Украина – ЕС: «дедлайн» для Януковича
Проблема-2015 для Януковича может оказаться куда важней сохранения лица перед новыми западными друзьями
Вдоволь пошумев насчет «гомофильского» законопроекта, в Партии регионов решили отложить «на потом» (хотя и не в такой долгий ящик) еще один «евроинтеграционный» закон. Министр юстиции Елена Лукаш выразила желание внести изменения в избирательное законодательство о выборах народных депутатов после получения выводов о законопроекте Венецианской комиссии замечаний ОБСЕ. Мол, если принять изменения в спешке и без одобрения европейских институций, это потом приведет к большим проблемам. Причем в Минюсте до вердикта «венецианки» не могут даже приблизительно назвать, что же именно будет изменено.
Но дело в том, что выборы уже на носу. Оппозиция настаивает, чтобы законодательство было изменено до выборов в проблемных округах, недавно назначенных Радой на 15 декабря. Заодно оппозиционеры требуют смены до этой даты членов ЦИК – поменять их для оппозиции желательно на новых условиях, с пропорциональным представительством парламентских фракций.
-- Подождем до октября
Напомним, что законопроект о выборах народных депутатов вкупе с законом о референдуме уже получал в июне нелестный вердикт Венецианской комисии. И тогда такого пиетета, как сейчас, «регионалы» перед ней не выказывали. Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов и вовсе высказывался в духе «мы сами с усами» и недвусмысленно намекал, что к выводам комиссии Украина может относиться выборочно. Но теперь, после резкого «европоворота» Банковой, пожелания европейцев, понятное дело, просто так не проигнорируешь.
Вывод Венецианской комиссии относительно законодательных инициатив Минюста о выборах ожидаются в начале или в середине октября. Именно тогда стартует избирательная кампания в проблемных округах, и в таком случае применить новые нормы к текущим выборам, даже при авральном принятии их в парламенте, будет малореально.
«Лукаш не совсем корректно подает информацию, – считает «ударовец» Валерий Карпунцов. – Выводы Венецианской комиссии летом уже были, и в них указывалось на все недостатки, которые имели место на избирательных округах. Лукаш же говорит про собственный проект, который подготовил Минюст. Так пусть себе готовят, но в данном случае площадка для работы – это парламент, где нужно вести работу и дискуссию по усовершенствованию законодательства. Надо законом урегулировать формирование окружных и территориальных комиссий, а не делать это постановлениями ЦИК, чтобы представители оппозиционных партий имели места в комиссиях. Урегулировать вопросы подсчета голосов, транспортировки бюллетеней – чтобы «Беркут» не считал бюллетени, чтобы их постфактум не портили. Все эти вещи необходимо минимизировать законом».
Внесение изменений в закон о выборах нардепов является требованием ЕС, но неясно пока, что именно удовлетворит европейцев – голосование законопроекта в целом, в первом чтении или даже просто неподдельная демонстрация желания работать в этом направлении. Во всяком случае, ранее Брюссель требовал от Киева принятия Избирательного кодекса, но уже очевидно, что пока согласится и на куда меньшее. По мнению главы Комитета избирателей Украины Александра Черненко, вовсе не надо никуда спешить, а имея в запасе время до 2017-го года, когда пройдут очередные парламентские выборы, заняться разработкой того самого Избирательного кодекса.
Глава Лаборатории законодательных инициатив Игорь Когут называет «дедлайном», до которого Рада должна проголосовать за ключевые для евроинтеграции законы, дату 21 октября: «Именно в этот день собирается совет министров иностранных дел ЕС, чтобы определиться по поводу Соглашения об Ассоциации. К тому же, многие правительства для подписания Соглашения об Ассоциации должны получить согласие парламентов, а на это тоже нужно время. Кстати, закон о Генпрокуратуре, необходимый для Ассоциации с ЕС, также ждет вердикта Венецианской комиссии. Одобрение этих законов в срок я оцениваю «фифти-фифти».
В то же время эксперты призывают не связывать изменения в законодательство с предвыборными «хотелками» оппозиции. «Оппозиция может хотеть, чтобы выборы в проблемных округах прошли по новому закону, но Европа этого не требует, – говорит политолог Владимир Фесенко. – Пока неизвестно, в какой форме и в каком объеме будут приняты изменения в избирательное законодательство, но в любом случае они некритичны. Все ключевые системные изменения (Избирательный кодекс, изменение избирательной системы) сейчас не рассматриваются. А процедурные изменения достаточно важны, но не играют критической роли. И сомневаюсь, что они будут применены к выборам в проблемных округах».
Александр Черненко также считает, что успеть применить новые нормы к повторным выборам будет нереально: «Да и смысла особо нет, потому что получится, что часть парламента избиралась по одному закону, а часть – по другому. Это не совсем правильно».
-- ЦИК: перезагрузка
Куда более ключевым для оппозиции может стать состав ЦИК, который она изъявила желание сменить еще до 15 декабря. Ныне он полностью контролируется властью, а недавняя смена относительно равноудаленного главы комиссии Владимира Шаповала на стопроцентного «бело-голубого» ставленника Михаила Охендовского и вовсе выглядит как окончательная «зачистка» этого органа под Януковича.
«У ЦИК не было оснований забирать победу у пяти кандидатов на парламентских выборах, но комиссия по беспределу проголосовала, что невозможно установить результат, – возмущается Валерий Карпунцов. – Этот состав ЦИК уже не имеет морального права проводить выборы. Плюс замена Шаповала на Охендовского нарушила баланс, которого и до этого не было».
Сейчас парламентское меньшинство требует этот баланс восстановить. Депутат от «Батькивщины» Руслан Князевич напоминает, что срок полномочий большинства членов этого состава ЦИК истекает в 2014-м году и комиссию стоит переформатировать на новых условиях. Нынешний глава ЦИК сразу после вступления в должность уже заявлял, что выступает против квотного способа формирования комиссии, вот только не приведет ли «профессиональный» принцип к тому, что оппозицию опять оставят за бортом?
Оппозиционеры уже сейчас хотят найти с властью компромисс по формированию ЦИК, вот только неясно, пойдет ли та на него, несмотря на европейские отблески, появившиеся на ее грузном облике. Но пока, пользуясь «евроинтеграционным» моментом и наступившей внешней идиллией в отношениях с властью, оппозиция рассчитывает вынудить пойти последнюю на максимальные уступки. Правда, вопрос спокойного переизбрания в 2015-м для Януковича может оказаться куда важней сохранения лица перед новыми западными друзьями. Не говоря уже о внутренних оппонентах.