Зимняя олимпиада в субтропиках
Россия — зимняя страна. На ее карте трудно найти место, где не бывает снега и где не развиты зимние виды спорта. Путин такое место нашел
Введение
Россия — зимняя страна. На ее карте трудно найти место, где не бывает снега и где не развиты зимние виды спорта. Путин такое место нашел и решил провести там зимнюю Олимпиаду. Это – город Сочи.
До обнародования российской заявки многие граждане, в том числе и авторы доклада, были уверены, что Олимпиада пройдет в горных районах города, в ущельях и на склонах Красной поляны. Многим тогда казалось, что итогом Олимпиады станет рост престижа России в мире, развитие зимних видов спорта и создание зимнего горнолыжного курорта мирового класса, единственного в нашей стране.
Именно поэтому сразу после решения Международного олимпийского комитета в июле 2007 года в Гватемале миллионы граждан страны и мы в их числе радовались принятому решению.
Радость, однако, была недолгой. Выяснилось, что основные соревнования, как и церемонии открытия и закрытия Игр, пройдут в Имеретинской низменности — субтропическом болоте, находящемся на берегу Черного моря в пойме реки Мзымта, в самом теплом месте не только России, но и Сочи. Власти объяснили это тем, что в горах мало места для стадионов и главной Олимпийской деревни.
Не последнюю роль в победе российской заявки сыграл личный приезд Путина в Гватемалу и его заверения, что Олимпийские объекты будут сданы в срок, а на подготовку будут истрачены огромные деньги — 12 млрд долларов.
Как стало сейчас ясно, бюджет Олимпиады побил все мировые рекорды и составляет более 50 млрд долларов.
Зимняя Олимпиада в Сочи — личный проект Путина. Он считал (и, наверное, считает по сей день), что олимпийские игры станут его триумфом, а участие в них спортсменов со всей планеты — признанием его безоговорочного лидерства как в России, так и в мире.
Дальнейшие события показали, что подготовка к Олимпиаде вместо триумфа становится позором. Все более и более очевидно, что сочинская Олимпиада — беспрецедентная воровская афера, в которой замешаны как представители путинской власти, так и приближенные к ней олигархи. Афера эта по масштабам не идет ни в какое сравнение с авантюрой Никиты Хрущева засеять кукурузой русское Заполярье и прожектом коммунистов повернуть вспять северные реки.
По сути, Олимпиада высветила в сконцентрированном виде главные пороки системы: произвол, коррупцию, самодурство, клановость, непрофессионализм, безответственность.
Именно об этом и пойдет речь в настоящем докладе.
Олимпиада произвола и коррупции 2014
Сочинская Олимпиада вошла в историю олимпийского движения, не успев открыться. Это самая дорогая Олимпиада в истории человечества, которая по своим расходам — более 50 млрд долларов — оказалась дороже затрат на спортивные объекты всех зимних Олимпиад вместе взятых, а их уже было 21. При этом львиная доля средств – это государственные расходы (бюджет, займы госбанков и госгарантии).
Даже самая дорогая Олимпиада в Пекине в 2008 году (заметим, это были летние Игры) оказалась дешевле Сочинской и обошлась китайцам, по официальным данным, в 43 млрд долларов.
То, что подготовка к Олимпиаде в России сопровождается неслыханными хищениями, ни для кого не секрет. Ниже мы даем расчеты масштабов хищений, сделанные двумя разными методами:
Метод 1. Сравнительный анализ удорожания Олимпиады-2014 с удорожанием на предыдущих Олимпиадах. Летом 2007 года в Гватемале Путин в ходе сессии МОК заявил, что общие расходы на
Сочинскую Олимпиаду составят 12 млрд долларов. Эта астрономическая цифра поразила тогда воображение многих присутствующих и специалистов. По сути, Путин открыто заявил, что готов потратить на Олимпиаду в разы больше, чем это предлагали конкуренты: австрийцы и южнокорейцы.
Как мы теперь знаем, окончательная цифра расходов — 50 млрд долларов – превысила названную Путиным сумму более, чем в четыре раза.
Запомним это.
А теперь сравним удорожание олимпийских объектов по мере строительства на предыдущих Играх.
Олимпийские объекты в среднем дорожали в ходе строительства примерно в два раза. При этом зимние Олимпиады дорожали меньше, чем летние.
Источник: А. Соколов «Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр»
Общие затраты на последнюю зимнюю Олимпиаду в Ванкувере также выросли примерно в два раза: с 2.88 млрд долларов до 6 млрд. Отсюда следует важный вывод – удорожание затрат на зимнюю Олимпиаду более чем в два раза, которое мы наблюдаем в Сочи, является аномальным и может быть объяснено банальным воровством, коррупцией, хищениями и полным непрофессионализмом исполнителей.
Цена Олимпиады в Сочи при среднемировых параметрах удорожания должна быть 24 млрд долларов (12 млрд, заявленных Путиным, умноженные на два). Остальное — 26 млрд долларов – хищения и распилы.
Метод 2. Сравнительный анализ стоимости олимпийских объектов в Сочи с их аналогами на предыдущих Олимпиадах.
Главный олимпийский стадион «Фишт» расположен в Имеретинской низменности. На нем пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в феврале 2014 года. Вместимость стадиона — 40 тысяч зрителей. Изначальная стоимость строительства стадиона была 7,5 млрд рублей. К настоящему моменту утвержденная стоимость 23,5 миллиарда (780 млн долларов), то есть выросла более чем в три раза. Таким образом, стоимость затрат на одного зрителя на центральном стадионе в Сочи составила 19 500 долларов.
Сравним эту цифру с затратами на одного зрителя на других олимпийских стадионах:
Средняя цена на одного зрителя Центрального стадиона Олимпиады в мире — около 6 тысяч долларов, а средняя цена на одного зрителя путинского стадиона — 19,5 тысяч долларов, то есть в три раза выше.
Источник: А. Соколов «Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр»,
http://www.sochi2014.com/games/places/objects/sea/central_stadium/
Ледовый дворец «Большой» (для хоккея) вместимостью 12 тысяч человек также строится в Имеретинской низменности. Первоначальная стоимость — 200 млн долларов. К 2012 году она возросла до 300 млн долларов. Средняя стоимость на одного зрителя составила 25 тысяч долларов. Среднее значение стоимости аналогичной ледовой арены на одного зрителя на предыдущих Олимпиадах — 11 тысяч долларов. Таким образом, путинский хоккейный стадион более чем в два раза дороже, чем в среднем в мире.
Дворец зимнего спорта «Айсберг» (фигурное катание). Вместимость — 12 тысяч человек. Начальная цена — 100 млн долларов. Цены к 2012 году – 278 млн долларов. Средняя цена на одного зрителя — 23 тысячи долларов. Средняя цена в мире — 10 тысяч долларов По сравнению со среднемировыми цифрами у Путина дороже в 2,3 раза.
Наконец-то мы добрались до олимпийского комплекса для прыжков с трамплина «Русские горки». Из-за хищения средств при строительстве этого объекта был снят Ахмет Билалов.
Сметная стоимость проектирования и строительства возросла с 1,2 млрд рублей до 8 млрд рублей — это нам рассказали в новостях. Итак, окончательная стоимость 270 млн долларов. Количество зрителей — 7,5 тысяч человек. Таким образом, цена объекта на одного зрителя — 36 тысяч долларов. В мире среднее значение для трамплинов — 3400 долларов, то есть путинские трамплины более чем в 10 раз дороже среднемировых!
К зимней Олимпиаде в Сочи обещают построить три олимпийские деревни. Главная — в Имеретинской низменности – состоит из 1500 апартаментов на 3000 человек. Отвечает за строительство Дерипаска. Средняя стоимость деревни на одного человека — 363 тысячи долларов. А среднее значение стоимости олимпийской деревни на одного человека на других Олимпиадах — 150 тысяч долларов. Путинская олимпийская деревня более чем в 2 раза дороже среднемировых стандартов.
Источник: А. Соколов «Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр»,
http://www.sochi2014.com/games/places/objects/mountain/ski_jumping/
Общий вывод из сказанного — сравнение затрат на олимпийские объекты в Сочи и в других олимпийских столицах показывает, что путинские цены в два-три и более раз превышают среднемировые. Для оценки масштаба хищений возьмем скромную цифру — путинские объекты дороже мировых в 2,5 раза. Отсюда легко сосчитать цену сочинской олимпиады без воровства — для этого надо 50 млрд долларов разделить на 2,5. Получается, что цена сочинской Олимпиады без воровства – 20 млрд долларов. А это значит, что 30 миллиардов долларов украли.
Итак, общий масштаб хищений составляет около 25-30 млрд долларов, или 50-60% от заявленной окончательной стоимости Олимпиады. Вот такие нормы отката. И это как минимум. Мы ведь не учитываем, что на Олимпиаде используется рабский труд гастарбайтеров. Мы не учитываем, что качество выполняемых работ не идёт ни в какое сравнение с качеством строительства в Ванкувере, Турине и Солт-Лейк-Сити.
Масштаб распилов олимпийских бюджетов поражает воображение. Но вот что интересно: ни одно уголовное дело о мошенничестве, хищениях, взятках и откатах на Олимпиаде не дошло до суда. Главная причина баснословного воровства на путинской Олимпиаде — закрытость власти и безнаказанность приближенных к Путину преступников. И это – приговор системе.
Короли олимпийских заказов
Астрономические 1,5 триллиона рублей, израсходованных на Олимпиаду, осваивали в основном приближенные к Путину бизнесмены и компании.
Власти пытаются навязать миф, что строительство олимпийских объектов осуществляется за счет частных инвестиций. Это абсолютно не так. Львиная доля строительства ведется либо за счет бюджета, либо за счет госкорпораций, либо за счет акционерных обществ, находящихся в собственности или под контролем государства. Крупных частных инвесторов всего двое, бизнесмены Олег Дерипаска и Владимир Потанин. В отношении частных инвестиций действовало правило, согласно которому 70% вложений покрывалось за счет кредитов Внешэкономбанка (государственной корпорации!), а 30% — должны были составить частные вложения. Однако уже в конце 2012 года власти де факто признали, что практически все, без исключения, объекты Олимпиады убыточны и никогда не окупятся. «Инвесторы стали более критично смотреть на рыночные риски реализации проектов. Возник вопрос по окупаемости», – осторожно выразились во Внешэкономбанке. И увеличили долю кредитов ВЭБа до 90%.
Таким образом, если провести необходимые расчеты, выходит, что общий объем государственных капиталовложений в программу подготовки Игр составляет 96%! Олимпиада строится за наш с вами счет.
Тройка чемпионов
Самым крупным инвестором в строительство олимпийских объектов является госкорпорация «Олимпстрой». Она осваивает 303,9 млрд рублей бюджетных денег. При этом изначально речь шла о 143 млрд, но в 2011 году правительство неожиданно увеличило размер взноса в «Олимпстрой» для реализации программы по подготовке к Олимпиаде более, чем в два раза. В пояснительной записке Минрегион тогда даже не сочло нужным объяснить, зачем потребовался рост расходов, но зато указало, что федеральным бюджетом эти затраты уже предусмотрены.
Таким образом, на «Олимпстрой» приходится 20% бюджета Олимпиады. Компания отвечает за строительство стадионов в Имеретинской низменности, главной Олимпийской деревни и инфраструктуры олимпийских объектов, а также координирует общую подготовку к Олимпиаде. В «Олимпстрое» с момента его создания в 2007 году сменились аж 4 руководителя: Семен Вайншток, Виктор Колодяжный, Таймураз Боллоев, и сейчас руководит компанией Сергей Гапликов. Кадровая чехарда свидетельствует о хаосе и бардаке в госкорпорации, ответственной за Олимпиаду. Одновременно каждая кадровая перестановка в руководстве «Олимпстроя» сопровождалась возбуждением уголовных дел по фактам мошенничества, коррупции и превышения должностных полномочий (только после отставки Боллоева в 2010 году было возбуждено 27 уголовных дел). Однако ни одно из них до суда доведено не было.
Владимир Якунин Фото: Митя АЛЕШКОВСКИЙ
И хотя еще в 2007 году было объявлено, что за олимпийским строительством будет установлен парламентский контроль, «Олимпстрой» никогда не входил в перечень компаний, которые должны отчитываться о своей деятельности Госдуме. Попытка депутатов-коммунистов изменить это в 2011 году успехом не увенчалась, несмотря на то, что инициативу поддержали три фракции. Депутаты от «Единой России» дружно проголосовала против. И теперь уже понятно почему.
На втором месте по освоению бюджетных средств — компании, аффилированные к структурам братьев Ротенбергов, Аркадия и Бориса, друзей детства Владимира Путина.
Они строили газопровод, дороги, аэропорт, Адлерскую ТЭС, грузовой и морской порт и другие инфраструктурные объекты. Общий объем бюджетных средств и средств «Газпрома», который получили их компании, составил порядка 229 млрд рублей — 15% всего бюджета Олимпиады. То есть каждый седьмой олимпийский рубль освоен Ротенбергами.
И наконец последняя компания в тройке лидеров – ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). На 100% государственная компания.
Глава — друг Путина по кооперативу «Озеро» Владимир Якунин. РЖД отвечало за строительство: автомобильных и железных дорог (в том числе, за самый дорогой объект Олимпиады — дорогу Адлер-Красная поляна — стоимостью более 260 млрд рублей), реконструкцию участка железной дороги Туапсе – Адлер, строительство и модернизацию вокзалов (в Адлере, Дагомысе, Мацесте, Хосте, Сочи), создание грузовых дворов. Всего, по данным годовых отчетов компании, порядка 300 млрд рублей, то есть около 20% олимпийских средств, — из бюджета и за счет повышения железнодорожного тарифа. То есть за наш с вами счет. Только в 2008 году Олимпийское повышение тарифа составило 1% на все виды перевозок по стране.
Владимир Путин (второй слева), Аркадий Ротенберг (первый справа), 1969 год
Фото: Николай ВАЩИЛИН
И прочие заинтересованные лица
Остальные крупные участники олимпийской стройки осваивают от 4% до 10% выделенных бюджетом средств.
«Газпром», который возглавляет друг и подчиненный Путина Алексей Миллер, был занят в четырех объектах, общей стоимостью 160 млрд рублей. За эти деньги строятся тот самый газопровод Джубга-Сочи, подряд на который получил Ротенберг (см. выше), Адлерская ТЭС (строил опять же Ротенберг), горно-туристический центр и лыжно-биатлонный комплекс «Лаура» с деревней.
Администрация Краснодарского края, которую возглавляет скандально известный по Кущевке и Крымску губернатор Александр Ткачев, в общей сложности потратит на объекты к Олимпиаде, как следует из общей сметы расходов, более 109 млрд рублей (по данным на 1 января 2013 года израсходовано уже 77,7 млрд). Речь идет об инвестициях в инфраструктуру города Сочи, в том числе строительство дорог, коммунального хозяйства и жилья.
Олимпийский бюджет «Кубаньэнерго» и Федеральной сетевой компания (ФСК), по подсчетам аналитиков, — как минимум, 50 млрд рублей. Деньги тратятся на развитие сетевого хозяйства, в том числе модернизацию высоковольтных линий передач для переброски энергии в район Сочи на период проведения игр. Кроме того, ФСК до конца октября 2013 года по договору с «Олимпстроем» направит в Сочи девять мобильных газотурбинных электростанций для обеспечения Олимпиады электричеством.
И, наконец, Сбербанк. Председатель правления — Герман Греф, давний, со времен Петербурга, соратник Путина. Строит комплекс трамплинов и спортивно-туристический курорт «Горная Карусель», центром которого станет «Горки Город» с олимпийской медиа-деревней. Общий объем капиталовложений в эти проекты, по данным газеты «Ведомости», за время реализации вырос с 16 до 75-80 млрд рублей к 2012 году.
В качестве частных инвесторов Олимпиады выступают «Интеррос» Владимира Потанина и дочерние структуры «Базэла» Олега Дерипаски. Потанин вложил 68,6 млрд рублей в строительство горнолыжного курорта «Роза Хутор». Из них 55,7 млрд рублей — это кредит Внешэкономбанка.
Олег Дерипаска в 2007 году планировал потратить порядка 45 млрд рублей. На сегодняшний день его инвестиции в районе 40 млрд. Объекты – Олимпийская деревня в Имеретинской низменности, грузовой порт, сочинский аэропорт. Компании Дерипаски также участвовали в строительстве дублера Курортного проспекта. И получили от Внешэкономбанка кредитную линию на 22 млрд рублей.
Поскольку практически все объекты олимпиады убыточные, частные инвесторы оказались фактически жертвами олимпийской аферы.
Кроме вышеперечисленных основных заказчиков и подрядчиков Олимпиады, в подготовке Сочи к играм принимают участие ИнтерРАО (модернизация Сочинской ТЭС), Алроса, Управление делами президента и другие государственные компании и структуры. На них приходится около 13-15 % олимпийского бюджета.
Фавориты
Положение участников строительства Олимпиады радикально отличается. Потанин и Дерипаска вынуждены вкладывать свои средства и брать кредиты, рискуя никогда не окупить проекты. Сбербанк и Газпром воспринимают участие в строительстве Олимпиады как вынужденное обременение, навязанное Путиным. РЖД строит за счет бюджета и повышения тарифов на железнодорожные перевозки, а «Олимпстрой» «осваивает» государственные миллиарды, оставаясь при этом госкорпорацией. И только Ротенберги зарабатывали баснословные прибыли на инфраструктурном строительстве олимпийских объектов. При этом прибыль получают их частные компании, ответственность по сравнению с госкорпорациями и частными инвесторами сведена к нулю, потому что объекты, которые они строят, переведены на баланс государства.
Астрономические заработки семьи Ротенбергов, друзей детства Путина, объясняются либо передачей подрядов без конкурса, либо отсутствием должной конкуренции в ходе тендеров. Они получили 21 подряд на олимпийские стройки, стоимостью 229 млрд рублей, или порядка $7 млрд. Это больше, чем расходы на всю Олимпиаду в Ванкувере ($6 млрд).
Наименование объекта | Подрядчик | Стоимость контракта (в млрд руб) | Источник |
Строительство центральной автомагистрали г.Сочи «Дублер Курортного проспекта», 2 и 3 очереди | ОАО «Мостотрест» | 59,36 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год. Сочи-24 |
Строительство участка автодороги М-27 Джубга – Сочи (на участке Адлер — Веселое) | ОАО «Мостотрест» | 5,78 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год |
Строительство центральной автомагистрали г. Сочи «Дублер Курортного проспекта», 1 очередь | ОАО «Мостотрест» | 5,5 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год |
Строительство транспортной развязки «Адлерское кольцо» в г. Сочи | ОАО «Мостотрест» | 4,9 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год |
Строительство транспортной развязки «Голубые Дали» в г. Сочи | ОАО «Мостотрест» | 2,9 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год |
Газопровод Джубга-Лазаревское-Сочи | «Стройгазмонтаж» | 32,6 | Отчет Олимпстроя за 2011 год |
Адлерская ТЭС | ОАО “ТЭК Мосэнерго” | 28 | Такую цифру назвал Владимир Путин на заседании наблюдательного совета ВЭБа в июле 2010 г. О проекте «Адлерская ТЭС» |
Строительство автодороги «Альпика-Сервис» — «Роза Хутор» | ООО «Трансстроймеханизация» | 4,7 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год |
Реконструкция аэропорта г. Сочи (Адлер) | ООО «Трансстроймеханизация» | 4,5 | Годовой отчет ОАО «Мостотрест» за 2010 год |
Строительство автодороги «Альпика-Сервис» — «Роза Хутор» | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 16,4 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год |
Строительство Медиацентра в г. Сочи** | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 14 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год. |
Реконструкция пассажирского морского порта г. Сочи | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 9,98 | Официальный сайт ООО «Корпорации Инжтрансстрой» |
Инженерная защита территории Имеретинской низменности, включая берегоукрепление | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 8,3 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год. |
Проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы для главного медиацентра | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 8 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год |
Комплекс зданий и сооружений «Малый Ахун» в Имеретинской низменности | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 6,25 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год. |
Трасса для проведения автомобильных гонок «Формула-1» | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 4,8 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год |
Создание грузового района порта г. Сочи | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 4,7 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год |
Строительство развязки на автодороге Джубга – Сочи | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 2,9 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год. Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год |
Разработка рабочей документации и строительство объектов морского порта в г. Сочи с береговой инфраструктурой | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 2,59 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год |
Строительство автодороги от комплекса трамплинов до основных трибун со съездом на трассу для лыжного двоеборья | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 2,2 | Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год |
Трасса для лыжного двоеборья (проектные и изыскательские работы, строительство) | ООО «Корпорация Инжтрансстрой»* | 1,2 | Официальный сайт ООО «Корпорации Инжтрансстрой» |
ИТОГО | 229,56 |
*В начале 2013 года А. Ротенберг и его сын вышли из капитала «Инжтрансстроя». И это не случайно. Как видно из таблицы, «Инжтрансстрой» отвечает за строительство многочисленных объектов инфраструктуры Олимпиады, а сроки ввода срываются.
** Строительство Медиацентра упомянуто в докладе Human Rights Watch в связи с нарушением прав рабочих, которым до полугода не выплачивалась заработная плата. Каково будет качество выполненных работ – вы и сами сможете догадаться.
Проанализируем отдельные объекты Ротенбергов.
В 2009 году их компания «Стройгазмонтаж» получила от «Газпрома» без конкурса подряд на строительство газопровода Джубга-Сочи стоимостью 32,6 млрд рублей. Однако годом ранее госкорпорация анонсировала строительство этого объекта за 8-10 млрд рублей. Для Ротенбергов цена выросла почти в четыре раза. То есть ровно в такое количество раз, во сколько вырос в целом бюджет Олимпиады.
Теперь параметры газопровода: диаметр 530 мм, длина 177 км, затраты на 1 км – 4,6 млн евро. Большая часть газопровода прошла по дну Черного моря. Поэтому для сравнения естественно взять газопровод «Северный поток», который проложен по дну Балтийского моря. В его строительстве тоже принимал участие «Стройгазмонтаж». Две ветки длинной 1224 км каждая, стоимость — 8,8 млрд евро, то есть затраты на 1 км одной ветки – 3,6 млн евро. При этом мощность «олимпийского» газопровода в семь раз меньше мощности одной нитки «Северного потока».
Превышение цены «Северного потока» над среднеевропейской вызвало волну возмущения в российской и западной прессе. Еще бы, средняя цена строительства оказалась выше европейской более чем в три раза. Так вот, олимпийский газопровод оказался еще дороже. Его стоимость превышает среднеевропейскую цену почти в пять раз. И это первый, но не единственный ценовой олимпийский рекорд, поставленный Ротенбергами.
Скандальные конкурсы на получение подряда на строительство дублера Курортного проспекта закончились победой нескольких инвесторов. Дерипаска выиграл право строить первую очередь дублера, а контракт на вторую и третью в октябре 2010 года получило ОАО «Мостотрест». И произошло это буквально через через несколько дней после того, как стало известно, что контроль над «Мостотрестом» перешел Аркадию Ротенбергу и его сыну Игорю. Общая протяженность 2-й и 3-й очередей дублера Курортного проспекта – 10,8 километров, стоимость контакта – 59,36 млрд рублей. Таким образом, 1 километр дублера Курортного проспекта обошелся более чем в 5 млрд рублей! Или $170 млн.
Дублер представляет собой совокупность дороги, тоннелей и мостов. Даже если исходить из того, что дублер — сплошной тоннель (а это самый дорогой объект строительства), а также из средней цены километра тоннеля в Европе в $126 млн, мы видим превышение стоимости в сравнении с европейскими аналогами практически в полтора раза.
Громкой новостью строительства дублера Курортного проспекта стало обрушение тоннеля 3-ей очереди с провалом грунта и дома в марте этого года.
Наконец, Адлерская ТЭС. Подряд на ее строительство в 2009 году был отдан «Газпромом» подконтрольной Ротенбергам ОАО «ТЭК Мосэнерго». Опять без конкурса.
В 2010 году Путин объявил, что стоимость строительства Адлерской ТЭС – 28 млрд руб, при мощности 360 мегаватт. Таким образом, цена станции в пересчете на один киловатт составляет $2600, что в два-три раза выше среднемировой цены на газовые тепловые электростанции.
Расследования без результатов
Многомиллиардные затраты на Олимпиаду уже стали предметом широкого общественного обсуждения. Счетная палата, которая по закону обязана контролировать государственные, в том числе и бюджетные, расходы, такие отчеты готовит ежеквартально. Однако все они под грифом «Для служебного пользования». В феврале 2013 года Счетная палата обнародовала лишь данные о том, что «Олимпстрой» допустил удорожание олимпийских объектов на 15,5 млрд рублей. Цифра, конечно, огромная, но она составляет всего лишь 1% от бюджета Олимпиады. Поверить, что масштабы злоупотреблений при распиле олимпийских бюджетов составили 1%, невозможно.
Но даже эти сведения, а также конкретные нарушения, допущенные при строительстве, власти тщательно скрывают. Счетная палата отказывается публиковать данные отчета о расходовании средств на Олимпиаду. На депутатский запрос Дмитрия Гудкова Счетная палата ответила отпиской.
Нет никакой информации и по поводу уголовных дел №326956 и №326493, которые были возбуждены в июне 2012 года следственной частью Следственного управления УВД по г. Сочи по признакам состава преступления, предусмотренным ч. 3 ст. 30, ч. 4. ст. 159 УК РФ (мошенничество): «Олимпстрой» и его подрядчик ООО «НПО «Мостовик» умышленно завысили стоимость строительства олимпийских объектов на сумму 2 млрд. 520 млн. рублей и 22 млрд. 973 млн. 830 руб. соответственно. Согласно сообщениям СМИ со ссылкой на сотрудников правоохранительных органов, эти дела были подготовлены к отправке в суд. Но так до него и не дошли.
Закрытость компаний, неисполнение своих обязанностей правоохранительными органами и Счетной палатой — одна из серьезных причин беспрецедентного воровства олимпийских средств. Можно констатировать: один рекорд на Олимпиаде в Сочи уже поставлен — рекорд по распилам и откатам, объемы которых олимпийское движение, кажется, еще не знало.
http://www.sc-os.ru/common/upload/form_14.pdf
http://www.gazprom.ru/f/posts/18/146500/book_d-l-s_print.pdf
http://expert.ru/south/2008/06/olimpiyskaya_truba/
http://eegas.com/pipeline_cost_-2010-11e.htm
http://www.rbcdaily.ru/market/562949979108880
http://sochi-24.ru/ekonomika/sochinskij-dubler-zapoluchil-mostotrest.20101029.24729.html
http://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi
http://www.newsru.com/russia/04mar2013/sochi.html
Самый дорогой объект самой дорогой Олимпиады
Самым дорогим объектом сочинской Олимпиады, общие затраты на которую превышают мировой рекорд и составляют более 50 млрд долларов, является совсем не Центральный стадион и не трамплины с бобслейными трассами. Это все сущие копейки по сравнению с 48 километрами дороги Адлер-Красная поляна.
Согласно требованиям Международного Олимпийского комитета к олимпийским объектам, в Красной поляне наряду с действующей трассой должен был быть построен дублер. Организаторы игр решили построить совмещенную автомобильную и железную дорогу, состоящую из четырехполосного автомобильного полотна и железнодорожной ветки. Было решено проложить эту дорогу вдоль левого берега горной реки Мзымта. Прокладка этой дороги оказалась экологически разрушительным и крайне сложным в инженерном отношении проектом. По сути, дорога представляет собой совокупность тоннелей и мостов, построенных вдоль реки.
За строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Путин назначил ответственным ОАО «РЖД», которое возглавляет его друг по кооперативу «Озеро» Владимир Якунин. («Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1086).
Генеральными подрядчиками стали группа компаний «СК Мост» и УК «Трансюжстрой». Невероятно, но факт: первоначальные, как, впрочем, и последующие работы по прокладке трассы были переданы этим компаниям без всяких конкурсов, тендеров и прочих «глупостей». Подготовительные работы при этом обошлись в астрономическую сумму — 2 млрд долларов. Это почти столько же, сколько потратили на всю зимнюю Олимпиаду американцы в 2002 году в Солт-Лейк-Сити.
Один из участков дороги Адлер–Красная Поляна
фото: ИТАР-ТАСС
http://www.skmost2014.ru/opisanie
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94708/
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/03/16/228190
Закон, обязывающий акционерные общества с государственным контрольным пакетом проводить публичные конкурсы, вступил в силу лишь с 1 января 2012 года.
До 2012 года группа компаний «СК Мост», созданная в 2001 году, принадлежала двум бизнесменам — Евгению Суру (45,2%) и Владимиру Костылеву (45,2%).
Владимир Костылев
фото: СК Мост
Евгений Сур
фото: СК Мост
Оба предпринимателя пока занимают скромные 131-ое и 135-ое места в списке Forbes с капиталом 750 млн долларов каждый. В 2012 году друг Путина Геннадий Тимченко покупает 25% акций «СК Мост» .
Компания стала известной в 2008 году, когда без всякого тендера, что является грубейшим нарушением российского законодательства, по указу президента Медведева от 31 августа 2008 года получила подряд на строительство к саммиту АТЭС трехкилометрового моста на остров Русский . Стоимость этого подряда была более миллиарда долларов. Отметим, что текст указа официально опубликован не был.
В том же году удачливые бизнесмены Сур и Костылев сблизились с Владимиром Якуниным, купив банк «Миллениум», в совет директоров которого входила жена Якунина Наталья. Приобретение позволило «СК Мост» получить выгодные подряды от ОАО «РЖД».
Участие в тендерах исключительно аффилированных друг с другом компаний в мировой практике именуется мошенничеством, а когда одна из сторон — госкомпания, то и коррупцией. Однако никаких расследований не было.
Что касается второго генподрядчика УК «Трансюжстрой», то про него известно меньше. Пожалуй, лишь то, что собственники и руководство компании тесно связаны с руководителями ОАО «РЖД». В частности, среди учредителей «Трансюжстроя» назывался Олег Тони, вице-президент «РЖД» по строительному комплексу. Имеет ли отношение к этой компании глава РЖД Якунин, еще предстоит выяснить. Пока лишь известно, что компания «Трансюжстрой» в рамках деятельности Якунина по поддержке РПЦ построила храм св. Александра Невского в городе Роттердаме.
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6291878/
http://www.forbes.ru/sobytiya/lyudi/rating/81519-milliard-v-kontse-tonnelya
http://www.sobesednik.ru/scandals/korruptsiya-v-sochi-bet-mirovye-rekordy
http://www.forbes.ru/profile/transyuzhstroi
Таким образом, самый большой в истории России строительный подряд достался без конкурса группе компаний «СК Мост» и «Трансюжстрой». Мы не сомневаемся, что рано или поздно история с подрядом на самую дорогую стройку страны станет предметом уголовного разбирательства.
Первоначальные затраты на строительство автомобильно-железнодорожной трассы Адлер-Красная Поляна в расчетах 2006 года – 91 млрд. руб. (Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 №357). Но уже в 2009 году стоимость строительства дороги выросла до 266,4 миллиарда рублей (9,404 млрд.$ в ценах 2012 года). Рост – в 2,5 раза.
То есть 1 км стоит почти 200 млн. долларов в ценах 2012 года. Цена одного погонного метра составляет 200 тысяч долларов, а одного квадратного метра дороги — около 10 тысяч долларов. Это цена элитного жилья в Москве! За эти деньги, исходя из среднероссийской стоимости жилья 1600 долларов за квадратный метр (данные Росстата за 2012 год), можно построить 5,5 млн квадратных метров жилья и обеспечить жилплощадью 275 тысяч человек (норма обеспечения жильем одного человека в России – 20 квадратных метров) — это больше населения таких крупных городов как Кострома, Петрозаводск, Комсомольск-на-Амуре.
Еще одно сравнение – американская программа по доставке на Марс и эксплуатации марсохода нового поколения Curiosity обошлась в три с половиной раза дешевле, чем стоимость строительства дороги Адлер-Красная Поляна.
За 266 млрд рублей можно было построить 940 километров (а построили 48 км!) качественных четырехполосных дорог в России, что существенно превышает ежегодный ввод дорог в стране.
Сравним стоимость сочинской дороги со среднемировыми ценами. Протяженность трассы — 48,2 км, в том числе 12 тоннелей и 45 мостов. Весь этот сложный проект имеет следующую структуру:
— автомобильная дорога: 23 автомобильных моста протяженностью 9 км плюс три автомобильных тоннеля протяженностью 6,9 км плюс более 35 км обычной автодороги,
— железная дорога: 22 железнодорожных моста общей протяженностью 11,4 км плюс шесть железнодорожных тоннелей общей протяженностью 11,1 км плюс примерно 25,7 км обычного участка железной дороги плюс три новые станции и реконструкция станций Сочи, Адлер, Веселое.
Для оценки стоимости 35-километрового участка четырехполосной дороги будем исходить из среднеевропейской цены — $10 млн за километр. Таким образом, цена автомобильной дороги без мостов и тоннелей — $350 млн.
Один километр высокоскоростной железнодорожной магистрали, согласно среднеевропейским стандартам, составляет $45 млн. Так что 25,7 км обычного участка железной дороги должны стоить $1 млрд 156 млн.
Для оценки стоимости одного километра тоннеля возьмем среднемировое значение $126,2 млн за километр. Получается, что стоимость всех тоннелей — $2 млрд 271 млн.
Cреднемировая цена строительства балочных мостов (именно такие, за исключением одного, строят в Сочи) — $115,5 млн за километр. Таким образом, мосты должны стоить около $2 млрд 356 млн.
Следовательно, цена дороги Адлер–Красная Поляна, рассчитанная исходя из среднемировых показателей, должна быть в районе $6 млрд 133 млн. Однако объявленная, напомним, в 2009 году, цена и так в 2,5 раза выше первоначальной, названной в 2006-м) — 266,4 млрд рублей. Или $9 млрд 404 млн. Почему в смету сразу занесли на $3 млрд больше? В Сочи обнаружилась вечная мерзлота? Или это коррупционная рента, как принято сие именовать в политологической литературе, или откат — на привычном в России языке?
http://www.prosro.ru/news/51-minregion_zatrati_na_olimpiyskuyu_stroyku_v_sochi_
http://www.skmost2014.ru/opisanie
Отдельного разговора заслуживает тема целесообразности строительства столь дорогой и экологически разрушительной магистрали.
Радикально удешевить дорогу можно было, отказавшись от строительства железнодорожных путей. Тогда общая стоимость дублера от Адлера до Красной поляны без учета коррупционной ренты составила бы $2 млрд 272 млн, что в четыре раза дешевле нынешней стоимости. Тогда, правда, не надо было подключать к проекту и «РЖД», и аффилированные с ним компании, получившие многомиллиардный подряд без конкурса.
На этапе обсуждения вопроса о строительстве дороги-дублера был предложен экологичный вариант связи Адлера с Красной Поляной канатными дорогами с гондолами вместимостью от 180 человек для осуществления пассажирских и некоторых грузовых перевозок по опыту альпийских стран: Германии, Швейцарии, Австрии. Цена такой дороги в сотни раз меньше. В ходе кампании по выборам мэра Сочи в 2009 году мы предлагали именно этот вариант. Однако все более экономичные и экологичные альтернативы категорически были отвергнуты властями.
Затопление техники в пойме реки Мзымта 29 декабря 2009 года
фото: Олег СМЕРЕЧИНСКИЙ
Теперь мы понимаем причину.
В ходе строительства дороги грубейшим образом нарушались экологические нормы и правила. По мнению ряда экологических и иных общественных организаций, в ходе строительства река подвергалась серьёзному загрязнению, на окрестных склонах массово уничтожалась растительность. Отмечалось, что строительство не учитывает бурный характер реки, а также оползневые и карстовые явления, распространённые в долине Мзымты. Экологи обращали внимание на проведение работ без разрешительной документации, а также на незаконный забор строителями гальки из русла реки.
29 декабря 2009 года после обильных ливней в предгорьях Красной Поляны в Мзымте поднялся уровень воды, что повлекло за собой разрушение построек в устье реки, а строительную технику смыло.
Летом 2011 года в реку попал ядовитый буровой раствор. Река, расположенная в национальном парке, была загрязнена на протяжении тридцати километров.
Ситуация повторилась 18 ноября 2011 года. Источник загрязнения – северный портал комплекса тоннелей № 3 совмещенной дороги Адлер-Красная Поляна. Несмотря на очевидные причины прошлого загрязнения, за него никто не был наказан. Повторное загрязнение реки свидетельствует о том, что при строительстве совмещенной дороги «Адлер – Красная Поляна» ОАО «РЖД» продолжало игнорировать требования российского природоохранного законодательства и международные экологические стандарты.
Глава Минприроды Юрий Трутнев вынужден был признать, что Мзымте нанесен значительный ущерб в результате строительства. Ущерб нанесен не только реке, но и национальному парку, через который она течет.
Река Мзымта – cамая длинная река России из впадающих в Чёрное море.
Мы расцениваем строительство дороги Адлер-Красная поляна как беспрецедентную воровскую и экологическую аферу, ответственность за которую несут Путин и Якунин. А выиграли от всего этого собственники «СК Мост» и УК «Трансюжстрой» и их покровители в руководстве железных дорог, чьи имена вскоре мы будем иметь счастье увидеть в списке долларовых миллиардеров.
http://www.privetsochi.ru/blog/eco-sochi/16332.html
http://www.novayagazeta.ru/society/43851.html
http://bednenkiy.livejournal.com/752.html#cutid1
http://gazaryan-suren.livejournal.com/25919.html
Зимняя Олимпиада в субтропиках – что после?
Олимпиада-2014 будет проходить в горном районе Сочи (Красная поляна), но большая часть соревнований, равно как открытие и закрытие Олимпиады пройдут в субтропическом районе Имеретинской низменности – самом теплом месте России и Большого Сочи. Власти с большой неохотой обсуждают, что будет с олимпийскими объектами после февраля 2014 года. Ведь в Сочи никто не играет в хоккей, не бегает на коньках, не занимается фигурным катанием. Вы не назовете ни одного биатлониста, лыжника или фигуриста родом из Сочи.
Кроме того, Большой Сочи — это город с населением до полумиллиона человек. Количество посадочных мест на олимпийских объектах — около 200 тысяч. Очевидно, что стадионы, за исключением дней Олимпиады, будут пустовать. Единственный ранее построенный крупный футбольный стадион в Сочи «Жемчужина» на 10 тысяч зрителей был заполнен всего один раз — во время открытия.
Нетрудно догадаться, что спортивные объекты будут пустовать и разваливаться. Власти пытаются ввести в заблуждение граждан, обещая перенос спортивных сооружений в другие города. В действительности все обстоит иначе. Все объекты Красной поляны и стадионы остаются в Сочи. Взгляните на таблицу.
Название стадиона | Виды спорта | Вместимость | Что будет после Олимпиады | Цена строительства, млн. $ |
Центральный стадион «Фишт» | открытие и закрытие Олимпиады | 40000 | футбольный стадион (ЧМ-2018), игры Чемпионата России | 778,7 |
Большой ледовый дворец «Большой» | хоккей | 12000 | останется ледовым дворцом и центром развлечений | 302,9 |
Конькобежный центр «Олимпийский овал» | конькобежный спорт | 8000 | выставочный центр | 197,3 |
Дворец зимнего спорта «Айсберг» | фигурное катание | 12000 | велотрек | 277,7 |
Керлинговый центр «Ледяной куб» | керлинг | 3000 | не решили | 50 |
Ледовая арена «Шайба» | хоккей | 7000 | детский спортивный центр | 35,5 |
Всего | 82000 | 1642,1 |
Олимпийские стадионы в Имеретинской низменности
Вместимость всех этих стадионов — 82 тысячи человек. Если уж десятитысячный стадион ни разу не был заполнен, то не стоит рассчитывать, что оставшиеся объекты будут популярней. Скорее они станут памятником самодурству, бесхозяйственности и волюнтаризму. Эксплуатация стадионов заведомо убыточна, именно поэтому от них отказываются инвесторы, строившие эти сооружения. Все объекты переводят в государственную собственность.
Отдельный вопрос — энергетическое обеспечение этих миллиардных сооружений как во время, так и после Олимпиады и расходы на их содержание. Исходя из объявленной потребности в 650 МВт, стоимость только электроэнергии (без тепла), потребляемой в ходе Олимпиады, составит 1 миллион долларов в сутки. Для поддержания в рабочем состоянии объектов после Олимпиады также необходимо удовлетворительное электроснабжение. Даже если предположить, что энергопотребление уменьшится в два раза, это – 15 миллионов рублей в день. А с учетом теплоснабжения затраты на поддержание олимпийских объектов достигают 10 миллиардов рублей в год, что составляет половину бюджета города Сочи! Кто за все это будет платить? Бюджет Сочи? Федеральный бюджет? Совершенно непонятно. Скорее всего, олимпийские стадионы медленно, но верно будут приходить в негодность.
И это при гигантском дефиците зимних спортивных сооружений повсеместно в России.
Риски сочинской олимпиады
Чем ближе Олимпиада, тем громче звучат голоса тех, кто сомневается в ее успешном проведении. Прошедший в начале марта 2013 года олимпийский этап Кубка мира по биатлону выявил лишь часть серьезным проблем, с которыми столкнутся спортсмены, болельщики и жители города. Мы насчитали семь рисков предстоящей Олимпиады.
1. Энергетические риски.
Сочи — энергодефицитный город. Потребление электроэнергии городом составляет 450-550 мегаватт. Олимпийские объекты крайне энергозатратны. Для обеспечения нормального функционирования Игр требуется мощность более 650 МВт , то есть Олимпиада потребляет больше, чем полумиллионный город. К марту 2013 года на территории города действует две мощные тепловые станции: Сочинская – 160 МВт и Адлерская — 360 МВт. Кроме того, существуют маломощные источники энергии, например, Краснополянская ГЭС — до 30 МВт. Таким образом, собственные мощности (550 МВт) покрывают лишь потребности города.
В связи с проведением Олимпиады общая потребляемая мощность будет более 1200 МВт.
Первоначальный план включал в себя строительство Кудепстинской ТЭС (367 МВт) и переброску электроэнергии через Туапсинский район от Туапсинской ТЭС и Джубгинской ТЭС общей мощностью 380 МВт. Предполагалось также закупать энергию у «Кубаньэнерго»
.
К настоящему времени к марту 2013 года строительство Кудепстинской ТЭС не может начаться из-за протестов местных жителей, которые категорически против установки экологически опасного объекта рядом с жилыми домами и в курортной зоне в целом. И поверить, что станция будет сдана к началу Олимпиады, невозможно, поскольку стандартное время строительства тепловой станции – более двух лет. Например, Адлерская ТЭС строилась 2,5 года.
Таким образом, ключевым является вопрос переброски электроэнергии через участок Джубга-Сочи.
В течение 2012 года из-за обрывов линий электропередач и крайне плачевного состояния сетевого хозяйства в городе зафиксированы более тысячи отключений электроэнергии. То есть в среднем три раза в день в разных районах Сочи прекращалась подача электричества.
Митинг жителей пос. Кудепста на месте предполагаемого строительства ТЭС. Сентябрь 2012 г.
фото: Ольга Носковец
В настоящее время в городе ведутся активные работы по модернизации сетей и строительство высоковольтных линий электропередач.
Однако многолетние наблюдения показывают, что в феврале наиболее неблагоприятные погодные условия приводят к обледенению и обрывам линий электропередач, даже вполне современных. Так что надеяться на бесперебойную переброску энергии с Кубани не приходится. Наиболее реалистична ситуация, когда электроснабжение будет осуществляться за счет внутренних источников города. Очевидно, что при дефиците энергии приоритет будет отдан олимпийским объектам. И риски, что город будет жить в темноте во время Олимпиады, очень высоки.
Предложение установить в Имеретинской низменности девять мобильных электростанций общей мощностью 200 МВт в состоянии решить проблему электроснабжения Олимпиады, но городу это вряд ли поможет.
http://expert.ru/south/2013/01/defitsit-neizbezhen/?n=171
2. Климатические риски.
В горном кластере Сочи — Красной поляне — должны пройти соревнования по лыжным гонкам, биатлону, прыжкам с трамплина, горным лыжам и другим зимним видам спорта на открытом воздухе. Погода в феврале 2013 года в Красной поляне характеризовалась высокими температурами в сравнении с предыдущими годами. Так, 7 февраля (когда предполагается открыть Олимпиаду в 2014 году) дневная температура была +13 градусов, 11 февраля — повысилась до +15 градусов. А средняя дневная температура воздуха в Красной поляне с 7 по 23 февраля (дни Игр) составила 8 градусов тепла. Это в два-четыре раза выше, чем в предыдущие пять лет.
Существует гипотеза, что к резкому потеплению в Красной поляне привели хищнические действия по вырубке леса, строительство тоннелей и мостов в ходе сооружения дороги Адлер-Красная поляна. По сути, дорога стала трубой, по которой теплый воздух с Черного моря накачивается в ущелье Красной поляны. Безусловно, эта гипотеза нуждается в подтверждении синоптическими наблюдениями на протяжении ряда лет. Положение осложняется тем, что до сих пор нет ни одного полноценного исследования влияния олимпийского строительства на экологическую и климатическую ситуацию в Красной поляне и Имеретинской низменности.
Если наша гипотеза будет подтверждена временем, то это означает, что Красная поляна перестанет быть зимним курортом и все инвестиции, вложенные в Игры, окажутся выброшенными на ветер.
У нас нет сомнений, что в ходе проведения Олимпийских Игр власти предпримут все усилия для их проведения, включая переброску снега, использование снеговых пушек и др. Однако Красная поляна как зимний курорт европейского уровня вряд ли состоится. И тогда зачем надо было тратить миллиарды, чтобы провести зимнюю Олимпиаду в субтропиках?!
Комплекс для прыжков с трамплина «Русские Горки»
фото: REUTERS/ Michael Dalder
http://www.energy-experts.ru/news8669.html
http://www.fsk-ees.ru/press_center/company_news/?ELEMENT_ID=105455&sphrase_id=14714
3. Логистические риски.
Зарубежные спортсмены, принявшие участие в соревнованиях на олимпийских объектах, отмечают крайне низкий уровень организации спортивных мероприятий. Вот что написала призер Олимпиад и чемпионатов мира по биатлону француженка Мари Дорен Абер после приезда в Сочи на предолимпийский этап Кубка мира по биатлону: «Сочи – это город-призрак. Богатые дома, построенные, как грибы среди слякоти, везде что-то копают, кругом усталые рабочие. Все пустое, все заставляет меня чувствовать себя некомфортно.
После трудного пути сюда мы прождали несколько часов в аэропорту. Много раз показывали паспорт, фотографировались сами и фотографировали винтовку, ждали, пока ее занесут в реестр.
Терпение – помоги нам! Сейчас мы живем в деревянных домиках неподалеку от стадиона. Я не знаю, что тут изменится за год, но пока думаю, что Сочи – пустая трата денег, и олимпийским духом тут и не пахнет».
Отсутствие специалистов мирового уровня по курортному делу, организаторов массовых мероприятий не оставляет никаких сомнений в том, что организационные неурядицы, а попросту классический бардак, станут визитной карточкой сочинской Олимпиады.
4. Технологические риски.
В ходе подготовки к Олимпиаде произошло несколько чрезвычайных происшествий. В декабре 2009 года 7-мибалльный шторм смыл строящийся грузовой порт.
В ходе строительства дороги «Адлер-Красная поляна» в результате наводнения на реке Мзымта смыло и затопило большое количество дорожной техники.
Водолазный бот «Норд», затонувший 14 декабря 2009 года во время шторма в порту «Имеретинский»
фото: Олег СМЕРЕЧИНСКИЙ
В ходе строительства дублера Курортного проспекта произошло обрушение тоннеля на одном из участков третьей очереди, в результате которого просел жилой дом.
Береговые укрепления, построенные «Инжтрансстроем» Ротенбергов, стали разрушаться сразу вскоре после сдачи в эксплуатацию.
За 2012-й год на олимпийских стройках произошло 40 несчастных случаев, 25 человек погибли.
Низкое качество строительства, нарушение технологических норм и правил связаны с использованием дешевой и низкоквалифицированной рабочей силы. Произошла парадоксальная вещь — при астрономическом бюджете в 1,5 трлн рублей до строителей зачастую заработанные деньги не доходили. Они оседали в карманах генеральных заказчиков, подрядчиков, субподрядчиков и субсубподрядчиков. В итоге, на стройки Олимпиады были привлечены тысячи мигрантов, которым платят мизерные зарплаты, да и те задерживают. По данным правозащитной организации «Human Rights Watch (HRW)», которая опубликовала 67-страничный доклад «Олимпийские антирекорды». Эксплуатация трудовых мигрантов в ходе подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи», в Сочи работали более 16 тысяч мигрантов из бывших советских республик. По оценкам сотрудников ФМС, только из Узбекистана в одном 2012 году в Сочи приехали почти 14,5 тысячи человек.
Каково будет качество построенных объектов — остается только предполагать.
Затопление техники в пойме реки Мзымта
29 декабря 2009 года фото: Олег СМЕРЕЧИНСКИЙ
В ходе строительства дублера Курортного проспекта произошло обрушение тоннеля и просел жилой дом
фото: Нина ЗОТИНА, ЮГА.ру
Береговые укрепления, построенные «Инжтрансстроем» Ротенбергов, разрушены
фото: Олег СМЕРЕЧИНСКИЙ
http://www.hrw.org/sites/default/files/reports/russia0213ruwebwcover.pdf
Кроме того, очень многие объекты не были сданы в срок. На начало 2013 года около 200 застройщиков сорвали график ввода объектов. Например, Кудепстинской ТЭС и Центрального олимпийского стадиона «Фишт». Это означает, что на последнем этапе подготовки к Олимпиаде работы ведутся в авральном режиме, когда о качестве и технологиях уже никто не думает.
Следует также отметить, что строительство стадионов в Имеретинской низменности проводится на болоте, твердые грунты отсутствуют до глубины в 170 метров. Отсутствие качественно проработанных проектов, высокая сейсмичность и необратимые изменения в течении реки Мзымты, связанные с изменением ее русла, не оставляют сомнений, что основные олимпийские объекты преподнесут нам еще немало сюрпризов.
5. Террористические риски.
Олимпиада будет проходить на Северном Кавказе — в регионе с традиционно высоким уровнем террористической угрозы. Не исключено, что некоторые из террористических групп попытаются осуществить атаку на участников и гостей Олимпиады. Мы надеемся, что Путин в силу своей профессиональной принадлежности, эти риски понимает адекватно и постарается их минимизировать.
Отсутствие информации о действительном положении дел на Северном Кавказе не позволяет реально оценить степень террористической угрозы.
6. Риски бойкота
Политический бойкот в истории Олимпийского движения состоялся дважды — первый раз 1980 году 65 стран отказались участвовать в Московской Олимпиаде в знак протеста против начала войны в Афганистане; второй бойкот состоялся в 1984-м году, когда СССР и страны советского блока в отместку не поехали на Олимпиаду в Лос-Анджелесе.
Попытки бойкотировать Олимпиаду в нацистской Германии 1936 года успехом не увенчались — от участия в ней отказался лишь ряд спортсменов из США и Великобритании.
Последние заявления властей США и даже Грузии показывают, что эти страны намерены принять участие в Олимпийских играх 2014 года.
Международный Олимпийский комитет после бойкота 1980-го и 1984-го годов заявил, что отказ Национальных олимпийских комитетов от участия в Олимпиадах по политическим мотивам грозит исключением национальных сборных из Олимпийского движения. Это одна из прич