ЕС: До саммита в Вильнюсе Украине нужно выполнить еще шесть условий в бизнес-сфере

Как выглядит экономический аналог «списка Фюле»

Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом уже переведено на языки всех государств ЕС и ждет подписания, рассказал вчера на встрече с журналистами в Киеве еврокомиссар по торговле Карел де Гухт. Но прежде ЕС хочет, чтобы Украина выполнила еще несколько условий в экономической сфере.

На вопрос, есть ли экономический аналог «списку Фюле», то есть условиям в сфере политики и права, которые Киеву нужно выполнить для подписания соглашения с ЕС, де Гухт ответил: есть. «Мой месседж [правительству Украины] здесь [был таким]: вам нужно соответствовать не только политическим, но и экономическим условиям [для подписания соглашения ЗСТ], – сказал еврокомиссар. – В контексте подписания в Вильнюсе вам по-прежнему нужно сделать несколько вещей».

-- Список де Гухта

В перечне пожеланий Евросоюза, озвученном де Гухтом, по меньшей мере, шесть пунктов.

1. Решение вопроса по утилизационному сбору на автомобили, введенному в Украине с 1 сентября 2013 года. Украина имеет право на такой сбор, но он не должен быть дискриминационным по отношению к кому-либо, в том числе – европейским автопроизводителям.

2. Отказ от защитных специальных пошлин на импорт авто в Украину, введенных в апреле 2013 года. «Мы просим решить вопрос по этим мерам, поскольку [у Украины] не было причин вводить их против Европейского Союза, [с его стороны] не наблюдалось никакого роста импорта», – говорит де Гухт.

3. Отказ от ограничений на импорт угля и кокса. С 1 июня в Украине действует квота на импорт коксующегося угля в размере 10,2 млн при потребности рынка в 13 млн тонн импорта (оценка Федерации металлургов).

4. Отказ от «местной составляющей» (т.е. требования местного компонента – Local content requirements) – доли товаров, услуг, активов, имеющих украинское происхождение, для проектов возобновляемой энергетики. Сейчас, согласно закону о «зеленом» тарифе, локализация должна составлять 30%, с 1 января 2014 года – 50%. Если доля «местной составляющей» не соблюдена, оператор ветропарка, солнечной электростанции или другого проекта возобновляемой энергетики рассчитывать на «зеленый» тариф не может. В ЕС считают, что это требование дискриминирует европейских производителей оборудования для «зеленых» проектов на украинском рынке.

5. Пересмотр условий торговли в рамках ВТО. Украина подала заявку на пересмотр 371 тарифной позиции. Страны-партнеры настаивают на том, чтобы она отозвала эту заявку полностью или частично.

6. Шаги по улучшению бизнес-климата. «Важнее всего другого – это то, что вы [Украина] планируете предпринять, чтобы улучшить бизнес-климат, с точки зрения конкретных шагов», – заявил де Гухт. За последний год условия для ведения бизнеса в Украине, по его данным, ухудшились.

-- Не на что смотреть

Ключевое требование ЕС – увидеть, что Украина работает над решением этих проблем. «Мы пытаемся быть гибкими, но есть некоторые проблемы, которые недопустимы и должны быть решены», – констатирует де Гухт.

Пока такой работы в Евросоюзе не видят. К примеру, в июле текущего года министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов пообещал на переговорах с ЕС до 10 августа предоставить сценарий, как Киев оформит отказ от спецпошлин на автомобили, и уже к концу августа правительство должно было принять все необходимые документы. Но обещание так и не выполнили. «Никаких предложений с украинской стороны мы до сих пор не получили», – сообщил высокопоставленный собеседник Forbes в Еврокомиссии.

Связаться с Прасоловым вчера вечером не удалось: он не брал трубку, пресс-служба МЭРТ вечером уже не работала. Но с выводами Еврокомиссии согласен глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. «По моей информации, в Межведомственную комиссию по вопросам международной торговли, которая вводила спецпошлины, с просьбой отменить их, чтобы снять эту проблему в отношениях с ЕС перед саммитом, обращался министр иностранных дел Леонид Кожара. Но его просьбу проигнорировали», – говорит он.

Аналогичная ситуация, по словам собеседника Forbes, и по остальным вопросам повестки дня. К примеру, по утилизационному сбору. «Мы видим явный саботаж поручений президента и политики по сближению с ЕС со стороны отдельных украинских чиновников и лоббистов. К примеру, уже два месяца не выполняется поручение Виктора Януковича о том, что из закона об утилизационном сборе нужно убрать норму, дискредитирующую импортеров автомобилей по сравнению с национальными производителями, – подчеркивает Назаренко. – Напротив, готовятся документы, которые прямо ему противоречат».

Исключение – импорт кокса и коксующегося угля. В конце сентября Минтопэнерго предложило расширить квоты на импорт угля на 2013 год – с 10,2 до 11,2 млн тонн. Но и это – лишь полумера, временный шаг, отмечает собеседник в Еврокомиссии.

Вчера никаких предложений со стороны Украины европейцы также не получили. Но де Гухт и министр Прасолов договорились, что до конца октября украинская сторона предоставит ЕС свое виденье того, как и в какие сроки указанные проблемы могут быть решены. При этом речь сейчас не идет о том, что все меры должны быть обязательно внедрены до Вильнюсского саммита. «Мы можем согласиться с тем фактом, что не все можно решить мгновенно, но мы должны достичь соглашения по временным рамкам решения этих проблем», – поясняет де Гухт.

Партнер ЮФ AstapovLawyers Олег Мальский, который занимается вопросами торгового права, считает, что обеспечить прогресс в большинстве этих требований украинский Кабмин может за считанные недели. «Большинство этих проблемных вопросов регулируются конкретными законами, к примеру, законом об утилизационном сборе. То есть подготовить необходимые изменения в законодательную базу Кабмин может очень оперативно», – уверен он. Исключение – только бизнес-климат, улучшение которого требует целого комплекса мер.

Другое дело, захочет ли Кабмин, в том числе Минэкономики, решать эти проблемы. «Пока какие-то вопросы остаются открытыми, это – рычаг в переговорах и возможный метод торга Украины с европейской стороной. К примеру, торга за переходные периоды, финансовую помощь со стороны ЕС и т.д. Не исключено, что Киев руководствуется именно этой логикой», – отмечает Мальский.