Тупик Каськива: Украина оказалась в газовой ловушке

Европа не в силах приструнить «Газпром», а Украина потеряла шанс построить «третий газовый путь»

Надежды на то, что Евросоюз поможет Украине «порешать вопросы» с «Газпромом» не оправдываются, и едва ли когда-нибудь оправдаются. Не будет Европа серьезно ссориться с Москвой из-за Украины вообще и ее газовых проблем в частности. Европейские страны исходят, прежде всего, из собственных интересов, и далеко не всегда учитывают даже интересы ЕС, не говоря уже о какой-то Украине. Как говорится, ничего личного, просто бизнес. Не откажется оператор газотранспортной системы Словакии от супервыгодного контракта с «Газпромом» по прокачке газа только для того, чтобы обеспечить реверсом энергонезависимость Украины, и надеяться на европейские «энергопакеты» – это нерационально и просто глупо. К тому же, с наступлением осенних холодов оказалось, что Европе самой не хватает топлива, а достаточного количества газа, альтернативного российскому нет. Что же будет, когда на смену осенним придут зимние холода? Создание «третьего газового пути», альтернативного российскому и европейскому реверсному, в виде поставок сжиженного топлива власть Януковича «успешно» провалила. Все это позволяет Кремлю использовать газ как инструмент политического давления не только на Украину, но и на Европу, кстати, тоже.

Суета вокруг подготовки к подписанию соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС в ноябре в Вильнюсе затмила многие важные вопросы. Именно в столице Литвы 3 октября прозвучало заявление заместителя председателя Еврокомиссии (ЕК) по вопросам конкуренции Хоакина Амуньи о том, что в расследовании против «Газпрома» ЕК переходит к «фазе подготовки заявления о претензии», поскольку российский монополист подозревается в препятствовании «свободному потоку газа через территорию государств-членов ЕС и диверсификации источников поставок». Представитель ЕС также отметил, что расследование ведется в ответ на жалобу Литвы, но учитывает также претензии Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии.

Слова европейского чиновника вызывают недоумение и ряд вопросов.

Почему расследование длится так долго и всего лишь только подходит к «фазе подготовки заявления о претензии»? Напомним, еще два года назад в офисах аффилированных с «Газпромом» компаний в Европе были проведены нашумевшие обыски с целью выявить нарушения российской корпорацией антимонопольного законодательства. Если нарушения имели место, то «Газпрому» придется уплатить штраф в размере 10% годового выручки. Если же будет доказано, что условия конкуренции нарушались в течение нескольких лет, и это повлекло существенные потери для энергетической отрасли ЕС, то российскую монополию ожидает штраф в размере 30% от выручки. Звучит вроде бы грозно…

Но на разбирательство с фирменной европейской неторопливостью было отведено 2 года. Вскоре после информационного выброса все затихло. Правда, год назад ЕК возбудила официальное расследование, но после некоторого информационного ажиотажа, опять все затихло. И вот теперь наблюдается третий всплеск активности.

Скорее всего, что «Газпром» нарушает-таки антимонопольное законодательство Европы. Но обращает на себя внимание тот факт, что все три всплеска имели место осенью накануне зимнего сезона максимального потребления газа, а Еврокомиссия не торопится применять к монополии серьезные меры. Складывается впечатление, что Европа торгуется, не желая ссориться с Кремлем по следующим причинам.

В последние годы в Европе было много разговоров на тему замены российского газа топливом из альтернативных источников. Вопрос актуализировался в аномально холодную зиму 2011-2012 года, когда «Газпром» не смог обеспечить нужные объемы поставок из-за нехватки топлива по причине холодов в России и попытался, как обычно, переложить вину на Украину, правда, неудачно. Кстати, хорошим выходом из положения могло бы стать накапливание в летний период дополнительных объемов топлива в украинских газохранилищах, но Россия хочет, чтобы Украина закупала газ для Европы за свои деньги, а в Европе о проблеме вспоминают, когда припечет, а точнее – приморозит.

По последним данным, «Газпром» несколько пошел на попятную и готов предоставить Украине скидку для закачки газа в хранилища на зиму для дальнейшего экспорта в Европу. Об этом заявил Путин в ходе визита в Индонезию. Если для своих нужд Украина получает российский газ по $407 за тысячу кубов, то для экспортной закачки российская монополия якобы готова отдавать топливо по $260. Напомним, что ранее Украина заявляла о готовности закачать только необходимые ей 14 млрд кубов, в то время как Москва настаивала, что для обеспечения надежных поставок нужно закачать минимум 19 млрд кубов. В ответ власти Украины вполне справедливо заявили о готовности принять необходимые «Газпрому» объемы газа, но оплачивать эту закачку должен сам «Газпром», поскольку «Нафтогаз» не может позволить себе роскошь закупать у «Газпрома» топливо в интересах того же «Газпрома» по цене более $400. «Газпром» решил пойти на уступки, предложив существенно меньшую цену, очевидно, для закупки разницы в 5 млрд кубов. Такая сговорчивость российского монополиста, похоже, объясняется просто: если зимой «Газпром» опять не справится с обеспечением поставок топлива в Европу, то в условиях обострения отношений России с Западом и сближения Украины с Евросоюзом в очередной раз обвинить во всем Украину может не получиться, и монополия имеет все шансы напороться на судебные иски европейских энергоконцернов на огромные суммы, к которым добавятся имиджевые потери.

Ответ украинских чиновников на «заманчивые предложения» российской монополии купить у нее ее же газ для ее же нужд (яркая иллюстрация к анекдотам о «лукавих москалях»!) пока неизвестен. Думается, что правительству Януковича-Азарова следует настаивать на своем: если «Газпром» хочет закачать в украинские хранилища топливо для своих нужд, то пусть делает это за свои деньги и платит за хранение.

Но вернемся к ситуации на газовом рынке в Европе. Зима 2012-2013 года была снежной, но относительно теплой, и вопрос отошел на второй план. И все же планировалось, что уже в 2012 году Европа должна была существенно увеличить импорт сжиженного газа, прежде всего, из Северной Африки, а также Ближнего Востока и даже США. По ряду причин это не получилось. США экспорт сжиженного сланцевого газа в сколько-нибудь серьезных объемах не начал. Кризис в Евросоюзе не позволил изыскать финансирование для наращивания мощностей по приему сжиженного газа. Крайне негативное влияние оказывает перманентная политическая нестабильность в странах Магриба, которые должны были стать главными поставщиками газа: в Алжире не прекращается борьба с экстремизмом, а Ливия и вовсе перестала существовать как единое государство, в стране идет «война всех против всех», и наладить регулярные поставки энергоносителей не представляется возможным.

В итоге оказалось, что Европа по-прежнему очень сильно зависит от поставок российского топлива. Прогнозы о скором переизбытке в Европе газа и падении цен на него не оправдались. Наоборот, по ряду оценок, там имеет место недостаток топлива, а цены на него с началом небольших пока холодов начали расти. Последнее обстоятельство нанесло удар по широко разрекламированном властью Януковича реверсе газа из Европы.

Напомним, что, по контракту с немецким энергетическим концерном RWE с ноября 2012 года были начаты реверсные поставки топлива сначала через Польшу, а затем через Венгрию. На 2013 год были запланированы реверсные поставки в сравнительно небольшом объеме – около 3,5 млрд кубов. Через Польшу поставки достигали 3 млн кубов в сутки, а через Венгрию – 9 млн кубометров. Но 4 октября оператор венгерской газотранспортной системы фирма FGSZ Ltd заявила о сокращении поставок до 3,9-5,2 млн кубометров в сутки. Оператор польской газотранспортной системы Gaz-System и вовсе приостановил поставки газа через Польшу с начала октября.

Еще более неприятным оказался существенный рост цены газа на европейском спотовом рынке. До сих пор украинские чиновники твердили, что европейский газ обходится на $100 дешевле российского. Возможно, летом так и было. За последние время цены на европейских хабах достигли $357 за тысячу кубов, а с доставкой на границу Украины газ обойдется в $388. Цена продолжает расти, и ожидается, что в середине октября на границе Украины она превысит $415 за тысячу кубов. В то же время «Газпром» поставляет в Украину топливо по $407 за тысячу кубов. Таким образом, реверс газа из Европы становится бессмысленным.

В этом случае тщетные попытки наладить реверсные поставки еще и через Словакию вовсе теряют смысл. Но несостоявшийся пока словацкий реверс интересен именно как яркая иллюстрация того, что не следует особо надеяться на Европу в защите энергетических интересов Украины.

На Словакию возлагались главные надежды. Если через Польшу и Венгрию при существующих технических средствах можно получать в год максимум 6 млрд кубов, то через Словакию – до 30 млрд кубов, что составляет около половины годового потребления газа в Украине, включая внутреннюю добычу, составляющую около 20 млрд кубов в год. Собственно говоря, запуск словацкого реверса мог бы окончательно решить проблему газовой зависимости от России. Конечно, если бы в Европе нашлись достаточные объемы газа по приемлемой цене, а с этим, повторим, пока не сложилось.

Но все попытки запустить реверс через Словакию неизменно натыкались на нежелание обеспечивать пропуск топлива со стороны оператора словацкой газотранспортной системы Eustream. Прямого отказа, правда, не было, но каждый раз словаки находили какие-нибудь технические причины, чтобы мотивировать невозможность реверса. Не помогли воззвания украинских чиновников к Европейскому энергосообществу, членом которого является Украина и Словакия, повлиять на позицию словацкого оператора, который нарушает нормы этого сообщества. Точно так же не помогли многократные уверения еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера «решить вопрос» со словаками. Финалом этой суеты стало недавнее заявление главы представительства ЕС в Украине Яна Томбиньского о том, что Словакия не позволит реэкспортировать российский газ со своей территории без предварительного согласования с «Газпромом».

Таким образом, газпромовское лобби в Европе в ряде вопросов оказывается сильнее структур Евросоюза, в результате чего Москве удается навязывать Европе свою политику. Ситуация со Словакией является ярким подтверждением этому.

Во-первых, в СМИ появилась информация, что после ряда изменений в структуре собственности словацкого газотранспортного оператора Eustream в ней появилась доля «Газпрома» или его дочерних структур, которая доходит, по некоторым оценкам, чуть ли не до 50% и более.

Во-вторых, контракт на транзит газа составлен таким образом, что право собственности на топливо сохраняется за «Газпромом» по всей территории Словакии вплоть до австрийского хаба в Баумгартене. Таким образом, словаки действительно не имеют права осуществлять реэкспорт в Украину, поскольку это не их товар. Следует отдать должное менеджменту «Газпрома», который мастерски навязал свою игру и Словакии, и Европе в целом. Но и это еще не все.

В-третьих, контракт на поставки газа через Словакию предусматривает оплату транзита не менее 50 млрд кубов топлива в год на условиях ship-or-pay, то есть «поставляй или плати». Иными словами, прокачивает «Газпром» этот объем или нет, но платить за ежегодную прокачку этого количества должен. И самое главное, что он исправно платит, хотя реально, по оценкам экспертов, объем транзита составляют примерно 25% от указанного. Более того, транзитный контракт действует аж до 2029 года, и за время его действия Словакия должна получить от «Газпрома» оплату за транзит 900 млрд кубов, из которых, повторим, прокачивается четвертая часть. Глава «Газпром-экспорта» Александр Медведев в сентябре нынешнего года подтвердил, что «все обязательства по этим контрактам будут выполнены», и Словакия «без транзитных платежей не останется». Очевидно, что словаки и не думают отказываться от столь выгодного контракта. Если же они нарушат условия договора, то Россия станет оплачивать только фактические объемы транзита, которые, к тому же, из года в год существенно сокращаются.

Но самое забавное состоит в том, что недопоставляемый через Словакию по транзитному контракту газ реально прокачивается черед трубопровод Nord Stream. Таким образом, транзит одних и тех же объемов оплачивается дважды. Зачем «Газпром» идет на подобные абсолютно нелогичные траты? Ответ прост: чтобы сохранить инструмент «газово-политического» влияния на Украину, Восточную Европу и Евросоюз в целом.

В этом контексте довольно циничным выглядит голос Словакии, звучащий в едином хоре европейских стран, обвиняющих «Газпром» в нарушении антимонопольных правил. Может, Братиславе следовало бы сначала привести деятельность своего оператора в соответствие с нормами Европейского энергосообщества, известными как «энергопакеты»? А Евросоюзу следовало бы заставить Братиславу эти нормы выполнять и не сотрясать воздух заявлениями еврокомиссара Эттингера, который уже несколько лет безуспешно обещает «решить вопрос»:

Итак, широко разрекламированный реверс из Европы не срабатывает ни по объемам, ни по организационным и политическим причинам, а теперь еще и по цене.

В тот момент, когда реверс затевали, цена на европейских газовых хабах могла быть существенно ниже российской. Но это так называемая спотовая цена, которую отличает высокая волатильность, а говоря по-простому – высокая изменчивость. Сегодня она ниже, а завтра может подскочить в разы. Например, есть данные, что даже во время прошлой нехолодной зимы спотовые цены на газ в Европе кратковременно подскакивали до «космических» $800. Спотовая торговля – это спекулятивный рынок, крайне зависимый от конъюнктуры. Есть версия, что указанный рывок цен до $800 за тысячу кубов был организован «Газпромом» через контролируемых трейдеров.

В итоге власть Януковича попала в патовую ситуацию. С одной стороны, Россия упорно не желает идти на уступки в цене на газ, проводя таким образом, свою фирменную политику «принуждения» к Таможенному союзу. С другой стороны, не смотря на радужные евроинтеграционные перспективы, Европа практически ничего не дает в решении наиважнейшего вопроса – в снижении цены на топливо и обеспечении поставок, альтернативных российским.

Нужен «третий газовый путь»… И такой путь есть, но власть Януковича его создание «благополучно» провалила!

Речь идет о поставках сжиженного газа и создании на черноморском побережье соответствующего LNG-терминала. С этой действительно хорошей идеей чиновники носятся уже более трех лет с того момента, как Янукович пришел к власти, но дальше болтовни и клоунады дело не пошло. Главная «веха» этого сюжета: поручение этого архиважного вопроса Владиславу Каськиву и его «конторе». Потом было «торжественное открытие» Азаровым некоего «объекта, похожего на строительство терминала» примерно год тому назад, хотя в природе этот объект отсутствует по сей день. Был поиск частного инвестора с $1 млрд, хотя такой жизненно важный для страны объект должно было финансировать государство, которое на футбол выбросило в разы больше. Наконец, был скандально знаменитый «испанский лыжник», подписавший с Каськивым контракт на строительство терминала от имени фирмы, которая ни сном ни духом не знала, что – оказывается! – является генподрядчиком этого объекта.

После этого все заглохло, и лишь изредка в СМИ всплывают жалобные всхлипывания все того же Каськива о том, что провал этой затеи и «испанский лыжник» – это происки Кремля.

В деле налаживания поставок сжиженного газа действительно есть сложный момент. Это позиция Турции, которая не готова пропускать через Дарданеллы и Босфор танкеры. Хотя по договору Монтре о режиме проливов, Анкара не имеет права перекрывать движение, но турки находят вполне обоснованные технические и экологические оправдания своим действиям.

Отечественной власти следовало бы плотно поработать с Турцией, сделав ей выгодные предложения. Например, вместо поиска «частных инвесторов» из числа наших олигархов, которые привыкли все получать «на шару», можно было бы привлечь турецкое государство или крупную турецкую энергетическую корпорацию, например, ту же Botas, к участию в проекте.

Зато, организовав прием сжиженного газа, страна могла бы получать его из по-настоящему альтернативных источников, например, из Катара, где в летний период минимального спроса на газ его можно закупать по действительно низким ценам. Закачав газ летом в украинские газохранилища, можно было бы в сезон повышенного спроса использовать его как для своих целей, так и для экспорта в ту же Европу. К проекту можно было бы привлечь, кроме Турции, поставщиков газа, тот же Катар, Венесуэлу, страны Магриба и так далее, а не Фирташа. Именно на этой основе следует выстраивать «украинский газовый хаб», о котором много, но без толку говорят. Европа нам хаб не построит, у нее своих хабов хватает, а им конкуренты не нужны. А вот арабам, латиноамериканцам и африканцам наши расположенные на границе Евросоюза газохранилища объемом свыше 30 млрд кубов с возможностью увеличения этого объема могут быть очень интересны.

В сухом остатке имеем следующее. Россия своим газовым империализмом по-прежнему пытается загнать Украину в свои «содружества» и «пространства». Европа альтернативные поставки топлива реально обеспечить не может, равно как не может даже на своей же территории заставить «Газпром» играть по европейским правилам.