апелляционным судом Кировоградской области в 2010 году даже было выдано исполнительное письмо для принудительного взимания долга. Компания направила все силы своих юристов на затягивание процесса, который длится до сих пор. Наладив «тесный контакт» с чиновниками исполнительной службы, «Креатив» постоянно добивается отсрочек исполнения решения суда. Да и в судах на «малой родине» компании удается выжимать выгодный для себя максимум. К примеру, на днях Апелляционный суд Кировоградской области, который, кстати, уже принимал позитивное для истца решение, позволил должникам в очередной раз оттянуть выплату — до 27 ноября 2013 года.

При этом «Креатив» должен вернуть Eastend International LLC еще одну, более серьезную сумму, по которой судебные разбирательства также прошли через все инстанции. В результате Высший хозяйственный суд Украины 22 апреля 2013 года оставил в силе решение Хозяйственного суда Харьковской области о взыскании с «Креатива» $1.086 млн. в пользу кредиторов. Но и эту задолженность «быстрорастущая компания», похоже, возвращать не собирается.

В этой истории любопытен тот факт, что в течении всех годов рассмотрения дела представители «Креатива» в различных инстанциях, добиваясь очередной отсрочки взыскания кредита, ссылались на свое «тяжелое финансовое положение, неурожай, рост цен на сырье и угрозу сокращений».

Вместе с тем, это дивным образом не помешало компании объявить об увеличении дохода в 2012 году на 82%, до $685 млн., а также запустить сразу несколько новых производств, в том числе открыть новые элеватор и маслоэкстракторный завод.

Как владельцам компании «Креатив» так долго удается выходить сухими из воды? Технология проста: когда дело проходит все апелляционные инстанции, для исполнения его направляют в Кировоградскую область, по месту фактического нахождения ответчика. А уже здесь странным образом судами принимаются однотипные решения, позволяющие «Креативу» не платить по долговым обязательствам. Более того, со временем проблемой компании настолько прониклись на местах, что глава местной службы судебных исполнителей сам(!) решил выступить инициатором отсрочки возврата денег! Причем одним из поводов, к примеру, называлась невозможность выплаты заработной платы своим работникам. Но судя по победным реляциям самой компании, «Креатив» вряд ли находится в предбанкротном состоянии.

Видимо, это то, что можно назвать «стилем работы» компании – брать и не отдавать кредиты, а потом активно воевать в судах, привлекая «своих людей» во власти, с целью максимальной отсрочки решений. И, действительно, ни у одного отечественного предприятия масложировой промышленности нет такого сомнительного имиджевого шлейфа, связанного с большим количеством длительных разбирательств в судах.

Чего может стоить подобная тактика «сотрудничества» с иностранными инвесторами для репутации украинского бизнеса, довольно точно сказано в решении Харьковского апелляционного хозяйственного суда по этому делу от 18 декабря 2012 года: «Затягивание исполнения решения суда негативно сказывается на имидже Украины перед лицом иностранных партнеров». С такой «историей» группе «Креатив» в дальнейшем будет все сложнее искать заемные средства и тем более думать про выход на IPO.

Безусловно, из подобных эпизодов (которых в связи с украинскими компаниями можно вспомнить предостаточно) и складывается то самое отношение к украинскому бизнесу и государству со стороны иностранных партнеров. И, разумеется, в этом направлении как корпоративному, так государственному сектору для того, чтобы соответствовать общепринятым мировым стандартам, придется много работать над собой.

К пониманию этого начали приходить и отечественные власти, одной из задач которых является создание благоприятного бизнес-климата (включая защиту инвестиций). Так, еще 3 апреля 2013 года на заседании Кабмина премьер Николай Азаров отметил, что необходимо решительно поменять саму философию развития и подходы к взаимодействию с бизнесом, уделяя внимание привлечению инвестиционных ресурсов в ведущие отрасли промышленности. Солидарен с ним и Президент Украины Виктор Янукович, который прямо говорит про связь роста инвестиций с условиями ведения бизнеса в Украине, в том числе в агропромышленном секторе.

Выходит, что органы власти в Украине активно демонстрируют готовность создать все условия для привлечения инвестиций, но пока, к сожалению, действительность далека от декларируемых принципов. К сожалению, на примере с судебной волокитой по делу иностранных кредиторов против группы «Креатив» приходится констатировать, что украинское государство не может не только защитить интересы инвесторов, но даже не в состоянии обеспечить исполнение принятых решений. Да и по общей репутации украинского бизнеса подобные истории бьют очень серьезно. Поэтому и неудивительно, что внешние инвесторы так быстро охладевают к нашей стране.

В общем и целом, о том, что нужно сделать украинским компаниям, чтобы преодолеть общее недоверие со стороны западных инвесторов, довольно прозрачно намекнул в своем интервью новый руководитель Варшавской фондовой биржи Адам Мацеевский: «Компании с хорошим менеджментом, прочной рыночной позицией или инновационными продуктами всегда смогут привлечь ресурсы для роста на польском рынке капитала. Если компания хочет быть успешной на фондовом рынке, ей важно уметь поддерживать уверенность среди инвесторов. Все компании, планирующие дебютировать на ВФБ, должны готовить свои финансовые прогнозы и стратегии на основе правдивых цифр и хорошей аналитики. Достоверность этих данных достаточно быстро проверяется, и только компании, которые заслужили доверие инвесторов, могут рассчитывать на их интерес».