Лукашенко ввязался в драку
Минск не идет на примирение даже перед угрозой экономических потерь
«Беларуськалий» вынужден остановить два из четырех рудников и отправить часть сотрудников в отпуск с сохранением двух третей зарплаты. Россия прекратила покупать белорусских свиней и свинину. Сгущаются тучи и над поставками белорусского молока. Рабочие калийного комбината и представители мясо-молочной отрасли надеются, что союзники и партнеры все же помирятся. Эксперты, предрекая Белоруссии большие экономические проблемы, задаются вопросом: для чего президенту Александру Лукашенко могла понадобиться затеянная сложная игра?
О том, что «Беларуськалий» сокращает производство из-за проблем со сбытом, журналистам рассказал заместитель генерального директора предприятия Анатолий Махлай. Правда, директор компании Валерий Кириенко заверил, что ничего катастрофического нет, бывало и хуже. «В кризисном 2009 году «Беларуськалий» продал за весь год всего 2,8 миллиона тонн калия, а в нынешнем – за январь–июль уже экспортировано 3,8 миллиона тонн калийных удобрений», – напомнил он. «Сейчас идет постоянная работа по восстановлению имеющихся связей и созданию новых контактов. Уже есть соглашение на поставку 3 миллионов тонн калийных удобрений с Арабскими Эмиратами, Катаром и другими странами. Уверен, что вскоре мы начнем продавать такие же объемы продукции, как раньше, а, может быть, и больше», – добавил заместитель премьер-министра Петр Прокопович.
Опрошенные местными журналистами рабочие калийного комбината настроены не так оптимистично и, будучи далекими от большой политики и экономики, просто хотят, чтобы власти выпустили из тюрьмы директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, чтобы недавние партнеры помирились и они снова стали получать нормальные зарплаты.
Экономические эксперты тем временем подсчитывают возможные потери белорусской экономики от очередной торговой войны между союзниками. Только из-за проблем на калийном рынке, по их оценке, они могут составить около 1 млрд. долл. в год. Не меньшие потери принесет и закрытие продовольственного экспорта в Россию (около 1,5 млрд. долл. в год), который в последние годы по значимости для экономики почти сравнялся с калийным и нефтяным. Вполне реальна и угроза сокращения поставок нефти в Белоруссию. Напомним, годовой баланс стороны так и не подписали, каждый квартал обсуждается отдельно. Не могут не видеть этих угроз и власти, однако официальный Минск молчит, а «заложник» Баумгертнер продолжает оставаться в тюрьме. «Лукашенко пошел ва-банк. Почему?» – говорят эксперты.
«Скорее всего в «бракоразводном процессе» белорусских и российских калийщиков Лукашенко кинули. Жестоко и обидно, – предполагает председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. – Своей эксцентричной выходкой белорусский президент борется за приемлемый для себя формат взаимоотношений с Кремлем. Он хочет быть равноправным партнером Путина».
Лукашенко рассчитывает, что и на этот раз дерзость сойдет ему с рук, как это бывало не единожды, полагает Лебедько. «Он надеется, что в вопросе цен на энергоносители Кремль будет вынужден придерживаться формулы «Лукашенко – сукин сын, но наш сукин сын». Более того, белорусский президент может получить дополнительные бонусы в этом конфликте. Например, «отодвигает подальше тему приватизации белорусских предприятий по российскому списку, увеличивает поле для маневра за счет потепления отношений с Западом. Возможно, он еще и повысит свой рейтинг борца с расхитителями народной собственности», – предполагает Лебедько.
«Любая война с зарубежным врагом мобилизует лукашенковский электорат. Тем более война с олигархами, потому что белорусы не любят богатых», – согласен с политиком и белорусский политолог Валерий Карбалевич. Согласен эксперт и с тем, что уверенности Лукашенко придает взаимная зависимость России и Белоруссии. «Если Беларусь подсела на иглу российской экономической помощи, то Россия, в свою очередь, давно подсела на белорусскую интеграционную иглу», – говорит он. Именно поэтому Лукашенко не просит российских субсидий, а требует, «виртуозно играя на имперских комплексах союзников». «Куда вы денетесь, за статус союзника необходимо платить», – излагает Карбалевич возможную логику президента Белоруссии.
Правда, высказывается и более прозаичная версия «дерзости» Александра Лукашенко. «У меня есть серьезное подозрение, что никаких расчетов вообще никто не вел», – делится сомнениями тот же Карбалевич. В Белоруссии уже давно некому делать серьезные анализы и прогнозы, чиновники только выполняют указания президента, какими бы они ни были, говорит эксперт. «Вероятнее всего, это была спонтанная реакция мести за российское кидалово по принципу: втянемся в драку, а там посмотрим», – считает он. В связи с этим эксперт полагает, что власти Белоруссии под угрозой многочисленных и болезненных российских санкций уже и готовы бы отыграть ситуацию назад, но не знают, как это сделать, сохранив лицо.
Оппозиционные политики, как это часто бывает в период российско-белорусских размолвок, в очередной раз надеются, что Москва поможет им избавиться от политического противника. «Вполне вероятно, что Лукашенко мотивирует Кремль искать «дублера» для запуска на орбиту президентской кампании в Беларуси в 2015 году», – поделился надеждами Анатолий Лебедько.