Вступление и наказание
Евроинтеграция грозит Украине ужесточением таможенного режима с Россией
Многолетняя история переговоров о вступлении Украины в Таможенный союз, судя по всему, подходит к неожиданному финалу. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов, комментируя вчера итоги многочасовых украинско-российских переговоров, заявил, что у Украины нет никакой возможности интегрироваться в ЕС, одновременно сохранив прежний относительно либеральный таможенный режим с Россией. По его словам, Киеву следует готовиться к ужесточению этого режима — вплоть до применения ко всем украинским товарам единого таможенного тарифа. Между тем в Украине есть те, кто верит, что серьезного пересмотра отношений между государствами не произойдет.
На переговоры в Москву вчера отправился внушительный украинский десант во главе с премьер-министром Николаем Азаровым. Помимо главы правительства, в состав делегации были включены 11 человек, в частности вице-премьер Юрий Бойко, министр юстиции Елена Лукаш, посол Украины в России Владимир Ельченко, заместители глав МИДа, Миндоходов, Минпромполитики.
Переговоры Николая Азарова и главы правительства РФ Дмитрия Медведева проходили в подмосковной резиденции российского премьера Горки-9. Из выступления господина Медведева следовало, что о встрече попросила украинская сторона. «Мы с вами относительно недавно виделись, но вы позвонили, сказали, что есть резон снова встретиться, поговорить о тех интеграционных проектах, которые существуют, в которых могла бы принять участие Украина»,— заявил российский премьер, обращаясь к Николаю Азарову.
Господин Азаров в свою очередь напомнил о «глубоких отношениях» между Украиной и Россией и предложил сконцентрироваться на «тех проблемах, которые у нас существуют, каким образом их решить, с тем чтобы выйти на параметры торгово-экономического оборота, о котором наши президенты договорились, о котором мы с вами говорили».
Личная встреча на столь высоком уровне состоялась впервые после того, как между Россией и Украиной разгорелась торговая война. Экономические отношения Украины и России усложнились в середине июля, после отказа РФ продлить квоты на беспошлинные поставки украинских труб (см. «Ъ» от 17 июля). Ужесточение экспорта со стороны России затронуло и других украинских производителей. В частности, 29 июля главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил, что Роспотребнадзор признал опасной для употребления продукцию крупнейшего в Украине производителя кондитерских изделий — корпорации Roshen и ввел запрет на ее поставки в Россию (см. «Ъ» от 30 июля). Ситуация на границе обострилась 14 августа, после того как Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ стала подвергать усиленной проверке продукцию всех украинских производителей. В Федерации работодателей Украины тогда заявили, что «речь идет о полной остановке украинского экспорта на неопределенное время». По подсчетам федерации, потери Украины от прекращения экспорта в Россию составят $2,5 млрд, что приведет к спаду производства и сокращению ВВП на 1,5%. К штатному оформлению товаров ФТС вернулась через шесть дней, после телефонного разговора президентов Виктора Януковича и Владимира Путина. «Острота проблемной ситуации снята, дополнительные процедуры таможенного контроля по отношению к украинским товарам не применяются»,— сообщили 20 августа в пресс-службе Министерства доходов и сборов.
Премьер-министры ничего не сообщили о результатах переговоров. Главным же источником информации стал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Из его заявления следовало, что Украина не может одновременно участвовать в Таможенном союзе и заключить соглашение о свободной торговле с ЕС. По словам господина Шувалова, дальнейшие переговоры по этому вопросу бессмысленны. «Украинцы хотят найти формат, который был бы совместим. Мы пытались найти варианты даже с переходным периодом. Даже если бы здесь мы нашли компромисс — и мы на него готовы,— по единому таможенному тарифу у них нет возможности. Они связаны абсолютно (соглашением о зоне свободной торговли с ЕС.—»Ъ»)»,— пояснил господин Шувалов (цитата «Интерфакса»).
Первый вице-премьер РФ исходит из того, что, согласно соглашению о зоне свободной торговли Украины и ЕС, около 95% товаров облагаются нулевой таможенной пошлиной. В результате европейские товары придут на украинский рынок, а затем «будут проникать на территорию Таможенного союза бесконтрольно» либо вытеснять на рынок ТС соответствующие украинские товары. «Мы, проводя переговоры, исходили из того, что они подписывают это соглашение (с Евросоюзом.—»Ъ»),— сказал Игорь Шувалов.— Параллельно они могут нам говорить, что хотят вступить в Таможенный союз. Говорить-то они могут, но могут ли они это сделать? Проанализировав абсолютно все, мы поняли, что мы компромиссов не видим».
Николай Азаров привез в Москву предложения об ускоренной интеграции Украины и Таможенного союза, которые позволили бы Киеву сохранить текущие таможенные преференции и договориться с каждой страной ТС о мерах компенсации. Однако Россия считает такой сценарий невозможным. «Это может затянуть Украину и страны Таможенного союза в бесконечные мучительные переговоры о таможенно-тарифном регулировании. По сути, это означает, что никакого Таможенного союза не будет»,— заявил Игорь Шувалов.
Хотя позиция России была известна давно, нынешние переговоры примечательны тем, что никто из российских чиновников не пытался критиковать геополитический выбор Украины и даже вскользь не упоминал о выгодах для Киева в случае присоединения к Таможенному союзу. Напомним, подписание соглашения об ассоциированном членстве и свободной торговле с ЕС должно состояться 28-29 ноября в Вильнюсе.
Сейчас на Россию приходится более четверти украинского экспорта. Ранее советник президента РФ Сергей Глазьев оценивал потери украинской экономики в результате подписания соглашения с ЕС в 1,2% ВВП. Опрошенные «Ъ» российские экономисты единогласны в том, что краткосрочные экономические последствия для Киева будут негативными. «Для Украины это, конечно, будет очень чувствительный удар,— полагает профессор российского НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Портанский.— На данном этапе зона свободной торговли с ЕС никакой экономической компенсации Украине не даст, здесь все нацелено на будущее». Сергей Улатов из Всемирного банка считает, что «европейский рынок что-то компенсирует», однако Украине потребуется реструктуризация промышленности, чтобы ее продукция пользовалась спросом в Европе. «Те интеграционные связи, которые были, в значительной степени утрачены, поэтому сейчас заменить украинскую продукцию на российском рынке большого труда не составит»,— добавляет он.
В то же время украинские эксперты призывают быть готовым к тому, что после подписания соглашения об ассоциации Украины и ЕС таможенный контроль по отношению к украинской продукции при пересечении границ с Россией и странами ТС будет усилен. «Страны Таможенного союза получат право вернуть пошлины для украинских товаров, но, помимо этого, могут применяться и другие меры экономического воздействия — проблемы при оформлении грузов, дополнительные проверки качества продукции и другое»,— заявил «Ъ» ведущий научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины Владимир Сиденко.
Однако есть и те, кто увидел «успешные результаты» вчерашних переговоров в Москве. В частности, первый заместитель главы парламентской фракции Партии регионов Михаил Чечетов уверен: «Мы получили гарантии того, что ситуация с украинскими товарами, которая произошла на границе 14 августа, не повторится». «Российская сторона подразумевает, что Киев не может одновременно быть в ЕС и Таможенном союзе, а мы предлагаем нашим партнерам найти формулу сотрудничества Украины с ТС — этим и занимается Николай Азаров. Все понимают, что вступление Украины в Евросоюз — это перспектива десятка лет, тогда как Россия — наш стратегический партнер»,— заявил «Ъ» господин Чечетов.
В оппозиции убеждены: Россия, даже несмотря на резкое заявление Игоря Шувалова, отказываться от Украины не намерена. «Россия заинтересована в том, чтобы Украина вступила в ТС! Заявление Шувалова — это сообщение, которое Азаров должен передать Януковичу. Россия и дальше будет ужесточать экономическую политику в отношении Украины — нас ждут более масштабные торговые блокады, но такая политика покажет бизнесу, что с Россией стоит держать дистанцию!» — сказал «Ъ» заместитель председателя парламентской фракции «Батькивщина» Дмитрий Шлемко.