Украинские «менты» на пути в Европу
Будет ли толк от этих перемен, покажет время.
Едва стихли последние раскаты стихийного бунта под Николаевом, где обнаглевшие от безнаказанности милиционеры в перерывах между сбором дани и передачей ее областному начальству насиловали и зверски убивали ни в чем не повинных девушек, как Украина узнала о масштабной реформе трех важнейших силовых ведомств.
Киевская газета «Капитал» на днях сообщала, что Совет национальной безопасности и обороны Украины, которую возглавляет Андрей Клюев, по поручению президента Виктора Януковича разработал проект концепции реформирования СБУ и передал его на оценку в Министерство юстиции. Официальных комментариев в ведомстве не дают.
Но уже известно, что СБУ станет более «гражданским» ведомством. Военизированными останутся только центр спецопераций по борьбе с терроризмом, контрабандой наркотиков и оружия. Ведомство перестанет бороться с уголовными преступлениями — лишь изредка будет помогать МВД в борьбе с организованными преступными группировками. Следствие СБУ передаст в ведение МВД.
Но будут у службы новые обязанности. Так, она должна будет выявлять экономические преступления, расследованием которых займутся в МВД. Контрразведка СБУ будет бороться с экономическим шпионажем и сопровождать все международные договоры государства. При этом у ведомства останутся задачи, связанные с преступлениями против государства, шпионажем, терроризмом, военными преступлениями.
Пока законопроекта о реформировании СБУ в Минюсте нет. Но уже известно главное изменение: в СБУ будут не «служить», а работать. Практически все сотрудники ведомства лишатся погон. Исключение составят лишь борцы с терроризмом.
Все эти новшества превратят СБУ в аналог западных спецслужб. Эксперты сомневаются, что ведомство перестанет заниматься политическим сыском. «Формально СБУ не занимается политическим сыском, но, конечно же, информацию она будет держать, потому что в Украине сложная ситуация, у нас непростые соседи», — говорит политолог Вадим Карасев. С другой стороны, становится очевидно, что сотрудников ведомства потихоньку оттесняют от ведения «внутриполитических» дел.
Еще одно большое изменение — реформа министерства внутренних дел. Изменения в жизни ведомства будут тоже достаточно радикальными: милиция станет гражданской структурой и переименуется в полицию. По плану, в МВД будут работать государственные служащие и возглавит ведомство министр, которого будет назначать и увольнять президент. А все правоохранительные функции перейдут к Национальной полиции, которую будет курировать главный полицейский страны. Он будет лично руководить Бюро расследований (расследование уголовных преступлений), Службой правопорядка (патрульно-постовая служба и ГАИ) и Бюро по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (реформированное УБОП). В обновленном МВД также должна появиться Служба пожарной безопасности и спасения, хотя сейчас у ведомства есть лишь небольшая Госслужба чрезвычайных ситуаций. Но теперь «полицейские» должны будут стать полноценными спасателями, способными потушить пожар, оказать первую помощь.
Чтобы не было проблем с евроинтеграцией, заберут часть функций и у прокуратуры Украины. Главное изменение: лишение органов прокуратуры функций следствия и полномочий общего надзора за законностью. Одновременно ее лишат права вмешиваться в частную жизнь граждан, инициировать проверки частных предприятий и давать поручения органам контроля. «Как нам сказали на одной из встреч представители Совета Европы, на Украине все еще действует сталинский, а не европейский закон о прокуратуре», — отметил член комитета Верховной рады Украины по правовой политике Сергей Мищенко.
11-12 октября проект реформы оценит Венецианская комиссия Совета Европы. «Мы практически уверены, что реформу удастся завершить до ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, поэтому мы обсудили все спорные вопросы», — зяавил секретар комиссии Томас Маркерт.
В целом, общество поддерживает начатые реформы. Другое дело, что с целью угодить Европе Украина проводит их слишком быстро. Председатель правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека Евгений Захаров также считает, что власть слишком «поспешно» пытается выполнить свои обязательства перед Европой. Лидеру адвокатской компании «Баганец и партнеры» Алексею Баганцу до сих пор непонятно, какие органы будут исполнять изъятые у прокуратуры функции.Также недовольство эксперта вызывает тот факт, что по новому закону прокуроры смогут представлять в судах интересы ограниченного круга недееспособных граждан. Тогда как возможности прокуратуры по защите интересов государства будут существенно расширены. «Это происходит потому, что этот закон разработали не законодатели, а чиновники президентской администрации», — уверен Баганец.
Будет ли толк от этих перемен, покажет время. Пока трудно поверить, что районные менты автоматически перестанут убивать и насиловать, а милицейское начальство — собирать дань с подчиненных, потерявших человеческий облик в ее поисках. Ведь для этого надо поменять не вывески, не форму одежды и не структуру подчиненности, а всю систему отношений в украинском обществе, зависшем между уголовными понятиями и феодально-сословной этикой. Разве перестанет смердить этот кусок дуриана, если его внести в европейский лифт? Новейшая история ЕС, переполненного не желающими интегрироваться стратами, говорит, что стерилизация постсоветского карательного монстра в 46-миллионной стране будет нелегкой задачей. Но в любом случае лучше уж так, чем никак.
Главное, на что стоит сейчас обратить обратить внимание - то, с какой скоростью и интенсивностью в Украине проходят «европейские» реформы. Если у кого-то в России до сих пор были сомнения, действительно ли Украина взяла курс на Европу, или просто блефует, то простой анализ событий показывает: евроинтеграция- это всерьез и надолго.