ПАСЕ назовет Тимошенко политзаключенной (ДОКУМЕНТ)
Украина в ожидании Резолюции о разделении политической и уголовной ответственности
Летняя сессия ПАСЕ может стать для Украины ударом. Не явным, но в преддверии обещаний украинского правительства все же подписать Соглашение об Ассоциации – весьма значительным.
Сегодня, 27 июня, на заседании Комитета по юридическим вопросам и правам человека будет рассматриваться проект Резолюции относительно разделения политической и уголовной ответственности. Делам украинских политиков Юлии Тимошенко и Юрию Луценко в обосновании к документу отводится не меньше десятка страниц. На «ринге» в нелегкой схватке сойдутся представители оппозиции и власти от Украины. Задача первых – «заработать» для Тимошенко и Луценко статус политзаключенным. Задача вторых – сделать так, чтобы при принятии этой Резолюции уже в пятницу, 28 июня, эти две фамилии не упоминались.
Комитет по международным делам Сената США уже одобрил Резолюцию, в которой прозвучал призыв украинским властям освободить Тимошенко из заключения, «в основе которого были политизированные и избирательные обвинения», а также призыв к странам ЕС включить освобождение Тимошенко в качестве критерия подписания Соглашения об Ассоциации. Ее еще должен рассмотреть и утвердить полный состав Сената. Но документ ПАСЕ, в котором украинскую власть могут обвинить в неразделении политической и уголовной ответственности в рамках дел по Юлии Тимошенко и Юрию Луценко сам по себе может стать шлагбаумом на пути к Ассоциации.
Борьба за «наличие-отсутствие» фамилий украинских политиков в «репорте» уже началась. Докладчик по теме был определен еще в 2011 году – им стал представитель Нидерландов в Совете Европы Питер Омтцигт. Несколько дней назад его, по словам депутата от оппозиции Владимира Арьева, регионал Иван Попеску на заседании Политического комитета от имени всей украинской делегации попросил не упоминать в докладе Тимошенко. Но обман раскрылся. Украинская делегация в полном составе Попеску не поддержала. Доклад Омтцигта остался неизменным. Проект Резолюции пока тоже.
Отметив в начале части, посвященной украинским лидерам оппозиции, в качестве позитивных сдвигов помилование Юрия Луценко, докладчик перешел к ситуациям, которые по-прежнему вызывают недовольство у мирового сообщества.
В документе авторства Омтцигта Тимошенко представлена в качестве ключевого лидера оппозиции Украины и главного политического соперника действующего президента Виктора Януковича. Именно «газовое дело», за которое ЮВТ уже «мотает» срок за решеткой первым представлено в качестве примера незаконной криминализации политических решений. «Удивительно, но факт, что то, что Кабинет министров одобрил сделку через два дня (после ее заключения – «Главком») даже не упоминается в решении суда», - говорится в документе.
По мнению Омтцигта, это соглашение и так сыграло свою роль в президентской кампании 2010 года и принесло для Тимошенко определенные избирательные потери. Но личной финансовой выгоды ее в этом нет. Зато процессуальных нарушений – предостаточно.
Одно из них заключается в том, что высокопоставленные чиновники и политики еще до вынесения судом приговора говорили, что Тимошенко виновна. Сомнительна, по мнению автора документа, и независимость и беспристрастность судов. Судья Печерского суда Родион Киреев получил в обосновании такую характеристику: «Молодой судья первой инстанции имел только двухлетний опыт работы и до сих пор находится на испытательном сроке. Он систематически отказывал процедурным просьбам адвокатов Тимошенко, в том числе ходатайствам о переносе слушаний из-за проблем Тимошенко со здоровьем, о получении доказательств, слушании свидетелей со стороны защиты. Он даже отклонил запрос на добавление к материалам дела такого основополагающего документа, как спорный газовый контракт, основу состава преступления, без объяснения причин». Автор ставит под сомнение даже саму якобы автоматизированную систему произвольного выбора судей.
«Надуманный» повод для заключения Тимошенко в СИЗО, отсутствие времени для защиты ознакомиться с материалами дела, постоянные отказы адвокатам в ходатайствах, долгие судебные заседания, нарушение права на открытое судебное разбирательство и допуск «избранных» журналистов, постоянное видеонаблюдение за Тимошенко и выборочная публикация видео в Интернете – все это нашло место в обосновании к Резолюции.
Отмечает Омтцигт и случаи давления не только на саму Тимошенко, но и на ее адвокатов и политических союзников. В качестве примера приводятся случаи с Валерием Иващенко, бывшим и.о. министра обороны, и Евгением Корнийчуком, первым замом министра юстиции. «Жертвой слаженного судебного преследования» стал и главный правовой советник Тимошенко – Сергей Власенко. Обвинения бывшей жены после лишения его депутатского мандата могут стать предлогом для ареста. Причины прекращения защитником своих полномочий в качестве депутата Верховной Рады также поставлены под сомнение: «Ясно, что в отношении Власенко используется, по крайней мере, одна мера избирательного правосудия: как нам сообщили, несколько других парламентариев, которые принадлежат к правящей Партии регионов остаются активными членами коллегии адвокатов, и их статус, как парламентариев, под сомнение не ставится».
Также в документе говорится о давлении на Григория Немырю, другого политического союзника Юлии Тимошенко, и Евгению Тимошенко, ее дочь. Подробная информации, по словам автора, недавно была передана в Европейский суд по правам человека.
Возникновение новых обвинений против ЮВТ по ЕЭСУ автор прямым текстом связывает с «пониманием» украинской властью несостоятельности обвинения по «газовому делу. Омтцигт сравнивает Тимошенко с Ходорковским и отмечает, что на посту премьер-министра она провела ряд экономических реформ, которые угрожали «интересам украинских олигархов, которые были и остаются в союзе с нынешней властью».
В контексте дела об убийстве Щербаня автор вспоминает уже известного свидетеля Игоря Марьинкова, который видел Тимошенко в «Louis Vuitton» до момента, когда те еще не вышли на рынок, и чьи показания основаны на чужих словах. Остальные свидетели лучшей характеристики в документе не заслужили. К тому же автор удивился требованию стороны обвинения проводить открытые заседания на предварительном этапе. «Новый Уголовно-процессуальный кодекс позволяет это только в исключительных случаях, когда есть риск того, что свидетель не сможет потом явиться в суд в ходе судебного разбирательства. Но сторона обвинения не предоставила никаких причин для слушаний предварительных показаний в рамках открытого заседания. Основная цель, кажется, была измарать Тимошенко публично», - говорится в документе.
В преследовании еще одного соратника ЮВТ, бывшего украинского министра внутренних дел Юрия Луценко автор также усматривает политический контекст.
Кроме того, что Луценко также является популярным лидером оппозиции, в документе подчеркивается его отличное сотрудничество с докладчиками Ассамблеи, которые исследовали знаковое убийство украинского журналиста Георгия Гонгадзе. Омтцигт пишет о том, что на него лично Луценко произвел впечатление харизмой, чувством юмора, искренностью и острым чувством патриотизма. «Украина просто не может позволить себе держать такого человека за решеткой», - отмечает он.
Нарушения статьи 18 Конвенции, выявленные в деле Луценко Европейским судом по правам человека, как считает автор документа, должны были дать очень сильный сигнал украинским властям. Символическая компенсация – не решение проблемы. Тем более что все обвинения против экс-министра были основаны на нечеткой формулировке «злоупотребление служебным положением» и нарушают главные принципы разделения политической и уголовной ответственности. А при рассмотрении дел также был допущен ряд нарушений. В беспристрастности и независимости судьи Сергея Вовка, как говорится в документе, можно усомниться, как минимум из-за возбужденного против него уголовного дела. В справедливом правосудии Луценко фактически было отказано. «Чересчур усердное и избирательное преследование, злоупотребление предварительным заключением, несоразмерное наказание тяжести совершенного преступления указывают на существование политических мотивов в отношении его дела», - говорится в документе. А помилование не дало экс-министру полной реабилитации.
Все вышеизложенное вместе с критериями определения политического заключенного в Резолюции 1900 (2012), по мнению автора, ведет к тому, что Юлия Тимошенко и Юрий Луценко должны быть признаны «предполагаемыми политическим заключенным».