Украинцы ставят на немцев
Учащиеся республики отказываются изучать русский язык как неперспективный
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, фактически отменяющий курс Украины на евроинтеграцию. Его автор, член Партии регионов Вадим Колесниченко, разработавший в прошлом году закон о региональных языках, считает, что парламент обязан притормозить сближение с Европой. Иначе будут нарушены конституционные права половины населения страны. Однако соцопросы демонстрируют иные предпочтения украинских граждан.
«По данным социологических опросов, в украинском обществе отсутствует объединяющая или хотя бы доминирующая позиция относительно вектора внешнеполитического курса государства: присоединение к Таможенному союзу Евразийского экономического сообщества или к Европейскому союзу.
Мнения украинского народа по этому вопросу разделились примерно в соотношении 50 на 50», – отметил Вадим Колесниченко. В таких условиях решение о том или ином направлении интеграции является нарушением конституционного принципа народного суверенитета, напомнил депутат.
Член правящей партии предложил законопроект, в котором по пунктам предлагается отменить все принятые ранее законы и нормы, направленные на подписание соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Предполагается внести изменения во внутреннюю и внешнюю политику государства.
Эксперты сомневаются, что законопроект, предложенный Колесниченко, будет принят. «Все это – игра, направленная на избирателей Партии регионов и Виктора Януковича. Им намекают, что власть не так уж прозападно настроена, что команда Януковича не забыла о российском направлении внешней политики», – сказал «НГ» политолог Тарас Березовец. Он исключил раскол в правящей команде: «Там разные группы влияния, разные враги, но интересы и цели едины».
Украинские аналитики считают, что команда сплотилась вокруг победы Виктора Януковича на будущих президентских выборах. Как глава государства не хочет оказаться в роли российского генерал-губернатора, так и окружающие его крупные бизнесмены не заинтересованы в том, чтобы пустить в свои владения российских бизнес-акул, отметил политолог Игорь Жданов. «Для страны выбор между ЕС и ТС – это выбор системы ценностей. Для олигархов – выбор между европейским рынком объемом 15 триллионов долларов, где правила игры четко определены, и Таможенным союзом, в котором экономика зачастую подчинена политике и где в первую очередь встанет вопрос о сборе всех таможенных платежей (это примерно треть украинского бюджета) в общий котел», – отметил эксперт.
Советник президента РФ, отвечающий за евразийскую экономическую интеграцию Сергей Глазьев, которого в Киеве считают одним из наиболее вероятных кандидатов на должность нового российского посла в Украине, видит ситуацию иначе. Он рассказал украинским журналистам о трех вариантах развития событий. Если Украина подпишет в ноябре соглашение об ассоциации с ЕС, то Россия будет вынуждена ужесточать таможенное администрирование, чтобы избежать реимпорта европейских товаров через украинскую территорию: «Возможно, будет поставлен вопрос о прекращении отношений свободной торговли с Украиной, изучением этого вопроса уже занимается Евразийская экономическая комиссия». Кроме того, Россия может свернуть сотрудничество в ряде важнейших для украинской экономики проектов – в атомной энергетике, оборонно-промышленном комплексе, ракетно-космической, авиационной промышленности. «Потому что Украина берет на себя слишком жесткие обязательства в части выполнения европейских технических регламентов и следования европейской оборонной и внешней политике», – пояснил он.
Второй вариант предполагает, что Киев откажется от евроинтеграции и начнет переговоры об интеграции в евразийские структуры: «Мы снизим для вас цены на газ до уровня наших внутренних, будем поставлять нефть без пошлин. Общий эффект – Украина до 2030 года получит +7% валового продукта (в сумме это 220 миллиардов долларов дополнительного объема производства). Будут полностью реализованы все намеченные проекты. Кстати, РФ является главным инвестором в Украине, а российский бизнес дает 40% прямых инвестиций в страну. Все это будет развиваться».
Последний вариант предполагает, что все останется как есть. «Будем реализовывать намеченные ранее программы по разным секторам, сближать наши системы контроля на границе, технические системы, будем гармонизировать наше законодательство, в частности внешнеторговые операции, и развивать секторальное сотрудничество», – сказал Глазьев.
В Киеве отмечают, что Россия уже продемонстрировала, как будет выглядеть ситуация в первом случае. Все еще длящиеся торговые и таможенные споры, которые в Киеве сочли экономической войной со стороны России, только укрепляют европейский выбор команды власти. «Метод кнута не действует. Президент Украины не приемлет давление в такой форме», – считает политолог Владимир Фесенко.
Однако окружение Януковича не забывает о приближении президентских выборов и пытается сохранить свой традиционный электорат на востоке и юге страны, где люди в большей степени ориентированы на сближение с Россией. Поэтому во внутренней политике и ведутся игры, направленные на то, чтобы создать у избирателей иллюзию серьезных раздумий власти, полагают политологи.
Социологи отмечают, что украинское общество действительно не сделало однозначный выбор в пользу одного или другого направления внешней политики. Распределение мнений зависит даже от того, как формулируются вопросы: при жестком противопоставлении направлений интеграции получается одна картина, при ответах, предполагающих сочетание сотрудничества с ЕС и ТС, – совершенно другая.
Весной было проведено несколько соответствующих социологических исследований. По данным Киевского международного института социологии, 39,8% украинцев поддержали вступление страны в Таможенный союз, 36% – евроинтеграцию, а 22% не определились. Группа «Рейтинг» обнародовала свои результаты: 41% – за сближение с ЕС, 38% – за ТС. Еще 25% поддержали идею подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС при условии одновременного налаживания более тесных отношений с Россией и Таможенным союзом.
Что определяет выбор рядовых граждан, попытались выяснить аналитики Института Горшенина, который провел собственный опрос общественного мнения. Как оказалось, ориентируясь на евроинтеграцию, украинцы ожидают культурного обмена (71,3%), безвизового режима (70,3%), единого таможенного пространства (50,2%), общей с Европой внешнеполитической стратегии (25,1%). Но только 5,8% поддержали идею общей с ЕС армии, 8,2% – общего законодательства, 4,2% – единых органов власти.
Что касается сближения с Россией, то 75,3% выступают за безвизовый режим, 68,4% – за культурный обмен, 58,3% – за единое таможенное пространство, 34,2% – за общую внешнюю политику. Еще 12,3% населения – за общую валюту, 10,1% – за общее законодательство, 8,2% – за общую армию, 5,6% – за единые органы власти.
Первый президент Украины Леонид Кравчук считает, что граждане страны делают ценностный выбор. «В ЕС лучше законы, нравственность, ответственность, моральные качества, защита от посягательств. У нас сегодня племянник прокурора – начальник милиции, прокурор – кум, в Верховной Раде – отец, брат, кум и так далее. Это невозможно в цивилизованной стране. Если мы хотим жить, как живем сейчас, – тогда нам путь в Таможенный союз», – сказал он в интервью газете «Сегодня».
Еще одним косвенным ответом на вопрос о внешнеполитических ориентациях украинцев может стать выбор второго иностранного языка. С 1 сентября во всех средних школах с пятого класса вводится обязательное изучение этого предмета (с первого класса обязательно изучение английского). Весной, когда Министерство образования объявило о новшестве, предполагалось, что подавляющее большинство родителей и педколлективы выберут русский язык. К концу лета министр Дмитрий Табачник констатировал: «На сегодня мы имеем такую статистику: большинство украинских пятиклассников выбрали как второй иностранный язык немецкий – почти 52%, русский выбрали чуть более 23%, французский – 14%, польский – 1,6% и испанский – 1,2%».
Учителя отмечают, что выбор основан на перспективах будущего обучения в вузах стран ЕС, где в отличие от России нет квот и ограничений для украинцев, а платное высшее образование стоит дешевле. А также на бытующем стереотипе о возможностях трудоустройства: в Европе нужны образованные и владеющие иностранными языками украинские специалисты. В Россию же едут в основном гастарбайтеры на низкооплачиваемые работы, которые на бытовом уровне, как все украинцы, владеют русским, а грамотно писать и знать литературу от них не требуется.