«Покращенню» пришел конец. Цифры и факты

Министр финансов побоялся лично представить депутатам отчет о выполнении бюджета

Бравурные заявления власти о том, что она – это команда профессионалов, которая держит ситуацию в экономике под контролем, никак не сочетаются с реальными показателями.

На днях был обнародован отчет парламентского бюджетного комитета об исполнении Закона «О государственном бюджете Украины на 2012 год», основанный на выводах Счетной палаты и отчете Кабмина. Постановление за подписью председателя комитета «регионала» Евгения Геллера обсуждалось на заседании комитета на прошлой неделе, но на сайте Верховной Рады его решились вывесить лишь в этот вторник. В документе весьма доступно расписана, скажем так, не самая благоприятная ситуация, в которой очутилась Украина. Практически по всем основным показателям прогнозы правительства на 2012-й оказались чересчур оптимистическими.

О главном фетише власти – росте ВВП, который составил 0,2 % (и еще повезло, что это значение не было отрицательным) при прогнозах в 3,9 % – уже было неоднократно упомянуто. Такая неприятность не могла не повлечь за собой сбои в других показателях. Дефицит бюджета вырос на незапланированные 13,7 млрд. гривен и составил 53,4 млрд гривень (3,8 % ВВП). Авторы отчета сетуют, что в прошлом году бюджет слишком часто переписывался: всего было принято 38 законов о внесении изменений в главный финансовый документ, что является рекордом всех времен.

Правда, в отчете особо отмечается, что хотя мировая конъюнктура в прошлом году не способствовала росту экономики, удалось не только сберечь этот рост (те самые 0,2 %), но и поднять зарплаты на целых 14,4 % при запланированных 4,4 %. Показать такой фокус в условиях рецессии удалось, как утверждается, благодаря росту номинальной зарплаты и снижению инфляции. Хотя большинство украинских граждан наверняка ощутили как раз похудение кошельков.

Дефицит бюджета покрывался, в основном, за счет заимствований, поскольку приватизация не принесла ожидаемых результатов (всего 6,8 млрд. поступлений от распродажи госсобственности вместо 10). Весьма показателен факт, что сверхплановое поступление отдельных доходов – это, в основном, деньги Нацбанка, которому пришлось «влить» в экономику сверх плана 10,4 млрд.

Всего в 2012-м году государство заняло 109,8 млрд. гривен, что на 2,5 % больше запланированного, а на выплаты по долгам пустила 68,1 млрд. Уровень госдолга составил почти 400 миллиардов гривен, а это около 28% ВВП. У многих стран еврозоны поболее будет, поэтому нам есть, к чему стремиться. Подрос и общий объем госдолга и долга, гарантированного государством, – до 515,5 млрд гривень (или 36,6 % ВВП против 36,3 % год раньше).

Отдельно отмечается рост затрат на Пенсионный фонд, который вытянул из бюджета на 6,2 млрд. больше, чем год назад. И, похоже, дальше будет тянуть все больше.

Изложив это нагромождение нерадостных цифр, депутаты советуют утвердить отчет Кабмина и предлагают целых 17 пунктов «заходів» для улучшения ситуации.

Одновременно с отчетом об ошибках прошлого власть зрит в будущее – зарегистрирован проект основных направлений бюджетной политики на 2014-й год. В частности, в нем содержатся такие ключевые цифры: рост ВВП – 3 %, инфляция – 8,3 %, удержание граничного дефицита бюджета в рамках 3% ВВП, удержание объема госдолга на уровне не более 31% ВВП. Насколько реально выглядят такие планы или же Кабмин гадает на кофейной гуще – мало ли что будет в 2014-м, если еще не понятно, с какими показателями страна проводит 2013-й? Оживет ли во втором полугодии экономика Евросоюза, на что возлагаютя такие надежды? И не придется ли в 2015-м снова признавать себя неважными нострадамусами и рапортовать об ошибках в планировании и прогнозировании?

-- 2013–2014 годы очень тяжелые для Украины

{1-}

Василий Юрчишин,

директор экономических программ Центра Разумкова

Рост ВВП в 3% – небольшой, учитывая ту низкую базу, в которой мы сейчас находимся. Сейчас мы еще не достигли докризисного уровня, потому что в 2009-м году упали на 15%, в 2010–2012 гг. был рост в 3–4 %, в прошлом – нулевой. Если в 2014-м все-таки будет 3%, это будет означать, что мы в лучшем случае выйдем на докризисный уровень.

2013–2014-й годы очень тяжелые для Украины в плане внешних выплат – МВФ, по евробондам плюс надо учитывать долги «Нефтегаза». В этом году Украина должна обязательно выплатить 9 миллиардов долларов, из которых уже выплачено около четырех. В следующем – внешние выплаты поменьше, зато большие выплаты по «Нефтегазу».

Сейчас есть большие сомнения, что программа МВФ будет возобновлена. Если власть решит, что можно потратить из валютных резервов еще несколько миллиардов, тогда долг может остаться в заявленных рамках 31 % ВВП, но со снижением валютных резервов появляются девальвационные риски, риски расчетов по обязательным контрактам. Если же правительство все-таки выйдет на внешние рынки, не думаю, что внешний долг останется в таких пределах.

-- На отчет не прибыли ни министр финансов, ни глава Госказначейства

{2-}

Татьяна Слюз,

депутат, фракция «Батькивщина», член бюджетного комитета

Всего было подано 123 предложения по поводу бюджетной резолюции на 2014-й год, из которых 23 – мои. Например, ВВП, как мне кажется, завышен, мой прогноз гораздо ниже.

Из моих поправок были учтены всего 6. Я голосовала против этой резолюции, потому что она неконкретная. В Бюджетном кодексе четко сказано, что в такой резолюции должны быть указаны конкретные прожиточный минимум, уровень безработицы, курс валюты и так далее. А эти моменты не были учтены – например, нам сказали, что Нацбанк просто не предоставил курс валют. Надеюсь, что эта бюджетная резолюция, как и отчет по 2012-го году, будет рассматриваться по полной процедуре и я буду настаивать, чтобы мои поправки голосовались в зале.

Что касается отчета по 2012 году, то и оппозиция, и провластные депутаты были возмущены тем, что на его представление не прибыли министр финансов и глава Госказначейства, хотя такие документы обговариваются раз в год. Я не согласна с уровнем прошлогоднего дефицита бюджета, который Минфин дает нам на утверждение. Он гораздо больше – сюда следует включить задолженность Пенсионного фонда перед единым казначейским счетом, которая на начало года составляла чуть больше 49 миллиардов. У нас есть проблемы с возвратом НДС – документы, которые нам раздали, показывают, что задолженность по НДС чуть больше 3 миллиардов, хотя она в разы больше. И это тоже нужно включить в дефицит бюджета.

-- Радует высокая инфляция

{3-}

Олег Устенко,

исполнительный директор Фонда Блейзера

Думаю, прогноз на 2014-й год делался из расчета, что следующий год станет годом возрождения мировой экономики. Похоже, что реальное возрождение начнется еще в третьем квартале этого года и тренд будет перенесен в 2014-й. Радует запланированный уровень инфляции – учитывая довольно низкий уровень инфляции этого года, похоже, правительство ожидает значительного экономического роста. Потому что низкие показатели инфляции и даже дефляция, которая у нас была, больше характерны для периода стагнации.

Заявленный дефицит госбюджета, боюсь, придется снижать до 2,5 %. Но правительство может побояться слишком сильно его снизить, держа в уме 2015-й год.

-- Свобода не поддержит бюджетные параметры на 2014 год

{4-}

Юрий Михальчишин,

депутат, фракция «Свобода», член бюджетного комитета

Основные направления бюджетной политики на 2014-й год подготовлены с нарушением Бюджетного кодекса – там нет точных данных о минимальной зарплате и о многих других показателях. И, кстати, составлена резолюция без учета послания Президента к парламенту, на основе которого и должны готовиться такие документы. Есть масса вещей, который вызывают вопросы. Понятно, что наша фракция не может поддержать этот документ.

-- С начала этого года спад промпроизводства – минус 5 %

{5-}

Андрей Новак,

глава Комитета экономистов Украины

Запланированные параметры на 2014-й год, мягко говоря, не соответствуют прогнозам ни одной авторитетной финансовой организации. И я бы назвал прогнозы украинского правительства не оптимистическими, а фантастическими. Учитывая тенденции в украинской экономике, думаю, отсутствие спада ВВП в 2014-м году уже будет очень большим достижением. Потому что с начала этого года мы имеем спад промышленного производства – минус 5 %. А этот спад через определенный временной лаг влияет на все макроэкономические показатели.

Фантастически выглядят и прогнозы по госдолгу, потому что в текущем году у нас пик долговых выплат – почти 9 миллиардов долларов внешнего долга и 5 миллиардов внутреннего, о котором почему-то все забывают. И целиком очевидно, что в условиях отсутствия роста экономики деньги для выплаты этих долгов придется занимать. Так что соотношение долга к ВВП не будет сокращаться.

Единственный более-менее реалистичный показатель – инфляция в 8%. Наконец, правительство избавляется от практики статистической манипуляции, которая наносит вред, поскольку не дает возможности видеть реальное состояние дел.