Дело Павличенко. Сдадут ли нервы у власти
Организаторы кампании «Свободу Павличенко!» обещают социальный взрыв, если суд оставит в силе приговор отцу и сыну
Скандальное дело Павличенко может вызвать новую волну массовых протестов. Уже завтра, 1 августа, Апелляционный суд перейдет к заключительной стадии рассмотрения жалобы отца и сына Павличенко на приговор. Дебаты и последнее слово Павличенко планируют «заслушать» в один день. Приговора суда, по данным некоторым источников, ожидать долго не придется, и вряд ли он будет оправдательным.
Как бы это ни прозвучало, но Дмитрию и Сергею Павличенко повезло. Конечно, их без особого труда подмяла под себя украинская судебная машина. Но, благодаря протестам простых людей, в частности болельщиков киевского «Динамо», их судьба теперь на виду у всех. На защиту осужденных спустя два года после их задержания продолжают выходить тысячи людей. В такой ситуации исказить истину в этом деле будет сложнее. Оправдает ли их Апелляционный суд, или подтвердит вынесенный ранее обвинительный приговор, еще не известно. Но процесс уже показал: общество готово стать на защиту отдельного человека.
-- Убийство судьи Зубкова
21 марта 2011 года в подъезде собственного дома был убит судья Шевченковского районного суда Киева Сергей Зубков. Правоохранители сработали быстро – уже через два дня в качестве подозреваемых были арестованы киевлянин Дмитрий Павличенко и его сын Сергей.
Предыстория этого преступления такова: некая голландская фирма «Гуйорд» начала скупать все квартиры в доме, где проживала семья Павличенко. Дмитрий продавать жилье отказался. И именно по одному из решений судьи Зубкова был демонтирован балкон и веранда в квартире Павличенко, а после демонтажа семью выселили – с передачей квартиры частной фирме.
Нападавших на судью видели несколько человек. Среди них – лифтер Алексей Наумец, который изначально свидетельствовал в сторону причастности Дмитрия Павличенко к убийству, но позже заявил, что тот на убийцу не похож, а на него во время опознания ранее давило следствие. Не подтвердили обвинения также и некоторые другие свидетели по делу. Однако 2 октября 2012 года Голосеевский районный суд вынес обвинительный приговор: Дмитрий Павличенко получил пожизненное заключение, а его сын – 13 лет тюрьмы.
Уже 7 ноября 2012 года Высшим специализированным судом Украины было отменено решение судьи Зубкова относительно квартиры Павличенко. А 14 января 2013 года Апелляционный суд Киева решил провести частичное судебное следствие в рамках рассмотрения жалобы семьи на приговор.
23 июля судебное следствие было закончено. На заседании среди прочего были оглашены результаты дополнительных судебно-медицинских экспертиз, которые Павличенко проходили еще в марте 2011 года. По версии обвинения: Павличенко-старший поранил руку, а его сын – ногу именно во время борьбы с судьей Зубковым в лифте. Адвокат Павличенко Татьяна Шевченко назвала выводы экспертизы «предсказуемыми», а эксперта – предвзятым.
Сейчас уже можно говорить, что дело вышло на финишную прямую – остались дебаты (их назначили на завтра - 1 августа), последнее слово и приговор.
-- Ультрас обещают новые акции
Дело семьи Павличенко могло остаться незамеченным для широких масс, как десятки и сотни других таких же процессов. Но сыграл один момент: Сергей был болельщиком киевского «Динамо».
Фанаты-ультрас первыми поднялись на поддержку. Внимание общественности к делу они пытались привлечь еще с июня 2011 года. Но масштабов акции набрали только после вынесения приговора. Фаны по всей стране объявили протест против произвола и несправедливого суда. Бессрочная акция «Свободу честным!» набирала обороты. На стадионах многих городов появились баннеры в поддержку семьи Павличенко. Баннер на матче чемпионата России вывесили даже фанаты московского «Спартака». Англоязычный баннер благодаря фанам португальского «Порту» появился на Лиге Чемпионов с «Динамо».
Осенью 2012 года в защиту осужденных на улицы Киева вышли 3,5 тысячи человек. С 10 по 15 января такие же акции протеста прошли в 20 городах Украины. По данным организаторов, в них приняли участие более 100 тысяч человек. Последний марш состоялся в апреле. Каждое заседание суда сопровождается менее численными, но все же акциями протеста.
Болельщики привлекают людей к участию в акциях не только в своей среде. «Главком» пообщался с организаторами кампании «Свободу Павличенко!» и выяснил технологию организации акций и маршей в защиту осужденных.
«Когда кто-то попадает в такие ситуации, мы всегда пытаемся помочь, - рассказывает участница кампании Ольга, пожелавшая скрыть свою фамилию. – Это дело – как плевок в лицо – настолько высосано из пальца: просто нашли в Интернете, кто был недоволен судьей, и сделали из него виновного». По ее словам, информация об акциях распространяется, прежде всего, по «своим каналам ультрас»: начиная от личного общения, открытых и закрытых интернет-ресурсов, и заканчивая объявлениями в мегафон на секторе во время футбольных матчей. Также в защиту Павличенко действуют группы в соцсетях, сайт theyarenotkillers.com и несколько «пабликов», которые ведут люди не из фанатской среды. Перед масштабными маршами, по словам одного из организаторов акций Артема Худолеева, участники печатают листовки и распространяют их в студенческих общежитиях и метро.
На многочисленные акции организаторы также отбирают ряд ребят, узнаваемых в фанатской среде, и формируют из них что-то вроде охраны. «Они равномерно распределяются по ходу колонны по бокам. И следят за тем, как все проходит. Если этот человек скажет кому-то, например: не перепрыгивайте через ограждения, переходите дорогу по переходу, их все слушаются. Потому что знают, что это за человек, и что он имеет право так говорить и давать какие-то распоряжения», - рассказала Ольга. В других городах схемы организации акций отличаются. По словам участницы кампании, «люди из какого-то города нам говорят, что готовы провести акцию, и в ответ мы им высылаем список рекомендаций, как делать определенные вещи, какие вещи лучше не делать». Однако, кроме Днепропетровска, ни один город не может похвастаться акциями численностью более тысячи человек.
Перед последним заседанием возле суда собралось около ста человек – в качестве способа оповещения организаторы использовали только соцсети. Однако дальнейшие протесты могут быть более серьезными. «Если по делу Павличенко будут минимальные сомнения относительно вины, а суд подтвердит ранее вынесенный приговор, власть ждет очень серьезное противостояние с улиц, - пообещал «Главкому» «свободовец» Игорь Мирошниченко, который неоднократно принимал участие в акциях в защиту Павличенко. – Я уверен, что болельщики могут заручиться поддержкой и из-за границы в том числе».
Сами участники кампании уже выразили недовольство проведением заседаний в Апелляционном суде. В случае подтверждения обвинительного приговора Артем Худолеев спрогнозировал более масштабные акции, чем в ноябре и апреле. «Десятки тысяч людей выйдут на улицы не только в Киеве. Если раньше акции по стране проходили не синхронно, то в случае несправедливого приговора все будет в один день», - пообещал он.
-- Политический подтекст?
Поддержать Павличенко и всех незаконно арестованных на акции часто выходят публичные люди: телеведущий Андрей Куликов, диссидент Евгений Сверстюк, лидер группы «Тень солнца» Сергей Василюк. Иногда акциям приписывают и политический контекст. Мол, выборы никогда не заканчиваются. Да и выросли эти акции от уровня массовых шествий до уровня стихийных концертов.
Акции и судебные заседания нередко посещают депутаты от партии «Свобода», а Игорь Мирошниченко ранее почти пять лет занимал пост пресс-секретаря сборной Украины по футболу. Однако выступают избранники всегда без партийных лозунгов.
Артем Худолеев отмечает, что политиков они не приглашают – нам поддержка не нужна. «Мы, действительно, общаемся с некоторыми политиками из «Свободы». Они приходят на акции, на судебные заседания – но как частные лица, и участия в организации никто из них не принимает. Мы сами со всем справляемся, и это касается всех этапов – от подачи заявления до каких-то технических моментов», - рассказал он.
Игорь Мирошниченко роль «Свободы» в акциях описывает витиевато: «Если люди хотят быть рабами – их проблемы. Мы всегда призываем отстаивать свои права. Если это нельзя сделать в суде, нельзя обратиться за защитой к милиции, мы призываем защищать страну и семью доступным способом – способом уличных протестов. Но мы не можем вывести людей на улицы. Мы можем их поддержать». Более конкретным оказался его коллега Андрей Ильенко. «Свобода» с первого дня начала акций принимает активное участие в них, - рассказал он. – Но по просьбе организаторов акции проходят без партийных флагов».
Уже на этих выходных представители кампании «Свободу Павличенко!» отправятся в Луцк на фестиваль украинского сопротивления «Бандерштат». Там они расскажут о результатах кампании. Среди приглашенных на фестиваль «лекторов» и гостей значатся экс-министр МВД Юрий Луценко, народные депутаты Олесь Доний и Николай Княжицкий, и другие известные общественные и политические деятели.
Об определенной поддержке акций «Главкому» рассказала участница кампании «Свободу Павличенко!» Ольга. «С политиками мы сотрудничаем умеренно, - отметила она. – есть ситуации, когда они нужны и помогают. Если сравнить их уровень «засветки» на акциях и уровень их реальной помощи в каких-то бытовых организационных моментах, то можно сказать, что светятся они меньше, чем помогают. Соотношение тут идет в сторону реальной помощи». В чем именно выражается эта помощь, Ольга раскрыть до конца не захотела: «Не хотелось бы уточнять. Ну, от банальных вещей – вот нам нужно 20 литров бензина для генераторов на концерт, например, и до интеллектуальной и моральной помощи. Я, например, с одним из политиков люблю советоваться – он всегда выслушает, расскажет варианты, как и что может быть. Не могу сказать, что поддержки много, но она есть». В целом же, организаторы акций пытаются избежать чрезмерной политизации.
-- Феномен дела Павличенко
Попытки протестов против беспредела правоохранительной системы в аналогичных случаях уже были, но они были немногочисленны и не ограничены во времени.
В ситуации с Павличенко роль сыграло несколько факторов. С одной стороны, примеров «штамповки» обвинительных несправедливых приговоров хватает. Достаточно вспомнить историю с пологовским маньяком, в убийствах которого под принуждением милиции сознавались многие. С другой стороны, футбольные фанаты – одна из наиболее консолидированных и организованных групп. Даже традиционная вражда между сторонниками некоторых футбольных клубов «уходит» на фоне, например, той же неприязни к милиции.
Нередко, оценивая шансы оппозиции вывести людей на новый Майдан, политологи сетовали на то, что для этого в обществе еще не «созрел» лидер. Однако акции в защиту семьи Павличенко не имеют единого лидера, здесь есть идея – добиться справедливости.
«С учетом того, что судам и милиции украинцы сегодня не доверяют, отец и сын Павличенко превратились в «народных мстителей». И это будет справедливо. Независимо от того, где они будут, в тюрьме или на свободе, их будут называть героями. Их пример будет вдохновлять других на борьбу», - спрогнозировал «свободовец» Игорь Мирошниченко.
Дело Павличенко и борьба ультрас «Динамо» имеет большое символическое значение. Феномен акций заключается еще и в том, что их организация шла «снизу» и только потом к ней начали подключаться политики.
Среди участников – уже давно не только фанаты. «Ужасные приговоры для отца и сына возмутили людей, которые не имеют отношения к фанатской среде, но следят за ситуацией», - рассказал «Главкому» Артем Худолеев. Общество радикализируется. Основное количество активистов сейчас – аполитичная молодежь от 15 до 30 лет. Но все чаще на акции, по словам организаторов, приходят не только школьники и студенты, но и «женщины в годах».
Если говорить о процентном взаимоотношении, то, по подсчетам организаторов, в дни судебных заседаний люди из не фанатской среды на акциях составляют около 10%, на масштабных маршах – их количество доходит до 40%.
Сегодня «Павличенко» - что-то вроде имени нарицательного. С транспарантами «Свободу Павличенко!» выходят и те, кто борется за права других незаконно осужденных. Недовольным украинским правосудием нужен был толчок. Дело Павличенко – уже независимо от того, каким будет вердикт Апелляционного суда, – им стало.