Кому выгодна радикализация украинского общества

«Антифашистская» риторика власти и регулярные провокации радикально настроенных групп поляризуют украинский электорат.

«Антифашистская» риторика власти и регулярные провокации радикально настроенных групп поляризуют украинский электорат. Кому на руку обострение политической ситуации в стране, выясняла DW.

За два года до президентских выборов настроения в украинском обществе становятся все радикальнее. И если раньше этот радикализм проявлялся лишь в политических пристрастиях избирателей, то сегодня эксперты говорят о более опасном явлении - сознательном внедрении инициированной политиками определенной стратегии, или, как сейчас принято говорить, политтехнологии, ведущей к эскалации насилия.

Украинская власть связывает эту эскалацию с появлением в парламенте националистской партии «Всеукраинское объединение «Свобода». Однако драки в Верховной раде, шокировавшие жестокостью и драматичными последствиями, депутаты президентской Партии регионов провоцировали еще задолго до появления в парламенте националистов из «Свободы». «Партия регионов Виктора Януковича - это политическая машина: антидемократическая, коррумпированная и склонная к насилию в гораздо большей степени, чем «Свобода», - констатировал еще год назад американский политолог Тарас Кузио.

В марте 2013 года лидер парламентской фракции Партии регионов Олег Ефремов назвал коллег из оппозиции «неофашистами», что мгновенно спровоцировало очередную драку между депутатами в Верховной Раде. А в мае по крупным городам Украины прошла акция «В Европу - без фашистов». Апогея этот «антифашистский марш» достиг 18 мая в Киеве, когда политические активисты, по всей видимости, поддерживающие правящую партию, совершили нападение на журналистов. В тот день в украинской столице обошлось без жертв, но что будет дальше?

-- Отвлекающие маневры

«Общество становится все более радикальным, первые физические столкновения уже произошли - как со стороны молодых людей, нанятых Партией регионов, так и со стороны «Свободы», - поделился своими наблюдениями немецкий политолог Андреас Умланд (Andreas Umland) . По его мнению, причин радикализации населения несколько. Одна из них - рост агрессивности и обострение национального и языкового противостояния. «Этому, очевидно, способствует само правительство, - подчеркивает эксперт. - Ведь конфронтация правительственной партии с националистами отвлекает внимание общественности от социально-экономических проблем».

Жители Украины воспринимают ситуацию острее. Так, оппозиционно настроенные журналисты даже вышли на акцию протеста с требованиями к правоохранительным органам расследовать избиение коллег 18 мая в Киеве. Общественные деятели не исключают дальнейшей эскалации насилия, причем, в самое ближайшее время. «Системное «изнасилование» населения началось с морального насилия», - говорит главный редактор независимого культурологического журнала «Ї» Тарас Возняк. По его мнению, это заключалось в том, что нынешняя власть в качестве стратегии общения с народом сознательно выбрала полное его игнорирование. Пример решения политических вопросов посредством физического насилия подают сами депутаты. «Это был четкий сигнал обществу: вот, что будет с теми, кто нам не нравится, - говорит редактор. - Дьяволов выпустили из клетки».

-- Радикализация по сценарию власти

Как немецкий политолог, так и украинские эксперты считают, что физические столкновения на фоне политических противоречий - это воплощение в жизнь политтехнологического сценария, за которым стоят конкретные политические силы. А радикализация общества - один из основных его аспектов. Однако если лагерь украинских националистов радикален по своей природе, то в партии Януковича радикализм культивируется искусственно. «Партия регионов гораздо менее идеологизирована, чем «Свобода» и «Батькивщина». Радикализацию она использует как метод для отвлечения внимания от собственных неудач и провалов», - считает политолог Андреас Умланд.

Плодородную почву для политической радикализации обеспечивает поляризация общественных настроений. Но если раньше во главу угла ставился вопрос статуса украинского и русского языков, который регулярно заострялся перед парламентскими и президентскими выборами, то сегодня партия, находящаяся у власти, разыгрывает антифашистский сценарий. «Таким способом Виктор Янукович мобилизует свой электорат к президентским выборам 2015 года», - объясняет политолог Алексей Гарань. А его коллега из Германии Умланд добавляет: «Партия регионов нивелирует понятия «фашизм» и «неонацизм» и использует их манипулятивно».

По словам экспертов, в традиционном «западном» понимании объединение «Свобода» не является неонацистской партией. В то же время, ее небезосновательно называют радикальным правоэкстремистским и ультранационалистическим объединением, деятельность которого также способствует расколу общества. Эксперты считают, что официальная власть намеренно подменяет значение этих понятий, чтобы дополнительно обострить ситуацию.

«Для значительной части членов Партии регионов фашизм - это вышитая сорочка и украинский язык. Власть абсолютно не интересует истинный смысл этих понятий, так как она использует их с политтехнологической целью, - говорит Гарань. - Однако, разыгрывая эту карту, Партия регионов не понимает, что подрывает доверие к Украине в Европе. Ведь европейские журналисты и депутаты Европарламента в таких украинских тонкостях не разбираются».

-- «Спаринг-партнер» для Януковича к следующим выборам

Украинская власть может разыгрывать «антифашистскую» карту еще с одной целью, полагают эксперты. Она пытается вывести во второй тур грядущих президентских выборов конкурента, чья «весовая категория» будет наиболее выгодна нынешнему президенту. «Если судить по сегодняшним рейтингам, то видно, что в 2015 году Янукович проиграет Виталию Кличко, Арсению Яценюку и даже Юлии Тимошенко, - поясняет Гарань. - Зато у Олега Тягнибока (лидер партии «Всеукраинское объединение «Свобода». - Ред.) Виктор Янукович выиграет, поэтому для президента он - самый простой «партнер».

Эта стратегия однажды уже сработала - в 1999 году появление во втором туре президентских выборов Украины коммуниста Петра Симоненко обеспечило победу Леониду Кучме. «Похожая ситуация сложилась во Франции в 2002 году, когда конкурентом тогдашнего президента Жака Ширака во втором туре стал лидер Национального фронта Жан-Мари Ле Пен», - напоминает Андреас Умланд. Разумеется, рейтинги могут измениться. Однако уже сейчас видно, что участие во втором туре радикально настроенного оппонента прибавляет Януковичу шансов на победу, уверен немецкий политолог.