Украинская промышленность достигла дна
В июле, впервые за полтора года, металлургический сектор показал рост
«Промышленность, похоже, наконец достигла своего дна», – говорит главный экономист Dragon Capital Елена Белан. В июле падение украинского промпроизводства замедлилось до 4,9% (год к году), отрапортовала Госслужба статистики. В июне 2013-го индекс упал на 5,7%, в мае – на 9,3%.
-- Сталевары помогли
Главная новость месяца – впервые с января 2012 года рост демонстрируют металлурги. Если в первой половине 2013-го индекс производства в этой отрасли сжался на 7,6% (год к году), а в июне – на 6,3%, то в июле он вырос – на 1,6%.
Пока причина ситуативна. С 9 июля по 7 августа на Ближнем Востоке, куда Украина продает треть готовой металлургической продукции – Рамадан. За 2-3 недели до его окончания трейдеры начинают активно пополнять свои запасы, что помогло нарастить украинское производство, отмечает аналитик по металлургии ИК Concorde Capital Роман Тополюк.
Вместе с ростом спроса на металлургическую продукцию наметился и рост цен. «Начиная с мая 2013 года, цены на внешних рынках сначала на сырье, а затем на заготовку и готовую продукцию начали повышаться – хотя они по-прежнему ниже уровня цен начала 2013-го», – констатирует глава киевского представительства «АрселорМиттал Кривой Рог» Владимир Ткаченко. В июле продукция сталеваров подорожала на 3% (месяц к месяцу), чему отчасти поспособствовали забастовки на двух метзаводах в Турции – Isdemir и MMK Atakas.
Ткаченко пока не готов утверждать, что наблюдающийся рост внешнего спроса – новая тенденция. Тополюк в своих прогнозах смелее. Рост цен на сталь на мировых рынках, считает он, продлится, по меньшей мере, до ноября-декабря 2013 года. Спрос, исходя из фундаментальных факторов, также будет идти на поправку. «Последние два года Украина сокращала поставки металлопродукции в ЕС. Но во втором квартале 2013 года во Франции и Германии – двух из трех крупнейших экономик Евросоюза – наметилось оживление. Это означает, что параллельно с ростом ВВП увеличивается и потребление металла», – подчеркивает Тополюк.
Согласно июльскому прогнозу отраслевой организации Eurofer, падение в европейской строительной отрасли, потребляющей 40% всей металлопродукции, замедляется. И если по результатам 2013 года она все еще будет в минусе, то уже с первого квартала 2014-го начнется слабый рост. В других отраслях европейской экономики оживление начнется быстрее – и как следствие, активизируется и спрос на продукцию украинских металлургов, прогнозирует Тополюк.
Но главный риск-фактор теперь – торговля с Россией, оговаривает директор «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук. «Мы продаем на российский рынок значительную часть продукции машиностроения и металлургической отрасли. И если проблемы на таможне продолжатся, это может подкосить эффект от позитивных изменений на внешних рынках для украинских производителей», – считает он.
-- В разные стороны
Отличилась не только металлургия. Позитивные сдвиги в июле показали почти все отрасли. Но, в отличие от металлургов, в ряде случаев причина – лишь низкая база сравнения 2012 года. К примеру, после того как в марте 2012-го был закрыт Лисичанский НПЗ, весь оставшийся год украинская нефтепереработка падала двузначными темпами. Так что замедление падения в отрасли до 8,9% выглядит хорошо, лишь если не учитывать, что в июле 2012-го сокращение производства превысило 32% (год к году).
В добывающей промышленности спад также сократился, но реального улучшения не заметно, признает аналитик Dragon Capital Денис Саква. Показательный пример – компания Coal Energy, которая в июле уменьшила добычу угля на 66% (год к году). У других производителей – те же проблемы, хотя и в меньших масштабах. Причины – низкий спрос на уголь как в Украине, так и за ее пределами. «Потребление электроэнергии падает – и промышленностью, и населением – из-за не очень жаркого лета, – объясняет Саква. – А это, вместе с высокими запасами угля на складах, вынуждает добывающие компании сокращать производство». В итоге в июле добыча угля уменьшилась на 1,7% – до 7,07 млн тонн.
В машиностроении – разнонаправленные тенденции. К примеру, «Лугансктепловоз» за январь-июль 2013-го выпускал в среднем по 19 секций локомотивов в месяц, а в июле он произвел 22 секции, отмечает в сегодняшнем обзоре работы промышленности аналитик Concorde Capital Роман Дмитренко. Производство грузовых автомобилей увеличилось на 16,7%, а вот легковых – наоборот, упало на 24,7%.