Бумага многое стерпит
Меморандум о сотрудничестве Украины с Таможенным союзом не повлияет на отношения с ЕС
В субботу Кабинет министров обнародовал меморандум об углублении сотрудничества с Евразийской экономической комиссией, подписанный накануне премьер-министром Николаем Азаровым. Документ развеял опасения оппозиции, которая заявляла о необратимом сближении Украины с Таможенным союзом (ТС),— он не содержит каких-либо обязательств Киева и не блокирует возможность подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Впрочем, в ЕС выразили недовольство тем, что подготовка меморандума не была публичной.
31 мая в Минске в рамках заседания совета глав правительств СНГ премьер-министр Николай Азаров и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК; исполнительный орган Таможенного союза) Виктор Христенко подписали меморандум «Об углублении взаимодействия между Украиной и ЕЭК». Как сообщалось, документ был согласован в среду в Астане на встрече президента Виктора Януковича с главами стран—участниц Таможенного союза — России, Белоруссии и Казахстана (см. «Ъ» от 30 мая).
Подписание документа вызвало волну недовольства со стороны оппозиции. «Меморандум — это, по сути, сдача национальных интересов Украины... Подписание интеграционных документов с Таможенным союзом исключает заключение соглашения об ассоциации с ЕС»,— заявили, в частности, в партии УДАР, потребовав от премьер-министра обнародовать меморандум.
В субботу в ответ на многочисленные обвинения в адрес правительства в проведении непрозрачной политики текст меморандума был опубликован на сайте Кабинета министров. Из документа следует, что опасения оппозиции были напрасными. Меморандум не противоречит обязательствам Украины перед Евросоюзом и не препятствует подписанию соглашения об ассоциации. Более того, он вообще не возлагает на Украину каких-либо обязательств. «Настоящий меморандум не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом»,— подчеркивается в заключительной части документа.
В его основной части также не упоминается о каких-либо обязанностях сторон. Украина получает лишь некоторые права, но их выполнение не гарантируется второй стороной. В частности, участие страны в работе органов ЕЭК не является автоматическим. В меморандуме подчеркивается, что Украину будут допускать только на открытые заседания, но исключительно по официальному приглашению ЕЭК и при отсутствии возражений стран—членов ТС — любое государство сможет заблокировать присутствие украинского представителя.
«Это (сотрудничество в рамках меморандума.—«Ъ») даст очень многое. По сути, на предварительной стадии (позволит.—«Ъ») знакомиться с проектами решений, которые готовятся в ТС»,— заявил в Минске Николай Азаров. Однако текст подписанного им документа не подтверждает эти слова. О проектах документов там не упоминается — в меморандуме лишь утверждается, что Украине будут предоставляться копии принятых решений, «за исключением документов, содержащих информацию ограниченного распространения». Работа Украины в ЕЭК будет проходить «без права участия в принятии решений», подчеркивается в документе. Решения, которые ТС обещает предоставлять Киеву, доступны и сегодня — они обнародуются на сайте ЕЭК.
Как прогнозировал «Ъ» (см. номер от 28 мая), формальный статус наблюдателя в Евразийской экономической комиссии Киеву также не предоставлен — констатируется лишь «желание Украины стать наблюдателем при Евразийском экономическом союзе» без гарантий получения данного статуса. Евразийский экономический союз с более высоким уровнем экономической и политической интеграции членов, чем в ТС, будет создан не ранее 2015 года, план его формирования еще не разработан.
В ответ на право ограниченного участия в работе Таможенного союза Киев декларировал намерение «соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов ТС и Единого экономического пространства». Эта формулировка, добавленная по настоянию ЕЭК, подтверждает декларативность документа.
Украина не сможет придерживаться принципов ТС — это становится юридически возможным только в случае присоединения государства к организации и ратификации ее договорной базы. Например, в ст. 2 основополагающего договора «О комиссии Таможенного союза» указан «принцип... добровольной поэтапной передачи комиссии части полномочий государственных органов».
Меморандум не содержит и рекомендаций Украине проводить консультации с Таможенным союзом по вопросам, вызывающим опасения. Санкции для сторон, уклоняющихся от буквального соблюдения подписанных договоренностей, документом не предусмотрены.
Украина связывала с данным документом большие ожидания — Киев настаивал на предоставлении полноценного статуса наблюдателя с гарантией доступа к проектам решений ТС и правом совещательного голоса. Ожидалось, что ТС внесет изменения в свои уставные документы, предусмотрев возможность такого сотрудничества. В ТС отмечают, что процесс еще может быть продолжен, если Киев будет готов к дальнейшей интеграции. «Это первый шаг, важный шаг, нужный шаг, и мы ему очень рады. Но он может стать последним, если ничего больше не сделать» — заявил в Минске российский премьер Дмитрий Медведев.
Пока заявления сторон дают основания сделать вывод, что между ТС и Украиной нет взаимопонимания ни о перспективах сближения, ни о задачах нынешнего участия Украины в работе ТС. По словам Николая Азарова, Киев стремится присутствовать на заседаниях ЕЭК и знакомиться с документами, чтобы определить, к какой части договоров ТС может присоединиться. Дмитрий Медведев на это возразил, что ТС не допускает частичного присоединения, и от Украины ждут «ряда весьма сложных, подчас непопулярных решений». «Причем нужно принять все решения, а не только часть»,— добавил глава российского правительства.
Хотя меморандум между Украиной и ЕЭК в нынешней форме носит декларативный характер, его принятие обеспокоило Евросоюз. Глава МИД Литвы Линас Линкявичус, находившийся с визитом в Киеве, выразил удивление тем, что Украина, несмотря на задекларированное стремление к евроинтеграции, заранее не проинформировала ЕС о готовящемся соглашении (интервью господина Линкявичуса см. в завтрашнем «Ъ»).
Киев попытался исправить ситуацию постфактум — в пятницу вечером европейских послов пригласили в администрацию президента и заверили, что Украина не отклоняется от европейского вектора, а в субботу президент Виктор Янукович провел телефонные переговоры с президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлом Баррозу, рассказав ему о содержании подписанного меморандума.