Спецпошлины на легковые иномарки: не плачут лишь богатые
Спустя полтора месяца после введения пошлин на импортные автомобили эксперты подводят неутешительные итоги.
Спустя полтора месяца после введения пошлин на импортные автомобили эксперты подводят неутешительные итоги. Автоимпортеры объявили правительству бойкот и отказываются от новых поставок. Подробности - в материале DW.
Для защиты отечественного автопрома на Украине с 13 апреля были введены специальные пошлины на импортные автомобили. Так, пошлина на машины с объемом двигателя до 1500 кубических сантиметров составляет 6,46 процента, а на автомобили с объемом двигателя до 2200 кубических сантиметров - 12,95 процента.
-- Иномарки - предмет роскоши для украинцев?
По данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), с марта до середины апреля 2013 года на Украину ввезли на 300 процентов больше новых иномарок с объемом двигателя от одного до 2,2 литра, чем обычно. А уже в мае объемы поставок приблизились к нулю, говорит генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. Украинские автоимпортеры объявили бойкот в знак несогласия с решением Межведомственной комиссии по вопросам международной торговли, в середине марта 2013 года объявившей о введении трехлетней пошлины на импорт автомобилей.
«Мы хотим защитить интересы импортеров и покупателей, - говорит в интервью DW Олег Назаренко.- Если учесть другие налоги, то стоимость иномарок возрастет примерно на 8-15,5 процента. Это существенная сумма, если принять во внимание, что средняя цена автомобиля составляет около 19 700 долларов».
Пока цены на легковые иномарки в украинских автосалонах увеличились на три - пять процентов. Директор компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий в интервью DW объяснил это тем, что на рынке сейчас одновременно присутствуют автомобили с ценами, установленными до и после введения спецпошлины. «Салоны еще не продали свои апрельские запасы, а когда они будут продавать иномарки, ввезенные после 13 апреля, то их никто не будет покупать», - уверен он. По словам Омельницкого, иномарки подорожают на полторы-три тысячи долларов уже к середине лета.
И Назаренко, и Омельницкий не исключают, что спрос на малолитражки может значительно упасть, а импортерам придется переориентировать свой бизнес на дизельные автомобили или машины с объемом двигателя, не облагаемые пошлиной.
-- Падение объемов импорта
Падение объемов импорта, по подсчетам Немецкой группы советников при правительстве Украины, может составить от пяти до десяти процентов. В обнародованном в апреле отчете эксперты приходят к неутешительному выводу: с учетом того, что импорт автомобилей с объемом двигателя до 2,2 процента составляет 60 процентов от всего автомобильного импорта на Украине, экономика страны понесет весьма ощутимые убытки. В свою очередь эксперты Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров надеются, что если чиновники проанализируют статистику бюджета, они прислушаются к мнению специалистов и отменят спецпошлину.
«Поступления от импорта легковых автомобилей раньше занимали третье место после импорта нефти и газа, - говорит Олег Назаренко. - С каждой машины до введения спецпошлины в госбюджет перечисляли от 5 до 6 тысяч долларов. Только в апреле, например, поступило 120 миллионов долларов. Но после апрельских нововведений такого «урожая» уже не будет».
-- Пошлины на иномарки - временные меры?
Спецпошлины на легковые автомобили с объемом двигателя до 2,2 литра в украинском правительстве называют временными мерами, направленными на защиту отечественного производителя и на реанимацию украинского автопрома. По данным ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», в последние годы отечественные автозаводы потеряли более 30 процентов внутреннего рынка, и сейчас их производственные мощности задействованы лишь на 20 процентов. Положительных изменений для отрасли в «Укравтопроме» ожидают уже во второй половине 2013 года, сообщила DW пресс-секретарь ассоциации Анастасия Кара.
Впрочем, по мнению экономиста Владимира Соболева, увеличение объемов производства за счет ограничения импорта не поможет украинским автомобилям стать лучше иномарок. «Украинские автостроители, как и все другие отечественные отрасли, страдают от низкой производительности труда, большой энергоемкости производства,»откатов» и теневого импорта», - считает эксперт. Именно с такими факторами, по мнению Соболева, и следует бороться в первую очередь.
Решение о введении спецпошлины на импортные легковые автомобили вызвало критику со стороны Всемирной торговой организации (ВТО). Как сообщает Немецкая группа советников при правительстве Украины, вскоре в Киеве начнутся консультации, в ходе которых Украина должна убедить экспортеров из ЕС, Японии, России, Кореи, Турции и США в том, что она не нарушает правила ВТО. Если аргументы не убедят украинских партнеров, то Киеву придется предложить им компенсации. И не исключено, что украинскому правительству придется защищать своих автостроителей за счет других отечественных производителей или отменить спецпошлины. В противном случае ВТО может применить санкции против Украины.