Что теряет Украина
Пока Украина упивается очередным геополитическим поражением Кремля, остается не совсем ясным, что же именно она потеряет и что обрете Подробнее: http://www.rosbalt.ru/ukraina/2013/09/30/1181793.html
Пока Украина упивается очередным геополитическим поражением Кремля, остается не совсем ясным, что же именно она потеряет и что обретет, отказавшись от Таможенного союза в пользу Ассоциации с ЕС. Между тем, многие из украинских отраслей уже сейчас на пороге исчезновения.
На Украине сейчас неспокойно – решается ее судьба на многие десятилетия, а может быть, и на столетия вперед. Опросы показывают, что мнения украинцев, которых попросили высказаться в пользу ЕС или ТС, разделись ровно напополам. Но странное дело: уровень общественной дискуссии на эту тему не поднимается выше экспертного. Министры, депутаты, крупные собственники, лидеры оппозиции – либо молчат, либо повторяют мантры о безальтернативности европейского пути. Публичная аргументация носит по большей части негативный характер и сводится к описанию традиционных мерзостей русской жизни, избежать которых украинцы якобы смогут в рамках ассоциированных отношений с Европой.
Между тем, соглашение об Ассоциации с ЕС, которое правительство Украины должно подписать в конце ноября, может поставить крест на будущем многих украинских предприятий, технологические цепочки и рынки сбыта которых тесно связаны с Россией. А значит, и на профессиональном будущем десятков, если не сотен тысяч украинцев.
Сегодня между Украиной и РФ действует режим свободной торговли. Это значит, что при ввозе в Россию подавляющего большинства украинских товаров они облагаются нулевой импортной пошлиной. Условия для других стран, которые не имеют с Россией таких тесных связей, куда жестче. Так, размер средневзвешенной импортной ставки России для стран-членов ВТО в 2011 году составил 9,4%. Говорят, что РФ вряд ли решится на установление еще большей пошлины для украинских товаров. А потому Украине предстоит готовится к 9-10%-ной пошлине.
В прошлом году Украина отправила в Россию товаров на 17,6 млрд долларов. Если допустить, что все эти товары отправлялись соседям без всяких пошлин (хотя это, конечно, не так — в этом правиле много исключений), то выгоды для Украины — 1,76 млрд долларов. Это чуть меньше 1% ВВП Украины за прошлый год.
Если аналогичным образом пошлины поднимут партнеры России по Таможенному союзу — Белоруссия и Казахстан (а не факт, что они поднимут) — потери Украины составят еще порядка 445 млн долларов. То есть, общий объем ущерба для украинского экспорта можно оценить в сумму, меньшую чем 2,5 млрд долларов. Возможно, он будет даже меньше: директор экономической программы Украинского института публичной политики Ильдар Газизуллин говорит, что под различные пошлины и ограничения попадают порядка 18% украинских товаров, поставляющихся в Россию. Так что общий ущерб можно оценить максимум в 1% украинского ВВП.
Сколько ни пытались в последние годы Киев и Москва восстановить советские технологические цепочки, у них ничего не получалось, напомнил «Росбалту» директор энергетических программ украинского аналитического центра «Номос» Михаил Гончар. И нельзя сказать, что в этом виновата Европа. По словам эксперта, Москва регулярно обкладывала условия тесного экономического сотрудничества политическими требованиями. В разное время от Киева требовали то деклараций о невступлении в НАТО, то продажи ГТС, то прочих уступок.
Правда, стоит отметить, что выше речь идет только о тех потерях, которые Украина понесет в случае «цивилизованного» развода с Россией. На практике, конечно, кто-нибудь вроде Онищенко может попросту закрыть российский рынок для множества украинских товаров. Половину своих экспортных продуктов Украина поставляет именно на российский рынок, так что возможности российского правительства тут куда шире. Но опрошенные «Росбалтом» эксперты сходятся во мнении, что если что-то подобное и случится, то это будет продолжаться лишь некоторое непродолжительное время: вряд ли Россия закроет свой рынок для украинских товаров на много лет.
Считается, что взамен свой рынок откроет Украине ЕС. Глава Представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбинский на днях заявил, что соглашение с ЕС сэкономит украинским экспортерам 750 млн евро. «В случае имплементации Соглашения об ассоциации в долгосрочной перспективе рост экономики Украины может составить до 6%. Кроме того, это обусловит рост внутреннего спроса. Украинские экспортеры будут экономить до 750 млн евро, которые сегодня идут на уплату разных таможенных пошлин и платежей», — пообещал дипломат.
Согласно подсчетам Института экономических исследований и политических консультаций, эффект для Украины от создания зоны свободной торговли с ЕС будет положительным: плюс 4% ВВП. Так что украинские эксперты уверены, что в целом соглашение об Ассоциации с ЕС будет для Украины скорее полезным, чем вредным. И перекроет негатив в результате расторжения ЗСТ с Россией.
Но общий эффект — это одно, а возможная гибель конкретных отраслей экономики — совсем другое. Проблема — в том, что практически все, что производит сейчас Украина, не соответствует технологическим регламентам ЕС. Иными словами, если Россия согласна покупать украинские товары, которые не дотягивают до европейских по качеству, то Европа их покупать не будет. Поэтому в первое время потери для некоторых отраслей украинской торговли будут существенными.
Более половины всего украинского экспорта в ЕС составляет продукция металлургии и сельского хозяйства: каждая из этих отраслей обеспечивает порядка 20% от общего объема экспорта. Кроме того, важную роль играет пищевая промышленность (около 6%), химическая и нефтеперерабатывающая отрасли (порядка 4%), а также машиностроение (примерно 2,5%).
Так, проблемы определенно ждут химическую отрасль Украины. Поскольку доля химической продукции в общем объеме экспорта Украины в Россию составляет 11,6%, удар по украинскому химпрому, испытывающему совсем не лучшие времена, будет весьма чувствительным. Уже сейчас из-за всех прошедших «торговых войн» с Россией производство бензина на Украине упало в 2,1 раза, дизельного топлива в 1,8 раза, мазута – в 2,5 раза. Химическая и нефтехимическая промышленность Украины еще до подписания соглашения с ЕС теряет привлекательность для российских инвесторов. Например, компания ТНК уже законсервировала Лисичанский НПЗ и распродает другие активы на Украине. И вряд ли этих инвесторов заменят европейские, говорят эксперты.
Довольно сложный вопрос — что будет в результате изменений с украинским пищепромом. По данным Минэкономразвития, украинский аграрный сектор получит наибольшие преимущества от уменьшения ввозных пошлин: 330 млн евро для сельскохозяйственной продукции и 53 млн евро для переработанной сельскохозяйственной продукции. ЕС обещает нулевые ввозные пошлины на 98% позиций украинского экспорта в первый год действия зоны свободной торговли. Но это пока обещания. Экономист Павел Гайдуцкий утверждает, что зона свободной торговли с ЕС грозит украинским аграриям потерей конкурентоспособности на внутреннем рынке, поскольку на прилавках появятся более качественные и дешевые продукты из Польши, Словакии, Венгрии и других стран. Сейчас их появление сдерживают довольно высокие импортные пошлины.
Производители целых групп товаров могут потерять сырье. Например, без работы могут остаться производители подсолнечного масла на Украине. Сегодня, например, 80% всех семян украинского подсолнечника отправляются на экспорт. Если границы с ЕС откроются, то они все могут уехать в Европу: там их готовы покупать за большие деньги, чем на Украине.
Производители сахара, по-видимому, более оптимистичны. Во всяком случае, Виктор Иванчик, совладелец холдинга «Астарта», говорит, что ЕС выделяет квоты на поставку украинского сахара. Это позволит продукции украинских аграриев пройти тест на соответствие европейским стандартам.
Алексей Марченко, директор по общим вопросам комплекса «Агромарс», надеется, что позитив ждет и птицеводов: для них открывается новый рынок, а местная курятина в целом лучше европейской.
А вот молочников однозначно ждут проблемы. Как говорит директор Белоцерковского молочного комбината Вадим Чагаровский, «украинских молочников ЕС никто не ждет», зато «для европейской молочной продукции доступ на наш рынок будет облегчен». Рост поставок, уверен он, произойдет в одностороннем порядке.
Экономист Юрий Макогон ждет развала отраслей судостроения (эксперт напоминает, что на Украине сосредоточено 33% отрасли от всего бывшего СССР), авиа- и машиностроения, всех высокотехнологичных предприятий. Речь идет о таких предприятиях, как «Турбоатом», «Хартрон», «Моторсич», о производителях высоковольтных трансформаторов для линий электропередач и т.п. Эксперт подчеркивает: Украина потеряет Россию как партнера в технологической цепочке для многих своих производств, а ЕС за 20 лет не организовал на Украине ни одного высокотехнологичного производства.
Под угрозой — и ракетно-космическая отрасль Украины, и вагоностроительная, авиационная. Об этом недавно волновался Путин: «Я просто не представляю без нашего рынка моторостроение авиационное. Наши все вертолеты оснащены украинскими двигателями, что нам делать? Как это будет все развиваться, или не будет вообще?».
По итогам прошлого года товарооборот между двумя странами снизился с $57 млрд до $45 млрд. Это индикатор нарастания проблем в украинской экономике. Спрос на украинский металл — основной экспортный продукт — продолжает падать, рассказывает заместитель декана факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. По мнению эксперта, Украина от резкого поворота на Запад все же больше потеряет, чем выиграет.