Послание подальше

Виктор Янукович обнародовал свое видение будущих реформ в Украине

Вчера президент Виктор Янукович заочно обратился к парламенту с ежегодным посланием. Согласно традиции, введенной в 2011 году, личное послание главы государства заменено обширным экспертным докладом. Документ по большей части подчеркивает достижения власти, хотя в ряде ключевых моментов противоречит позиции президента и правительства. Особого внимания заслуживают разделы, подготовленные с участием администрации президента,— так, послание предсказывает изменение нынешнего закона о референдуме и введение новых форм народовластия.

Обязанность главы государства ежегодно обращаться к парламенту с посланием предусмотрена Конституцией. Но поскольку в тексте основного закона нет требования о личном присутствии главы государства на заседании Верховной рады, все три последних украинских президента — Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович — время от времени отказывались от посещения парламента.

Виктор Янукович еще более упростил процедуру — с 2011 года посланием называется не текст обращения президента к народным депутатам от первого лица (как это было при всех его предшественниках), а книга, подготовленная Национальным институтом стратегических исследований,— ранее она называлась экспертным докладом и являлась дополнением к посланию главы государства.

В кратком вступительном слове к посланию-2013 за подписью Виктора Януковича отмечается, что основной задачей Украины является ускорение реформ. За минувший год, по мнению главы государства, реформы доказали свою эффективность. «Украина уверенно идет по непростому пути преобразований,— утверждает глава государства.— Нам удалось сдержать негативное влияние европейской депрессии. Во многих странах Европы уровень жизни населения существенно снизился, в Украине удалось этого не допустить».

Основная часть послания посвящена экономическим вопросам (о прогнозируемых изменениях в бюджетной сфере см. стр. 6). Авторы документа признают, что ситуация в экономике по ряду показателей внушает опасения. Тем не менее они уверены в стабильности гривны: «В отличие от 2008 года, отсутствует неадекватная переоценка гривны». Это, впрочем, не означает, что валютный рынок будет лишен волатильности — в послании президента Нацбанку предлагается отказаться от фиксированного курса доллара и «перейти к курсообразованию на основе корзины валют».

Отдельное внимание уделено сектору энергетики, энергосбережению и поиску альтернативных путей поставки природного газа. «Наиболее реальным способом диверсификации остаются поставки из ЕС»,— признают авторы документа. Надежды на снабжение Украины сжиженным газом отошли на второй план — строительство LNG-терминала, говорится в послании, является лишь «дополнительным способом диверсификации». Более того, из доклада следует, что в Кабмине вовсе не уверены в целесообразности строительства терминала на Черном море. «Одним из альтернативных вариантов является использование турецкого терминала в Мраморном море... с задействованием газотранспортных мощностей Румынии и Болгарии»,— отмечается в документе.

Внутриполитический раздел послания посвящен «развитию и эффективному функционированию институтов народовластия». Коллектив авторов, в число которых включен советник президента Андрей Портнов, уделил основное внимание вопросам референдума и других форм реализации воли избирателей в обход Верховной рады.

Следует отметить, что в прошлогоднем послании президента (обнародовано в июле 2012 года) также была ссылка на такую инициативу — предлагалось ввести «право граждан на всеукраинском референдуме определять и изменять конституционный строй, принимать законы и вносить в них изменения». Как известно, в ноябре 2012 года Верховная рада голосами Партии регионов и сотрудничающих с ней депутатов приняла без обсуждения закон «О референдуме», который ввел указанные механизмы.

На сегодня закон «О референдуме» является объектом критики оппозиции, независимых экспертов и международного сообщества. Он также стал предметом рассмотрения в Конституционном суде — у народных депутатов оппозиции возникли сомнения в соблюдении процедуры принятия документа и конституционности ряда его ключевых норм.

Из послания президента следует, что сейчас ведется разработка нового закона о референдуме — в документе детально описаны его основные положения. Норма о возможности утверждения законов на референдуме должна быть сохранена и существенно расширена. Данный раздел стал одним из немногих, где подчеркивается, что в нем отражено не только мнение экспертов, но и позиция Виктора Януковича. «Уже сейчас можно говорить о совпадении позиций главы государства и парламента»,— утверждает документ, напоминая, что ключевые парламентские силы в ходе предвыборной кампании также поддерживали усиление народовластия.

Авторы послания рекомендуют «установить, что законы, принятые на всеукраинском референдуме, можно изменять по обычной парламентской процедуре не ранее чем через пять лет или конституционным большинством в Раде следующего созыва».

Предлагается предусмотреть для парламента возможность избежать такой процедуры — для этого Рада должна до дня всенародного голосования сама рассмотреть и принять вынесенный на референдум законопроект. В этом случае закон можно будет позже изменить или отменить по обычной процедуре.

Кроме того, предложено ввести «народную законодательную инициативу» — возможность регистрации законопроекта в Раде за подписями не менее 80 тыс. избирателей. Помимо этого, авторы послания президента высказываются в поддержку «народного вето» — права народа отменять на референдуме принятый парламентом закон. При этом не уточняется, должен ли быть ограничен тип таких законов, в частности можно ли отменять законы о ратификации международных договоров.

В других частях главы, посвященной вопросам внутренней политики, также есть ряд нововведений, но отсутствует упоминание о том, что все эти тезисы поддерживаются президентом. Более того, некоторые положения документа противоречат официальной позиции властей. Так, среди прочего предлагается «интенсифицировать работу над созданием Избирательного кодекса (от местных выборов к выборам президента и Верховной рады), который дал бы возможность сформировать единую инфраструктуру избирательного процесса, унифицировать большую часть электоральных правил и процедур», при этом в послании признается, что в действующем избирательном законодательстве существует ряд проблем.

Как известно, Избирательный кодекс является одним из требований Евросоюза, однако в Министерстве юстиции неоднократно заявляли о нецелесообразности принятия всеобъемлющего закона.