Рабство XXI века в России
По данным международных организаций, human trafficking, то есть торговля людьми — это самая доходная отрасль мировой преступности наряду с наркобизнесом.
По данным международных организаций, human trafficking, то есть торговля людьми — это самая доходная отрасль мировой преступности наряду с наркобизнесом. Управление ООН по наркотиками и преступности (UNODC) приводит сведения, что в год в сети торговцев живых товаром попадает миллион человек.
Общественно-политическая трансформация в постсоветских странах определила подверженность региона к использованию рабского труда — зачастую в рамках закона и с согласия власти. Поэтому торговля людьми или, скорее, нелегальная миграция приобрели в СНГ такие масштабы, что превратилась в одну из ключевых общественных проблем. В России эта тема вызывает настоящую истерию.
-- В поисках лучшего будущего
27 июля на одном из московских рынков произошло нападение на патрульных полицейских. Нападавшими были уроженцы Дагестана. Однако показная всероссийская облава, которая началась после этого инцидента по личному поручению Владимира Путина, затронула в основном мигрантов из Средней Азии, Вьетнама и Китая. В ходе массовых задержаний, которые провела Федеральная миграционная служба, в фильтрационных лагерях оказались несколько тысяч нелегалов, которых сейчас ожидает депортация.
Антимигрантская операция открыла настоящий ящик Пандоры или, точнее, подняла на официальный уровень секрет Полишинеля. Ведь по официальным данным той же ФМС, в России пребывает около трех миллионов мигрантов (в основном с Северного Кавказа, Украины, из Белоруссии и Средней Азии). Эксперты же полагают, что по самым скромным подсчетам мигрантов в стране как минимум 10 миллионов. Как сообщало Радио Свобода, ежегодная волна нелегальной миграции приносит по миллиону человек.
Что ищут эти люди в прежней метрополии? Электронное издание Lenta.ru провела на территории СНГ собственное расследование, которое продемонстрировало шокирующие факты. Например, жители Таджикистана живут на два доллара в день. В свою очередь население Узбекистана выросло за последние двадцать лет с 19 до 30 миллионов человек. Сейчас в его структуре преобладает молодежь, лишенная каких-либо жизненных перспектив (официально безработица составляет 5%, а в реальности доходит до 30%).
Кроме того узбекских молодых людей на законных основаниях используют для рабского труда на хлопковых плантациях. В это сложно поверить, но в этой стране при приеме в школу или поступлении в вуз необходимо подписать согласие на обязательное и бесплатное участие в сборе хлопка. О том как тяжела эта работа свидетельствуют сообщения о самоубийствах школьников и студентов, а также издевательствах, которые ждут их при невыполнении дневной нормы сбора.
Эта процедура стала настолько повсеместной, что вызвала серьезную обеспокоенность Международной организации труда, которая несколько лет подряд добивалась возможности провести в Узбекистане инспекцию. Помогла лишь угроза мирового бойкота узбекского хлопка. Между тем помощник Госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Джейн Зиммерман (Jane Zimermann) заявила в интервью информационному агентству Фергана, что реальный мониторинг условий работы в Узбекистане практически невозможен.
Из Белоруссии, в свою очередь, ежегодно уезжает около 150 тысяч молодых людей, большинство из них — в Россию. По мнению минского профсоюзного деятеля Александра Ярощука, причина не только в неблагоприятной экономической ситуации, но в отсутствии возможностей для самореализации. Чтобы предотвратить отток молодежи из страны президент Александр Лукашенко подписал современный «крепостной декрет», который запрещает менять место работы 20 тысячам сотрудникам деревообрабатывающих предприятий. В случае неповиновения работнику грозит так называемый волчий билет и возврат государству заработанных денег.
Неудивительно, что люди со всего бывшего Советского Союза едут в Россию, которая кажется им землей обетованной. Таджику, киргизу или узбеку 200-400 долларов зарплаты московского дворника или неквалифицированного строителя кажутся манной небесной и позволяют содержать многочисленную семью на родине. Денежные переводы составляют огромные суммы: по осторожным предположениям Центрального банка России, экономические мигранты высылают в год за границу от восьми до десяти миллиардов долларов. В случае Таджикистана — эти переводы обеспечивают половину ВВП. В Киргизии и Узбекистане — примерно одну треть.
-- На земле обетованной
Весной этого года глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин похвастался перед участниками Международного экономического форума в Петербурге открытием ста уголовных дел по случаям торговли живым товаром. Журналисты журнала «Русский Репортер» иронизировали по поводу этой цифры и посоветовали Бастрыкину лично отправиться на московские рынки или сочинские стройки, чтобы собственными глазами увидеть там десятки тысяч мигрантов.
Нелегальные работники востребованы российской экономикой, которую подстегивает сырьевая конъюнктура. По сообщению портала Slon.ru, эксперты Высшей школы экономики доказали тесную связь повышенного наплыва мигрантов с ситуацией на рынке нефти и газа. Кроме того россияне, которые привыкли к собственному бизнесу и высокооплачиваемым профессиям в сфере услуг, не заинтересованы в тяжелой работе, в том числе в динамично развивающихся пищевой и сельскохозяйственной отраслях. Поэтому на российском рынке труда возник большой спрос на неквалифицированную рабочую силу из бывших колоний.
Негативную ситуацию усугубляет демографический кризис. Население России продолжает сокращаться, при этом доля пенсионеров увеличивается, а доля работающих граждан уменьшается. И, наконец, явлению массовой миграции способствуют облегченные таможенные правила. В Россию можно въехать по так называемому внутреннему паспорту страны происхождения, при условии, если она является членом СНГ. Таким образом в страну попадают миллионы нелегалов, а бизнес, связанный с торговлей живым товаром становится необыкновенно выгодным.
Мигрантами из постсоветских республик занимаются многочисленные преступные группировки каждая специализирующаяся на своей сфере. Узбекская мафия привозит работников на большие стройки, азербайджанские и армянские преступные группы завладели оптовой и розничной торговлей, а шайки с Северного Кавказа занимаются нелегальным производством и распространением алкоголя и сигарет. Текстиль курируют китайцы и их соседи из Вьетнама. Преступники из Киргизии и Украины привозят женщин для домашних работ и публичных домов. В последнем случае целью становится не только Россия, но также Европейский союз и Ближний Восток. Независимо от профиля деятельности криминальные организации функционируют в виде цепочек — но только не доброй воли или помощи, а извлечения максимума прибыли из людских бед.
Зачастую для легализации своей преступной деятельности национальные мафии используют официальные туристические бюро или сами открывают фирмы-прикрытия. Такой метод использовала шайка из Саратова, которая под вывеской турбюро завербовала 150 женщин из Белоруссии, Украины и Киргизии в публичные дома России, Франции и Ливана.
Не менее важную роль играют мигранты, которые после нескольких лет пребывания в России получили там гражданство. Зимой 2012 года Москву сотряс скандал, в центре которого были бывшие граждане Казахстана. Уроженка этой страны Жансулу Истанбекова нанимала на работу молодых казашек, а потом держала их в подвалах московских магазинов, где заставляла бесплатно работать, подвергая физическому и психическому давлению. За разговорами и действиями рабынь следило несколько камер и микрофонов. Истанбекова выдавала женщин замуж за своих подельников, а потом шантажировала матерей отделением от детей. Дело раскрыло общественное движение «Альтернатива», к которому за помощью обратились близкие жертв.
В преступных схемах участвуют и сами россияне, делая нелегальным мигрантам так называемую прописку, необходимую для пребывания на территории страны. Распространенным явлением стали «резиновые квартиры», в которых регистрируется несколько десятков приезжих. Своеобразный рекорд побила жительница Якутии, зарегистрировавшая в своей комнате в коммунальной квартире 300 приезжих из Центральной Азии, или, например, петербуржец, приютивший 200 «родственников» из Таджикистана.
Мигрантов завлекают прекрасными условиями работы, проживания и возможностями обучения, однако механизм «трудоустройства» оказывается в итоге идентичным. Сначала у желающих приехать в землю обетованную берут оплату за проезд и оформление пограничных формальностей, но по приезде их ожидают лишь разочаровании. Новые хозяева отбирают у своих жертв паспорта, чтобы те не могли сбежать, а потом сообщают о долге, которые те должны отработать. Такая история произошла недавно с группой несовершеннолетних граждан Киргизии. Мальчики 11-14 лет, которым обещали хорошее жилье, свободное время и обучения профессии, оказались на фабрике в Ногинске. Они шили одежду, жили в цеху, работали по ночам, а за невыполнение плана их подвергали побоям. За каждого из них родители получили по пять тысяч рублей, то есть примерно 150 долларов.
Бывают и случаи, будто бы пришедшие со страниц романа «Метро 2034» Дмитрия Глуховского. 200 мигрантов из Центральной и Юго-Восточной Азии несколько лет жили и работали в подземельном лабиринте под Черкизовским рынком в Москве, практически не выходя на поверхность.
Можно лишь задаваться вопросом, каким образом в России XXI века существуют подобные явления. Объяснение очень просто: ключевую роль в крышевании, то есть защите нелегального бизнеса, играет полиция и сотрудники самой ФМС. Личное распоряжение Владимира Путина о наведении порядка в сфере нелегальной миграции имело целью очистку обоих институтов правопорядка от коррупции. Российский президент неспроста поручил надзор за борьбой с торговлей живым товаром ФСБ и Следственному комитету. Между тем язвительные комментаторы говорят, что дело здесь в новом разделе сфер коррупционного влияния между силовыми структурами, и намекают, что Путин преследует исключительно политические цели.
-- Во всем виноваты мигранты
Общественная истерия, разгоревшаяся после июльской облавы ФМС — это лишь очередной этап острой публичной дискуссии вокруг темы нелегального труда, которая не теряет своей актуальности уже несколько лет подряд. По данным опроса Фонда «Общественное мнение», более половины россиян относится к мигрантам негативно, обвиняя их в криминализации жизни и ухудшении ситуации с безопасностью в стране.
Между тем, эксперты Высшей школы экономики, говорят о том, что в свете ухудшающейся демографической ситуации (по прогнозам к 2025 году население уменьшится с 142 до 138 миллионов), Россия обречена на использование иностранной рабочей силы. Проще говоря, 10 нынешних миллионов мигрантов, будет уже мало. Чтобы экономика развивалась в прежнем темпе, через несколько лет потребуется пригласить еще 10 миллионов рабочих рук. Такие мысли находят понимание у владельцев малых и средних предприятий, для которых использование дешевой рабочей силы — это вопрос выживания.
Иного мнения придерживается крупный бизнес. Один из его представителей — президент портала SuperJob Алексей Захаров — направил по этому поводу открытое письмо Путину, доказывая, что очередные 10 миллионов мигрантов вытеснят россиян с рынка труда, а иностранцы к 2020 году составят уже 50% от трудоспособной массы населения. В свою очередь крупному бизнесу нужны квалифицированные и лучше всего местные сотрудники, а мигранты не ассимилируются и не следуют культурным образцам страны пребывания.
Дискуссия экономистов и социологов продолжается, но самое главное, что антимигрантскую риторику подхватила находящаяся под контролем Кремля желтая пресса. Таблоиды муссируют каждый случай криминальной деятельности приезжих из бывших колоний, подпитывая ксенофобские настроения россиян. В прессе постоянно появляется информация о нападениях мигрантов на славян. Поэтому на улицах российских городов и сел все чаще происходят столкновения на межнациональной почве. Часть российских аналитиков полагает, что эта кампания запущена сверху. В частности, портал Slon.ru пишет, что ее целью может быть желание переложить на «чужаков» (как говорят в России — «черных» или «бородачей») ответственность за стагнацию российской экономики и ухудшающиеся условия жизни населения.
Кремль направил на рассмотрение федерального правительства 10 принципов новой миграционной политики. Главное место занимает в них разделение на востребованную и невостребованную группу, то есть специалистов и дешевую рабочую силу. Кроме того будущие мигранты будут направляться туда, где в них существует особая необходимость, например, в Сибирь и на Дальний Восток, они будут также обязаны сдать экзамен по русскому языку и основам российской культуры.
Россия не скрывает, что берет пример с европейских и американских методов. С другой стороны, она не может позволить себе закрыть границы как из экономических, так и из политических соображений: миграционные потоки из стран СНГ — это слишком важный инструмент сохранения российского доминирования на этой территории, который остается удобной разменной картой в отношениях с Брюсселем и Вашингтоном. Однако, вектор изменений свидетельствует о том, что Москва присоединяется к так называемому золотому миллиарду человечества, который по образцу Римской империи намерен любой ценой защищать «лимес» своего благосостояния от варваров из Третьего и прочих миров.
Перевод: inoСМИ.Ru