Внимание! Лаврский заповедник «сдается» в аренду (ДОКУМЕНТ)
Сооружения, оказавшиеся в компетенции Лавры, контролю не подлежат?
Киево-Печерский историко-культурный заповедник уже давно ассоциируется не только со «званием» наибольшего музея Украины, действующего на территории Лавры. Название комплекса то и дело поднимается на верхние строки новостных лент СМИ – то в контексте смены руководства, то «благодаря» делу «пропавших монахинь», то в связи с подменой предметов музейного фонда, о чем уже писал «Главком». Еще одна «ассоциация» с заповедником – бизнес-проект. Вполне успешный, и приносящий прибыль, естественно, только тем, кто стоит у его «истоков». В практику заповедника, благодаря попустительству правительства, уже давно вошло сдавать сооружения, находящиеся на его территории, в аренду. Контроля финансовых потоков, как после своего увольнения признавала даже экс-гендиректор Виктория Лесничая, нет. А угроз достаточно.
-- Заповедник сдает корпуса в аренду
В распоряжение «Главкома» попал документ, согласно которому Министерство культуры Украины дает Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику добро на передачу в аренду помещения памятки архитектуры национального значения – Кельи (корпус №4) 1720 года. Разрешение датировано 3 августа 2012 года и подписано еще экс-министром культуры, а ныне гендиректором дворца «Украина» Михаилом Кулиняком.
Официальный ответ - кому и на каких условиях была передана в аренду данная Келья - а также информацию об общем количестве помещений заповедника, переданных в аренду, арендаторах, условиях, сроках договоров, методах контроля и целях использования арендаторами этих помещений, заповедник так и не предоставил. На запрос «Главкома» на имя нынешнего гендиректора Любомира Михайлины от 26 июля 2013 г в соответствующем департаменте многообещающе отвечают: «На рассмотрении».
Экс-гендиректор заповедника Виктория Лесничая, покинувшая свой пост 9 августа 2012 года, также отказалась прокомментировать документальное разрешение, данное Министерством культуры. «Пусть министерство разбирается», - посоветовала она и, сославшись на совещание, прекратила беседу.
Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник был основан в 1922 году и получил статус национального в 1996 году. Является наибольшим музейным комплексом Украины, где сосредоточено 144 сооружения, 122 из которых – памятники истории и культуры. На территории заповедника также размещены Музей книги и книгопечатания, Музей украинского народного декоративного искусства, Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, Музей исторических драгоценностей Украины.
Однако в последние годы набирает обороты практика передачи сооружений заповедника в аренду. Келья, фигурирующая в документе, - далеко не единственный пример.
Только в июле этого года правительство передало 75 объектов Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника в бесплатное пользование Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.
По словам заместителя министра культуры Виктора Балюрко, все объекты, несмотря на передачу, останутся в госсобственности.
Теоретически законодательством даже предусматривается обратный путь: государство может возвратить имущество, если религиозная община неподобающим образом его содержит. Да и, согласно документу, попавшему в распоряжение «Главкома», ответственным лицом за сохранение памятки остается заповедник. А ключевым условием договора аренды должно быть определено обеспечение лицом, которому передается часть памятки, ее сохранение в соответствии с законом «Об охране культурного наследия».
Однако практически проконтролировать этот вопрос удается далеко не всегда.
-- Угроза со стороны монастыря
В целом, в том, что заповедник сдает определенные помещения в аренду, глава подкомитета по вопросам охраны и популяризации культурного наследия Комитета ВР по вопросам культуры и духовности Александр Бригинец ничего зазорного не видит. «Важен не арендатор, а цель аренды», - отметил нардеп в комментарии «Главкому». - Допустима и даже желанна практика, когда залы передаются в аренду для проведения каких-то выставок – например, славянской или украинской иконы, для организации музеев».
Однако на практике цели не всегда соответствуют духовной стилистике комплекса.
В 2012 году Киево-Печерский заповедник уже засветился на «пути к Европе» и попытке заработать путем сдачи территории под свадьбы и банкеты. Необходимая сумма для аренды открытой площадки, которую прошлым летом называли сотрудники, составляла не менее 10 тысяч гривен в день. «Когда кто-то хочет провести на территории заповедника банкет, можно обсуждать моральную сторону, но при понимать: уничтожить его за такой промежуток времени нельзя», - отмечает депутат.
Главное: чтобы при передаче объекта, имеющего историческую и культурную ценность, была возможность контролировать его сохранность в дальнейшем. В этом смысле, как ни странно, по мнению экспертов, самой опасной является аренда сооружений на длительное время не кем-то со стороны, а именно монастырем – как это обычно и бывает.
Отношения заповедника и непосредственно Лавры, как считает член Высшего Церковного Совета УПЦ КП Дмитрий Степовик, похожа на сказку о Красной шапочке и волке, «который сначала положил лапку, потом вторую, а итоге съел Красную шапочку». «Кое-кому из монастыря, который находится в нижней части Киево-Печерской Лавры, уже стало тесно, - отметил в комментарии «Главкому» известный религиовед. – Я беру во внимания и прямые заявления наместника монастыря митрополита Павла Лебедя, который говорит: наша цель – полностью забрать себе все 28 гектаров под монастырь».
Посягательств со стороны монастыря в ближайшем времени опасается Музей книги и книгопечатания. Там якобы уже заявили свои права на типографию, в здании которой размещен музей, и которая действовала при монастыре почти 300 лет еще с XVII века.
Дмитрий Степовик предрекает «агрессивное» наступление со стороны монастыря на территории заповедника с того момента, как будут «завершены настенные росписи Успенского собора, и он откроется для богослужений». «Для московского патриархата все эти музеи не имеют никакого значения. Они даже говорят: мы это выкинем, пусть ищут потом себе новые помещения», - сетует доктор богословия и советует, несмотря на постоянную смену руководства, обращаться в Генеральную Ассамблею ЮНЕСКО с меседжем, что на заповедник идет «наступление соседней державы». Территория Лавры, по словам эксперта, стратегическая: «28 гектаров в центре Киева в непосредственной близости от правительственных домов и выдающихся культурных центров».
Разрешения о сдаче сооружений заповедника в аренду, которые штампуются в правительстве, по мнению Степовика, несут угрозу. Во-первых, потому что с таким раскладом постоянных уступок монастырь в своих требованиях завтра может пойти дальше и затребовать, например, тот же «Мистецький арсенал» - под видом того, что там когда-то было церковное кладбище. Во-вторых, потому что сооружение, подпадающие в компетенцию монастыря – в случае аренды – становится невозможно контролировать.
В том же Трапезном храме (где на время работ в Успенском соборе на правах аренды проходят богослужения), памятке архитектуры, охраняемом ЮНЕСКО, сняли оригинальные железные окна и заменили на металлопластиковые. По словам архитекторов, они, кроме всего прочего, еще и не пропускают воздух – и в церкви нет вентиляции. Для того чтобы ввозить материалы для восстановления Успенского собора, в заборе вместо арки «сделали» дыру. Неоднократно СМИ писали и о свечном заводе, который расположился в оборонной башне малой Киево-Печерской крепости. Официально – его там нет. Неофициально – работают станки для изготовления свечей. Архитекторы заверяют, что завод разрушает памятник XIX века – производство не совместимо с охранными свойствами этого объекта. К тому же, башня стоит на горе над Днепром, и вибрация от производства способствует сдвигам.
Ситуация может усложниться в связи с зарегистрированным в Верховной Раде законопроектом, по которому Киево-Печерскую лавру могут передать в собственность Украинской православной церкви Московского патриархата. По мнению Александра Бригинца, наибольшая опасность для объектов, представляющих историческую и культурную ценность, как раз и состоит в передаче «в собственность с целью превращения помещения в закрытый религиозный центр». Куда будут иметь доступ только «представители одной не самой популярной в Украине религиозной группы», но не будет, как уже показал опыт, контроля со стороны.