Экономическая дипломатия «а ля рюс»

26 августа в подмосковных Горках состоялась встреча руководителей украинского и российского правительств и сопровождающих их государственных делегаций

26 августа в подмосковных Горках состоялась встреча руководителей украинского и российского правительств и сопровождающих их государственных делегаций, во время которой не только были подведены итоги превентивной торговой войны России против Украины, но и намечены планы по переформатированию структуры российско-украинских экономических отношений после подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

Слова председателя российского правительства Дмитрия Медведева, сказанные им в начале переговоров с украинской правительственной делегацией не могли не вызвать оптимизма. Выразив заинтересованность российской стороны в предельно откровенном обсуждении со своими партнерами «в том числе и минусы тех или иных проектов», российский премьер предложил своим украинским коллегам «поговорить о юридических, организационных и экономических последствиях подписания Украиной соответствующего Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, а также о тех же возможностях и последствиях, связанных с членством в Таможенном союзе и, в будущем, в Евразийском экономическом союзе».

Оптимизм подогревался и тем, что перед встречей пресс-секретарь украинского премьера Виталий Лукьяненко сообщил, что «есть наработки для рабочей группы, которые в контакте с российскими партнерами разбирала эту ситуацию. Есть предложения по урегулированию». Уточнив, что для Украины важны зоны свободной торговли и с Таможенным союзом, и с Европейским Союзом, Виталий Лукьяненко сделал методологически точное замечание «Обе эти зоны свободной торговли строятся на принципах Всемирной торговой организации. Это свидетельствует о том, что решение будет обязательно найдено».

К сожалению, ни Виталий Лукьяненко, ни кто-либо из членов украинского правительства не может сказать, когда будет найдено это решение. И не потому, что его некому искать. Скорее всего, оно будет найдено не скоро, потому что российская сторона считает, что решение это искать незачем.

Информационные агентства сообщили, что подхода участников российско-украинских переговоров к прессе не будет. Но, несмотря на это, российские переговорщики традиционно сделали после переговоров информационный вброс, поставив переговорщиков украинских в чрезвычайно щепетильное положение. Первый вице-премьер-министр Российской Федерации Игорь Шувалов по итогам состоявшихся переговоров, коснувшись перспектив одновременного участия Украины в зоне свободной торговли с Евросоюзом и Таможенным союзом, сказал журналистам: «По этому вопросу, я считаю, что переговоры в дальнейшем бессмысленно проводить, поскольку был задействован самый высокий уровень экспертов, приглашены независимые неправительственные эксперты с обеих сторон».

А член российской правительственной делегации, советник президента Российской Федерации по вопросам Таможенного союза Сергей Глазьев по итогам переговоров, как передают «Вести», забил очень интересный правовой гвоздик по поводу предполагаемого Соглашения об ассоциации Украины с ЕС: «Любые предложения со стороны Украины не имеют юридического статуса. Украина делегирует свои права Брюсселю, с которым Российская Федерация и будет согласовывать все таможенные и экономические вопросы».

К сожалению, предложенное господами Шуваловым и Глазьевым объяснение оснований для такой их позиции, только затемняет дело. «Украинцы хотят найти формат, который был бы совместим, - говорит Шувалов. - Мы пытались найти варианты даже с переходным периодом (в том, что касается институтов регулирования, таких как техническое регулирование и фитосанитарный контроль). Даже если бы здесь мы нашли компромисс, и мы на него готовы, по единому таможенному тарифу у них нет возможности. Они (соглашением о зоне свободной торговли с ЕС) связаны абсолютно», - сказал вице-премьер-министр Игорь Шувалов.

Это не что иное, как проявление традиционной топорной экономической дипломатии «а ля рюс». Если Всемирная торговая организация не в состоянии гармонизировать отношения между зонами свободной торговли, в которые входят её члены, возникает вопрос: а зачем нужно было переться в этот всемирный огород? Все страны-члены союзов - Европейского и Таможенного - являются членами ВТО. Если российские государственные чиновники в силу каких-то, неведомых миру причин, не могут найти решения задачи гармонизации взаимоотношений более высокого порядка, чем двусторонние, то, может быть, отдать эту задачу специалистам из Сколково? Пусть покажут, как возможно «хождение в ногу» Российской Федерации в ВТО вместе со всеми другими её членами.