Соратник Тягнибока: единый кандидат в первом туре президентских выборов – ошибка
Замглавы «Свободы», вице-спикер парламента Руслан Кошулинский – о конкуренции оппозиционеров, «теневом» премьер-министре националистов и источниках финансирования партии
Политическую карьеру нынешний вице-спикер парламента Руслан Кошулинский начал в 2001 году помощником-консультантом народного депутата Олега Тягнибока.
За 12 лет Кошулинский успел многое: возглавил штаб партии во время президентских выборов 2009 года, а затем и парламентских 2012-го. В том числе благодаря ему за пять лет «Свобода» из партии с уровнем поддержки в 0,76% попала в число пяти партий, представленных в Верховной раде. Наградой за работу свободовцу стал пост вице-спикера, за его назначение проголосовало 305 народных депутатов.
Как неопытный депутат справляется с обязанностями, что он знает об источниках финансирования партии и конкуренции внутри оппозиционного лагеря, Кошулинский рассказал Forbes за неделю до старта новой сессии Рады. Ниже – ключевые тезисы беседы.
О работе вице-спикером и отношениях с Владимиром Рыбаком
Немногим людям удалось впервые стать депутатом, а затем сразу – заместителем спикера парламента. Но ничего гениального в этой должности нет. Как говорил мой тренер по легкой атлетике, если до тебя кто-то это сделал, значит, сможешь и ты.
Рыбак – опытный политик с большим жизненным опытом. В таком возрасте он способен меняться и совершенствоваться. Даже его уровень украинского языка стал лучше, чем раньше. Он интересуется моим мнением по разным темам, по тем же вопросам языкового характера. Но в отношениях у нас есть дистанция.
О первом вице-премьере Сергее Арбузове
Он нечасто встречается с руководством парламента. Он участвует в заседаниях согласительного совета от Кабинета министров, представляя законопроекты правительства. На совещаниях был несколько раз. Не могу составить впечатления о нем, потому что мы вместе интенсивно не работали.
О голосовании свободовцев за правительственный законопроект о трансфертном ценообразовании, который не поддержали УДАР и «Батьківщина»
С нашими партнерами по оппозиции мы очень разные идеологически. Законопроект несовершенен, но он хотя бы частично ограничивает вывоз капитала в офшорные зоны. Это наши идеологические и программные основы. Так почему бы за него не голосовать? Нашим партнерам некорректно указывать, как нам голосовать по тем или иным вопросам. Мы координируем с ними действия по глобальным вопросам.
О новом политическом сезоне
В сентябре-октябре все действия политиков будут крутиться вокруг вильнюсского саммита, где ожидается подписание соглашения об ассоциации с ЕС. А дальше начнется президентская кампания. Что касается тактических шагов «Свободы» осенью – это маленькая партийная тайна, которую нельзя раскрывать в угоду конкурентам.
О правительстве национальной альтернативы
Мы уже сегодня должны думать о строительстве исполнительной ветви власти и предлагать свое видение. У националистов не было своего правительства, потому к этому нужно готовиться. Например, премьер-министром от «Свободы» будет нардеп Александр Сыч. Мы определились и не скрываем этого. Мы считаем, что он сможет сформировать наш альтернативный Кабмин.
Об участии Тягнибока в президентских выборах 2015 года
Выдвижение единого кандидата в первом туре – этическая и тактическая ошибка. Что касается этики, люди, называющие себя политиками, кричат о необходимости единого кандидата уже сегодня. Это означает, что они до сих пор не познали украинцев. Их отношение к ним хамское и поверхностное. Нельзя заставлять группку людей, назвавшую себя политиками, решать за украинцев, что им делать.
Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда три оппозиционных лидера отражают палитру идеологий. Условно: либеральная, социал-демократическая и националистическая. У каждого из них – свой избиратель, и каждый из них знает, как лучше донести свою программу. Если мы не будем уважать украинцев и потребуем голосовать за кого-либо вопреки их убеждениям, это то же самое, что загонять всех в одно стойло. Во втором туре пусть украинцы покажут, кого они поддерживают.
Что касается тактики. Я как человек, проведший не одну предвыборную кампанию, могу сказать, что в Украине есть примерно 33 500 избирательных участков. Ни одна из политических сил не может обеспечить нужного количества подготовленных членов участковых комиссий и наблюдателей. Никто не даст гарантии, что действующая власть не снимет с регистрации оппозиционного кандидата по надуманному поводу. Поэтому небезопасно выставлять единого кандидата в первом туре президентских выборов.
О финансировании президентской кампании
Народные депутаты Игорь Кривецкий и Александр Мирный частично финансируют партию – с выгодой для себя. Они удовлетворяют свои человеческие амбиции и воплощают идеи в жизнь. Кто-то умеет хорошо зарабатывать деньги, кто-то – писать статьи, кто-то – агитировать и т.д. Но все эти люди объединены одной идеей.
Бюджет президентской кампании мы еще не рассчитывали, но у нас с другими политическими партиями разная математика: мы не набираем людей под выборы, не берем за деньги членов избирательных комиссий или наблюдателей. Это все члены нашей партии и идейные братья. Самые большие затраты будут на внешнюю рекламу и агитационные ролики по радио и телевидению.