Николай Азаров: А в чем, собственно, обвиняют госпожу Тимошенко?

Эксклюзивное интервью премьер-министра Украины Николая Азарова RFI

Премьер-министр Украины Николай Азаров побывал 17 июня на 50-м Аэрокосмическом салоне в Ле Бурже под Парижем, где, в частности, была представлена украинская авиатехника. В эксклюзивном интервью радиостанции RFI он прокомментировал перспективы франко-украинского диалога и сотрудничества в области авиастроения, космоса, а также дело Юлии Тимошенко, на освобождении которой до саммита в Вильнюсе 29 ноября настаивает Евросоюз. «Это вопрос не ко мне, это вопрос к судебной системе», — сказал в частности премьер-министр Украины, указав, что в Киеве ожидают ответного шага ЕС, а именно, подписания договора об ассоциации во время саммита в Вильнюсе.

Мы встретились с главой украинского правительства в павильоне авиастроительного концерна «Антонов» в Ле Бурже и он любезно согласился ответить на наши вопросы.

RFI: Если профессиональный геолог прибывает на аэрокосмический салон, значит, здесь есть, что покопать?

Николай Азаров:
Прежде всего, я приехал для того, чтобы поддержать своих авиастроителей, свои предприятия, которые работают в аэрокосмической области, и мне было очень приятно, что после показа нескольких образцов французской техники, в том числе и аэробуса А400 первыми взлетели в небо наш авиатранспортный самолет Ан70 и наш самолет Ан158. Я не хочу обижать хозяев Ле Бурже, но мне представляется, что Ан70 продемонстрировал более высокие летно-технические характеристики в полете. Эта машина, конечно же, опережает А400, является более совершенной, и мы сейчас приложим все усилия, чтобы эта машина вошла в серию. Для нас это тот высокотехнологичный товар, который найдет спрос на мировых рынках и позволит нам и дальше развивать наше авиастроение.

Космическое сотрудничество

— Из уст главы правительства такая высокая оценка национальной модели самолета естественна. Вопрос по поводу сотрудничества в области высоких технологий. Украина входит в первую пятерку стран по числу космических запусков. В Украине существует центр дальней космической связи в Евпатории, а также существуют разработки в области загоризонтной радиолокации. Что может предложить Украина Франции и Европе в целом в космической области, хотя предыдущий старт украинской ракеты был неудачным, аварийным?

— В таком деле как запуски иногда бывают отказы, но эти отказы являются нетипичными. Мы совершили сотни запусков, а отказы — это единичные случаи. Сейчас мы готовимся запускать очередной южно-корейский спутник нашей ракетой. Я уверен, что всё пройдет нормально.

— А откуда будет произведен запуск?


— Запуск будет с одного из космодромов в России. Я думаю, что наше сотрудничество с Россией в этой области является интересным и стабильным. Теперь относительно возможного сотрудничества Франции и Украины. Украина располагает всем комплексом разработки и производства и самолетов и космической техники от начала проектирования до серийного производства. Салон Ле Бурже очень отчетливо показал, что, несмотря на сложные годы, которые мы переживали, нам не только удалось сохранить те достижения, которые мы имели, но и значительно их развить. Особенно это современные способы локации, как вы отметили. Поэтому необходимо сотрудничество между нашими странами. Ваши специалисты должны хорошо знать наши возможности, и именно поэтому сегодня я пригласил премьер-министра Франции посетить Украину с визитом. Я уверен, что вместе с ним приедет большое количество специалистов, которые смогут найти взаимовыгодные области сотрудничества.

Газ и ядерная энергетика

— Уже более трех лет идут переговоры о снижении тарифов на поставки газа из России. Вы говорили, что не исключаете снижение зависимости Украины от внешних энергетических поставок максимально. Вы также говорили о том, что ядерная энергетика сегодня, несмотря на Чернобыльскую катастрофу, это как компьютер, это то, без чего нельзя жить. Франция является ведущим производителем технологий в области ядерной энергетики. Если ли наметки сотрудничества с Францией в энергетической области?


— Я хочу напомнить о том, что после Чернобыльской аварии Украина построила два атомных энергоблока. Это второй энергоблок на Хмельницкой атомной станции и четвертый блок на Ровенской АЭС. Так образом мы подтвердили своё стремление развивать атомную энергетику, прекрасно понимая, что альтернативы этому нет. В этом смысле мне понятна политика Франции, которая располагает почти пятьюдесятью атомными энергоблоками. Второе: сейчас мы начали работы по созданию завода по обогащению урановой составляющей, производства полуфабрикатов, необходимых для изготовления тепловыделяющих изделий для работы атомных станций. Таким образом, мы развиваем свою атомную энергетику, для нас представляется целесообразным сотрудничество, в том числе с Францией в области, прежде всего, повышения безопасности эксплуатации атомных станций и в других областях. Наш потенциал, который измеряется очень скромной цифрой — два с половиной миллиарда долларов товарооборота — он абсолютно не отвечает возможностям такой крупной страны как Франция и такой крупной европейской страны как Украина. Мы готовы приложить все усилия для развития наших торгово-экономических отношений.

О деле Тимошенко

— В прошлую пятницу зам главы представительства ЕС в Киеве Мария Юрикова заявила о тех препятствиях, которые Украина должна преодолеть на пути европейской интеграции. Она отметила, что ЕС продолжает настаивать на трех основных приоритетах, в том числе, Украина «должна решить вопрос с политически мотивированными уголовными делами». Ранее посол ЕС в Украине заявил, что в Европе ждут, что вопрос об освобождении Тимошенко был решен до саммита ЕС-Восточное партнерства в Вильнюсе в конце ноября. Тимошенко будет освобождена до конца ноября?

— Прежде всего, это вопрос не ко мне, это вопрос к судебной системе. Им надо понимать, что в каждой стране действует судебное законодательство. Мы не задаем вопроса, например, к Франции относительно уголовного преследования бывшего президента Саркози...

— Но там все прозрачно.

— А у нас что не прозрачно?

— В Европе это считают «избирательным правосудием».

— Судебный процесс абсолютно открытый, все материалы судебного процесса тоже открыты. Каждый, кто хочет поинтересоваться, а в чем, собственно, обвиняют госпожу Тимошенко, может также поинтересоваться и может так же как во Франции получить доступ ко всем материалам. Кстати, недавно во Франции вышла книга немецкого журналистна на французском языке относительно госпожи Тимошенко.

— Автор — это человек, который работал в ШТАЗИ, если не ошибаюсь?

— Это не важно, где он работал. Важно, что он пишет правду. Можно сколько угодно дебатировать на эту тему, но корень проблемы заключается, прежде всего, в нарушениях законодательства, которые допустила Тимошенко. Как реагировать на эти нарушения законодательства — это суд решает, не премьер-министр. Я думаю, во Франции премьер-министр тоже не вмешивается в судебные дела...

— В Европе проводят параллель не с Францией, а, скорее, с Россией и делом Ходорковского, который сидит по экономическому преступлению и будет сидеть. Значит ли это, что Тимошенко будет сидеть?

— Я такого не сказал. Я сказал только то, что этот вопрос должен быть адресован не ко мне, а к нашей судебной системе. Только суд может решить, освобождать ее или не освобождать.

О франко-украинском сотрудничестве

— Между Украиной и Францией был подписан в последние годы ряд соглашений. Недавняя «Дорожная карта», а также совершенно исключительное соглашение о сотрудничестве в области кино. Во Франции проживает украинская община, работала украинская библиотека. А Франция в Украине имеет одну из самых разветвленных сетей организаций культурного сотрудничества... Как вы оцениваете уровень культурного сотрудничества между Парижем и Киевом сегодня?

— На Украине любят культуру Франции, историю Франции. Желание развивать наше сотрудничество не только в области экономики, но и в области культуры, оно присуще многим слоям нашего народа. Недавно посол Франции в Украине открывал выставку художников Бретани, великолепная выставка, был полный аншлаг. Я был на открытии этой выставки, и мы с ним договорились, что такие выставки должны стать частыми, периодичными. Во Франции, например, мало знают искусство украинских художников — а у нас есть великолепные мастера — и поэтому можно было бы обмениваться такими выставками. У нас развито театральное искусство, балет, опера.

Сотрудничество во всех областях должно развиваться гармонично. И когда нам задают все время одни и те же вопросы, которые набили оскомину, возникает впечатление, что кроме этих вопросов больше никого ничего не интересует. Вот посмотрите: Украина создала лучший военно-транспортный самолет в мире, это страна богатейших возможностей и технических, и других. Поэтому сводить все к одному вопросу — на мой взгляд, это неправильно. Еще раз подчеркну: все зависит от наших партнеров. Если партнеры хотят видеть в Украине своего партнера, достойного партнера, то наше правительство готово развивать эти отношения. Если они не готовы — это их дело, Украина развивается и будет развиваться. У нас широко раскрыты глаза на весь мир. У нас прекрасное сотрудничество развивается со странами БРИК (Индией, Китаем и др.) Конечно, мы заинтересованы в европейской интеграции, но у нас есть хорошая пословица: «насильно мил не будешь». Мы предлагаем, но нужно ответное движение в нашем направлении. Мы ожидаем, что такое движение будет на саммите в Вильнюсе, где мы подпишем соглашение о политической ассоциации.

Об однополых браках

— Недавно во Франции был принят закон, разрешающий однополые браки, Россия теперь рассматривает возможность введения моратория на усыновление российских сирот французскими парами. Французы усыновляют детей и в Украине, помимо этого была полемика вокруг суррогатного материнства. Что вы думаете по этому поводу?


— Во-первых, это, прежде всего, внутреннее дело Франции, французского народа — определять, как ему дальше жить, какие законы принимать. Я не хотел бы тут занимать позицию критика, я достаточно терпимо отношусь к тому, что делается, хотя лично я не являюсь сторонником такого, скажем так, подхода. Моя культура, мои убеждения, не позволяют мне лично поддерживать это. Однако я абсолютно терпимо отношусь к тому, что делают другие страны, к тем решениям, которые они принимают. Инициировать мы ничего не будем, мы должны знать, прежде всего, позицию нашего народа, наших людей. Какая она будет, такие решения и будут приняты.

Перевод: inosmi.ru