Смертельно опасная профессия
За последние три года в Крыму погибли пять мэров
В минувшие выходные было совершено нападение на мэра Феодосии Александра Бартенева. Чиновник, получивший огнестрельное ранение, позднее скончался в больнице. В милиции считают, что он стал жертвой грабителя, неофициально обсуждаются самые разные версии произошедшего: от земельного конфликта до личной мести. Это уже пятый случай гибели мэров в Крыму за последние три года.
Нападение было совершено в ночь на субботу в подъезде пятиэтажного дома, в котором проживает Бартенев. По словам жильцов, мэр вернулся домой в начале второго (журналистам соседи рассказали, что перед этим он сопроводил до гостиницы коллегу — депутата от правящей Партии регионов Юлию Левочкину, сестру главы президентской администрации Сергея Левочкина). Когда мэр зашел в подъезд, преступник выстрелил в него из обреза охотничьего ружья.
Выстрел был сделан в спину с близкого расстояния, дробью были задеты рука и легкое. Мэр сцепился с нападавшим, завязалась борьба. Как рассказал один из соседей, мужчины выкатились на улицу, после этого нападавший сбежал. Обрез он бросил на месте преступления.
На шум вышли соседи. Пострадавшему вызвали «скорую помощь». В больнице Бартенева прооперировали, однако спасти ему жизнь врачи в итоге не смогли.
По горячим следам задержать преступника не удалось. В милиции, впрочем, заявили, что уже располагают описанием его внешности, данные переданы постам ГАИ. Говоря о возможном мотиве нападения, начальник крымской милиции Михаил Слепанев заявил, что следствие рассматривает различные версии (в том числе убийство из-за профессиональной и коммерческой деятельности, а также из мести), однако склоняется к тому, что «преступление было совершено с целью завладения имуществом потерпевшего». По его словам, преступник отобрал у жертвы борсетку, в которой находилась некая сумма денег.
Альтернативную версию выдвинули соседи погибшего — они утверждают, что преступление может быть связано с его личной жизнью. Якобы у мэра, состоявшего в браке, «появилась другая женщина» и отношения с супругой оказались на грани развода. «Он все ходил подавленный из-за этого... В тот вечер мы слышали под окнами сначала разговор на повышенных тонах, а уже после прозвучал выстрел, — цитирует соседей "Комсомольская правда в Украине". — Вполне вероятно, что в него могли стрелять из-за дел амурных».
В свою очередь бывший начальник крымской милиции Геннадий Москаль, комментируя произошедшее, заявил, что убийство было заказным. В числе возможных причин он назвал земельные конфликты — в частности, конфликты между Феодосией и поселком Приморское из-за Золотого пляжа. «Крымское эхо» в связи с этим писало, что «горячечные страсти» из-за этого пляжа преследовали и предшественника Бартенева, ныне покойного Владимира Шайдерова. «Достаточно одним глазком посмотреть на Золотой пляж, чтобы убедиться в неуклонном росте на его территории пансионатов, гостиниц, кафе, баров, магазинов и прочих заведений по выкачиванию денег из отдыхающих, которые едва не смыкаются с Приморским, — отмечало издание. — Доходность Золотого пляжа гораздо выше многих других мест Восточного Крыма, поэтому интерес к нему выходит за пределы республики...»
В числе других возможных причин Москаль назвал контрабанду нефтепродуктов, «крышуемую» представителями власти, а также активизацию в Крыму преступной группировки некоего Белова. Сам Бартенев, как утверждает бывший начальник милиции, в прошлом входил в состав ОПГ и был известен по прозвищу Майор.
Имя Бартенева в криминальном контексте, кстати, упоминалось вскоре после «оранжевой революции». Тогда МВД Украины обнародовало список бывших и действующих чиновников, которые были приглашены в милицию для дачи показаний. В списке оказался и Бартенев (отмечалось, что он «более известен в криминальных кругах по прозвищу Майор» и что в милиции от него ожидают пояснений «по факту отчуждения в пользу коммерческих структур, соучредителями которых являются родственники Бартенева, девяти гектаров земельных угодий, принадлежавших Феодосийской нефтебазе»).
В Крыму в последнее время не проходит и года без гибели мэра. Летом 2010 года у подъезда собственного дома был убит мэр поселка Новофедоровка Олег Колодяжный. Его застрелили из автомата, в теле погибшего было обнаружено 14 пуль. Мотивом преступления в прессе называли конфликт из-за выделения земли в прибрежной зоне. Подозревали в убийстве и представителей чеченской преступной группировки. Предполагаемый киллер был задержан спустя два года в Литве, однако процесс его экстрадиции затянулся (из-за состояния здоровья задержанного, а также из-за других обвинений, которые выдвинуты против него в самой Литве). Заказчик преступления, как отмечают «Комментарии», официально не назван до сих пор.
2011 и 2012 годы были отмечены гибелью председателя Веселовского сельсовета (Судакский регион) Игоря Юшко и мэра поселка Малый Маяк Леонида Малыка. В обоих случаях причиной смерти официально было названо самоубийство, но обстоятельства предполагаемых суицидов вызывали вопросы. Юшко погиб в результате огнестрельного ранения в сердце из охотничьего ружья (рядом была найдена предсмертная записка, но коллеги погибшего версию суицида отвергали, заявляя, что он «наводил в регионе порядок и, возможно, расстроил чьи-то планы»). Малык в ноябре 2012 года выбросился из окна психиатрической клиники, куда его принудительно поместили (помещению в клинику предшествовало возбуждение уголовных дел, касавшихся незаконного выделения земельных участков).
Всего через полгода после этого был убит мэр поселка Симеиз Кирилл Костенко. Его застрелили из автомата в его же собственной машине. Преступление не раскрыто до сих пор, хотя в милиции и утверждают, что личность подозреваемого установить удалось. В прокуратуре при этом признали, что убийство заказное. Вероятным мотивом опять-таки был назван конфликт из-за земельных участков.
«Мотив, лежащий на поверхности, — писало "Зеркало недели", — это дорогая крымская земля, главный ресурс, за которым идут во власть, и главный мотив практически всех должностных преступлений в прибрежных поселках и городах».
Дерзкие убийства мэров украинская пресса неоднократно характеризовала как признак «возвращения лихих 1990-х». Некоторые из жертв, если верить СМИ, и сами имели весьма бурное прошлое. Погибший мэр Симеиза, в частности, по информации «Зеркала недели», в молодости занимался боксом у Александра Данильченко — одного из лидеров крымской ОПГ «Башмаки», а в 1998 году получил условный срок за разбой. По данным «Нового региона», тогда будущий мэр вместе с подельниками похитил мужчину с целью вымогательства. Жертву пытали раскаленным утюгом, а затем пытались утопить в море. Дело дошло до суда, но Костенко избежал тюрьмы благодаря неким «смягчающим обстоятельствам».
Сегодня в Крыму, как отмечает местный политолог Владимир Джаралла, основная часть бизнеса — особенно если речь идет о крупных сделках — осуществляется с нарушением закона. Это сопровождается коррупцией во власти и неэффективностью судебной системы. «Поэтому для защиты своих интересов вернулся принцип 1990-х годов, — констатирует он, — когда гарантией сделки становилась жизнь человека: либо ты выполняешь ее условия, либо ты компенсируешь убытки своей жизнью».