Лазаренко не пустит Тимошенко в президенты

Сможет ли экс-премьер баллотироваться из тюрьмы?

Пока Юлию Тимошенко готовят к выезду на лечение заграницу, некоторые ее бывшие и нынешние соратники намекают, дескать, Юлия Владимировна может поучаствовать в президентской гонке даже из-за решетки. Намедни подобный тезис повторил даже бывший министр внутренних дел Юрий Луценко.

Действительно ли Юлия Тимошенко могла бы стать президентом из тюрьмы, а если нет, то почему оппозиция не сделала ничего, чтобы этот сценарий можно было воплотить в жизнь?

-- Конституция разрешает

На самом деле, Конституция Украины никоем образом не ограничивает осужденных в их праве баллотироваться на президентских выборах. В 103 статье Основного Закона есть только три условия для кандидата - 35 лет и старше, проживает в Украине десять лет и владеет украинским языком. О судимости ни слова. Лишь статья 76 Конституции запрещает людям с непогашенной судимостью идти в Верховную Раду. Но это уже другая опера.

Казалось бы, адепты выдвижения Тимошенко правы. Конституция то у нас – это документ прямого действия. Но вся загвоздка в том, что в 9 статье закона о выборах президента таки прописали, что человека с непогашенной судимостью не могут выдвигать кандидатом в президенты Украины. И именно этой нормой наверняка воспользуется ЦИК, если вдруг Тимошенко подала бы свои документы на регистрацию.

Здесь возникает сразу несколько вопросов. Прежде всего, почему в 1996 году авторы Конституции разрешили осужденным баллотироваться в президенты, и почему в 1999-м, когда принимался действующий закон о выборах президента, им это делать запретили? И второй – если нормы Конституции являются нормами прямого действия, почему закон о выборах до сих пор не отвечает Основному Закону страны?

Авторы Конституции в 1996 году утверждают, что возможность участвовать в выборах президента людям с судимостью была оставлена осознано. То же касается и запрета для осужденных идти в Верховную Раду.

«В Конституцию в 1996 году норму о запрете баллотироваться в президенты с непогашенной судимостью не вписали только потому, что тогда никто не мог себе представить, что человек с судимостью отважится идти в президенты. Не думали, что общество готово избрать себе президента-уголовника. Плюс к этому, тогда было много политиков, репрессированных в советские времена. Это также подталкивало не прописывать норму в Конституцию», - рассказал «Главкому» нардеп первых шести созывов Верховной Рады, экс-министр юстиции и представитель фракции ПР в прошлом созыве Сергей Головатый.

Один из соавторов Конституции Виктор Мусияка предпочитает не говорить, почему в Конституции требования касательно судимости кандидатов в депутаты и президенты разнятся. «Почему так написано в Конституции уже говорить бессмысленно. Главное, норма закона о выборах президента противоречит норме Основного Закона, а ведь Конституция имеет большую силу», - считает Мусияка.

«Касательно депутатов имелся иной подход – была чистая мажоритарка, в 450 округах кандидатами были очень много граждан. Хотели поставить предохранитель, чтобы криминалитет не шел в депутаты», - объяснил логику законотворцев 90-х Головатый.

-- Все перекрутили из-за Лазаренко

Почему же так случилось, что в законе о выборах президента Конституцию перекрутили, поставив заслон для судимых?

Как сейчас Януковича юлит законами, чтобы убрать со своего пути Тимошенко, так же 14 лет назад делал и Кучма. У Леонида Даниловича был свой враг - тогдашний патрон Тимошенко - Павел Лазаренко. Закон о выборах президента был принят 5 марта 1999 года, а двумя неделями ранее Павла Лазаренко лишили депутатской неприкосновенности. Уголовное дело против него было открыто еще раньше, а он сам с 20 февраля 1999 был задержан правоохранительными органами США. Вот чтобы окончательно обезопасить себя от бывшего премьера на президентских выборах, Кучма протолкнул норму о запрете для судимых в закон.

«Появление в законе о выборах президента нормы о запрете баллотироваться судимым в 1999 году было связано только с одним историческим политическим персонажем – Павлом Лазаренко. Кучма не мог допустить, чтобы он принял участие в выборах, эта норма была выписана под него», - заверил «Главком» Сергей Головатый.

Соглашается с ним и участник тех событий, нардеп Владимир Бондаренко. «Конечно, эта норма тогда появилась из-за фактора Лазаренко. Действующий президент хотел, чтобы тогда Лазаренко точно не смог принять участие в грядущих выборах», - рассказал Бондаренко.

-- Отменить через Конституционный суд?

Как бы то ни было, говорить о возможности участвовать в президентской гонке из тюрьмы сейчас – пустопорожние разговоры. Закон это делать запрещает, и пока действует его норма, уповать на Конституцию нечего. Некоторые активисты, вроде Александра Данилюка, не так давно утверждали, мол, выезд Тимошенко заграницу – единственная возможность для Януковича не позволить ей пойти в президенты. Не поживи она год в Украине - нарушит требование к кандидату в президенты – десять лет быть в Украине перед днем голосования. Некая логика в этом могла быть, если бы, опять же, не закон о выборах президента. Ожидать, что ЦИК зарегистрирует Тимошенко в обход закона, руководствуясь только Конституцией, как минимум, глупо.

Даже конституционные юристы, которых никак не заподозришь в симпатиях к власти, утверждают, что без толкования Конституционного суда никто регистрировать Тимошенко кандидатом в президенты не станет.

«Эту норму можно и надо обжаловать в Конституционном суде. Ведь существует противоречие между Конституцией и законом о выборах президента. В Основном Законе нет запрета баллотироваться человеку с судимостью. Нельзя законом устанавливать то, что не предвидено в Конституции. Тем более сужать права, указанные в этой самой Коснтитуции. Но тут в любом случае нужно толкование Конституционного суда», - считает судья КС в отставке, известный ученый-юрист Николай Козюбра.

При этом он утверждает, что за все 14 лет действия закона о выборах президента никто так и не додумался оспорить норму закона о выборах президента в КС.

«В Конституции нет запрета, потому положение закона, в котором он есть, надо обжаловать. Здесь можно вспомнить принцип прямого действия норм Конституции, это может быть задействовано при составлении обращения в КС, как и много других аргументов. Но раньше эту норму закона в КС точно никто не оспаривал», - сообщил Козюбра.

Конечно, надеяться, что нынешний состав КС вдруг растолкует Конституцию вопреки воли Банковой, не приходится. Но хотя бы для галочки попытаться открыть дорогу Тимошенко к выборам можно.

«В принципе, обратиться в КС можно. Но на 200% можно быть уверенным, что решение будет о конституционности нормы о запрете баллотироваться для осужденных», - без особого энтузиазма предположил подачу иска в КС оппозиционер Владимир Бондаренко.

Но другой путь – отмена этой нормы закона о президентских выборах через парламент – дело куда фантастичнее, чем через КС. Собрать 226 голосов под это дело у оппозиции точно не получится, тем более, эту поправку еще должен подписать Янукович.

Хотя сама оппозиция могла бы здорово поиграть на этой теме. В последние несколько лет и Совет Европы, и Венецианская комиссия не единожды просила Украину отменить запрет на баллотирование в Верховную Раду людей с непогашенной судимостью. Ответ украинских чиновников был прост – это прописано в Конституции, и поменять это слишком сложно. Но ведь в ситуации с выборами президента и баллотированием осужденных в Конституции и менять ничего не нужно!

«Венецианская комиссия не раз обращала внимание, что норма о запрете людям с судимостью идти в депутаты не отвечает европейским стандартам. То же может касаться президента», - считает Николай Козюбра. Вот бы оппозиция и напрягла власть придумывать новую отговорку перед Европой. За подачу проекта закона никто по голове не даст. Но опять же, нужно ли это нынешним лидерам оппозиции, для которых Тимошенко на президентских выборах хуже самого черта?

Лучший тому пример – история с законопроектом бывшего бютовца Сергея Мищенко. Он уже разработал и зарегистрировал документ, которым предлагает убрать из законодательства запрет на участие в президентских выборах осужденных. И первыми, кто выступил против, стала сама оппозиция. Точнее - «Удар». Намедни ударовский юрист Валерий Карпунцов четко сказал – менять закон и пускать Тимошенко на выборы из тюрьмы нельзя. Очевидно, того же мнения все лидеры оппозиции, только вслух этого не говорят.