Европа не даст трубе заржаветь
Украина нашла деньги для модернизации своей газотранспортной системы
Украине удалось добиться от Европы хотя бы обещания, что ее газотранспортная система не останется без модернизации. Член Еврокомиссии по вопросам энергетики Гюнтер Этингер заявил о готовности вложить деньги в ГТС. Но остается вопрос, чем ее заполнять.
Премьер-министр Украины Николай Азаров провел встречу с Гюнтером Этингером, после которой последний заявил, что украинская ГТС является важной составляющей европейской энергетической системы. И ЕС готов к софинансированию ее модернизации.
«Мы много дискутировали с нашими партнерами из Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и МВФ по условиям для предоставления кредитов. Мы хотим софинансировать модернизацию украинской ГТС», – приводит слова еврокомиссара пресс-служба кабинета министров Украины.
«Данное заявление стоит рассматривать в контексте процесса интеграции Украины в ЕС или, по крайней мере, обоюдного желания ЕС и Украины двигаться навстречу интеграции», – сказал газете ВЗГЛЯД содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.
Заявление Этингера стало реакцией на угрозы Азарова, которые он озвучил в четверг. «Три с половиной года решается вопрос о модернизации нашей ГТС. Я задаю простой вопрос: она не нужна России и ЕС? Дайте ответ на этот вопрос, или мы будем сами принимать решение по эксплуатации ГТС», – цитирует премьера Украины «Интерфакс».
Ранее зампред правления Нафтогаза Вадим Чупрун говорил о том, что Украина может законсервировать часть своей газотранспортной системы, если объем транзита российского газа в Европу снизится до 35–37 млрд кубометров в год. Недостаточная загрузка украинской газотранспортной системы приведет к убыткам, чего Украина себе позволить не может.
До этого Азаров отмечал, что теоретически Россия могла бы поставлять весь нынешний объем газа в Европу через украинскую ГТС, так как ее пропускная способность составляет как раз 150 млрд кубометров (столько же Россия продает Европе ежегодно). По его мнению, при небольшой модернизации украинской ГТС мощности прокачки газа можно было бы увеличить даже до 200 млрд кубометров в год.
Но Россия взяла курс на поставки газа в Европу в обход Украины. В итоге украинская ГТС сейчас эксплуатируется уже лишь на 60% своих мощностей, остальной же объем газа поставляется другими путями, жалуется Азаров. В связи с этим он призвал Европу и Россию взять на себя часть расходов на содержание украинской ГТС, если, конечно, они заинтересованы в том, чтобы она избежала частичной консервации.
«Почему только Украина должна нести затраты? Может, законсервировать две нитки этого газопровода? Нам 50 млрд кубометров газа хватит», – заявил премьер. «Давайте вместе принимать такое решение. Не может Украина одна нести такие колоссальные затраты», – заявил Азаров.
Таким образом, Украина признала, что ее ГТС оказалась на грани превращения в ненужный, к тому же дорогостоящий металлолом. Именно такую судьбу ей предсказывал в прошлом году глава Газпрома Алексей Миллер. Украина требовала и продолжает требовать от России снижения цен на газ, сетуя на кабальные условия договора от 2009 года. Газпром же в обмен на это хотел получить доступ к ГТС Украины.
Но в республике наотрез отказывались от такого варианта. «Если, как можно услышать на Украине, ГТС – это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее», – говорил тогда глава Газпрома.
Украина предлагала свой вариант, а именно – консорциум по управлению украинской ГТС в трехстороннем формате – с участием Европы и России, где Украине принадлежало бы 34%, а остальным участникам – по 33%. Также этот вариант предполагал вложения в модернизацию ГТС в размере 5–7 млрд долларов на период от пяти до семи лет.
До последнего времени Украина могла рассчитывать на изменение позиции России, но соглашение об ассоциации с ЕС, которое республика вот-вот подпишет, не оставляет ей шанса на то, что Москва пойдет навстречу. Введение в строй «Северного потока» привело к тому, что объем транзита газа через территорию Украины сократился почти на 20%. В дальнейшем транзит может еще больше упасть из-за введения «Южного потока».
«Учитывая, что уже построен «Северный поток», строится «Южный поток» и был получен контроль над белорусской ГТС, значимость Украины в качестве страны – транзитера газа может существенно снизиться в случае, если будут избраны иные маршруты экспорта», – отметил Григорий Бирг.
Отсюда вытекает вопрос о целесообразности возможной модернизации ГТС в том плане, что нужно найти, чем ее заполнить. Гюнтер Этингер заметил, что увеличение Украиной собственной добычи углеводородов, в частности, из сланцевых месторождений, – это прекрасная возможность для привлечения долгосрочных инвестиций, передает РИА Новости.
На Украине сейчас с большим оптимизмом смотрят на возможности сланцевых месторождений, к которым уже допущена компания Royal Dutch Shell, а на очереди стоит корпорация Chevron. Азаров накануне заявил, что Украина при помощи развития альтернативных источников и собственной добычи может и вовсе отказаться от российского газа. Но эксперты предупреждают, что здесь кроются большие риски.
«Украина надеется на проект по сланцевому газу, считает это панацеей от всех проблем. Надеется, что у нее произойдет, как в США, где сланцевый газ стал локомотивом экономики после рецессии 2008 года. Украина уверяет, что сможет получить газ по 120 долларов за тысячу кубометров, что соответствует ценам США», – сказал газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его мнению, Украина не учитывает, что в США большой рынок сланцевого газа с развитыми технологиями и с высочайшей конкуренцией, которая предполагает подобное снижение цен.
Есть другой вариант заполнения ГТС Украины – рост поставок из Европы, где республика стала закупать реверсный газ. Сейчас по реверсу из Европы на Украину идет газ через Польшу, а весной этого года республика стала получать первые объемы через Венгрию. Однако пока объемы реверсных поставок незначительны. Впрочем, Киев еще ведет переговоры по организации поставок через Словакию и Румынию. «Скорее всего, ставка будет сделана на модернизацию украинской ГТС с расчетом на то, чтобы страна могла импортировать газ из ЕС, – отмечает Григорий Бирг. – Однако сам ЕС, в свою очередь, находится и продолжит находиться в существенной зависимости от российского сырья».